Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Звезды2 июля 2015 23:40

Майкл Джей Фокс спал по 4 часа в сутки, чтобы отправиться "Назад в будущее"!

Исполняется 30 лет великому фильму Роберта Земекиса [фото]
"Комсомолка" выяснила, как сложились судьбы героев культового фильма

"Комсомолка" выяснила, как сложились судьбы героев культового фильма

Фото: кадр из фильма

3 июля 1985 года в американский прокат вышел фильм "Назад в будущее" – как выяснилось впоследствии, один из самых великих фантастических фильмов всех времен. По крайней мере, один из самых любимых всеми - независимо от возраста, национальности или пола. Попробуйте пересмотреть его сегодня; энергия и фантазия, вложенная в него режиссером Робертом Земекисом, благополучно вынесли испытательный период в три десятка лет. Этот фильм и сегодня сверкает, как новенький (в отличие от множества картин, которые тогда восхищали зрителей и критиков, а теперь отправлены на антресоли).

Земекис снял потом два сиквела, они вышли в 1989-м и в 1990-м. Это трилогия, и это неразрывное, законченное повествование. Пару дней назад режиссер заявил, что больше продолжений или римейков не будет – по крайней мере, при его жизни. И слава Богу. Пожелаем ему долгих лет.

Вот несколько фактов о том, как снимался самый первый фильм о Марти МакФлае и его друге, доке Брауне.

* * *

Идея "Назад в будущее" пришла к сценаристу Бобу Гейлу, когда он приехал к родителям, случайно увидел старую фотографию отца, сделанную, когда тот был старшеклассником, и задумался: если б они вместе учились, стали бы друзьями, или нет? Он рассказал об этом Роберту Земекису. У того родился встречный образ: мать рассказывает детям, что она в школе ни с кем не целовалась, а на самом деле спала с кем ни попало.

В основе "Назад в будущее" – простая мысль: наши родители, "предки", не сакральные фигуры, они тоже были молодыми, они влюблялись и могли быть беспутными, комплексовать, пьянствовать, заниматься сексом, да хоть залетать. Из этой элементарной идеи Гейл и Земекис постепенно, осторожно соорудили сценарий о том, как обычный старшеклассник из 80-х попадает в 50-е и встречает собственную мать, и как та в него влюбляется. Она, конечно, не подозревает, что перед ней ее будущий сын. А он в ужасе: он не для того жил все свои 17 лет, чтоб в итоге сыграть в Эдипа. А неподалеку бродит его настоящий отец, лузер и мямля, и вся цель Марти Мак Флая теперь – отвлечь внимание матери от себя и привлечь к будущему отцу. Иначе самого Марти не будет.

Гейл и Земекис таскали свою сценарную заявку (так называемый "драфт") по разным студиям. Одни отвергали ее из-за того, что она слишком легкая и невинная ("А отнесите-ка на Disney!"), другие (как раз Disney) отвергали из-за того, что в ней так или иначе возникает тема инцеста. Обстановку не озонировал и тот факт, что предыдущие фильмы Земекиса, "Подержанные автомобили" и "Хочу держать тебя за руку", грохнулись в прокате. Их продюсировал Стивен Спилберг, и в третий раз к нему обращаться Земекис не хотел – было неловко. Ни ему, ни Гейлу, не хотелось быть парнями, которым просто покровительствует Стивен, потому что что-то в них видит. Земекису пришлось поставить "Роман с камнем" (который как раз оказался большим хитом), прежде чем обратиться к Спилбергу снова.

При бюджете в 19 миллионов долларов (казалось бы, скромном - но инфляция умножает его раза в два) фильм "Назад в будущее" собрал в прокате под 400 (опять же, умножайте). Земекис стал идолом для продюсеров. Завершив трилогию про прошлое и будущее, он потом снимал что хотел, что взбрело в его полную вдохновения голову – виртуозного "Кто подставил кролика Роджера" (1989), "Форреста Гампа" (1994, "Оскары" за фильм и режиссуру), полуудачные полумультфильмы "Полярный экспресс" (2004) и "Беовульф" (2007), удачный полумультфильм "Рождественская история" (2009), блестящую драму "Экипаж" (2012). Осенью 2015-го выйдет его фильм "Прогулка" – киноверсия реальной истории французского канатохоца Филиппа Пети, который в 1974 году умудрился натянуть канат между башнями-близнецами в Нью-Йорке и пройтись между ними.

Как сложились судьбы актеров

Фото: кадр из фильма

Драматическая история во многих смыслах.

Перебравшийся в Америку канадец Майкл Джей Фокс был актером, которого Земекис выбрал с самого начала. Но он снимался в мыльной опере "Семейные узы", и не мог отлучиться с площадки: его партнерша забеременела, он должен был тащить весь сериал на себе. Вместо Майкла Земекис взял Эрика Штольца, и снимал его четыре недели, а потом понял, что ошибся: Штольц, при всем его таланте, никак не подходил на роль Марти, в нем не было необходимой легкости.

А Майкл тем временем прочитал сценарий, влюбился в героя (потому что тот практически написан был под него – авторы угадали даже его увлечение скейтбордингом и рок-музыкой). Его партнерша по сериалу родила и вернулась на съемочную площадку. Майкл подписался на "Назад в будущее". Штольц, передернув плечами, ушел, и потом не держал на авторов обиды.

Съемки, однако, были тяжелыми: весь день Майкл работал на "Семейных узах", потом уходил и с 18.30 до 2.30 ночи снимался у Земекиса. Спал он по четыре часа в день. Земекис, спавший еще меньше, вспоминал эти ночные съемки как кошмар: "Я никогда не был таким разожравшимся, потерявшим форму и больным". Впрочем, 100 дней этого мучительного процесса окупились: аудитория на тестовых просмотрах скакала до потолка от восторга.

* * *

Дальнейшая карьера Майкла Джея Фокса в кинематографе не сложилась – он навеки остался Марти МакФлаем.

Можно, конечно, вспомнить "Волчонка" (тот же 1985-й), фантастическую комедию для тинейджеров про старшеклассника-оборотня. Или драму Брайана де Пальма "Военные потери" (1989). Или "Доктора Голливуд" (1991), еше одну комедию про приключения молодого пластического хирурга. Или фильм ужасов Питера Джексона "Страшилы" (1996). Или телевизионные проекты, которых и после "Семейных уз" хватало. Но все это не оставило никакого особого следа в истории кино, по крайней мере, если сравнивать с "Назад в будущее".

На съемках "Доктора Голливуд" Майкл Джей Фокс понял, что у него не все в порядке со здоровьем. Вскоре врачи ему сообщили, что это болезнь Паркинсона. Говорят, когда Майкл понял, что это кладет конец  карьере и амбициям, первым делом запил – серьезнее, чем когда бы то ни было, – а потом раз и навсегда бросил.

В 1998 году он публично объявил о своей болезни и в кино с тех пор не снимался (хотя его голосом говорит мышонок Стюарт Литтл - во время озвучивания симптомы паркинсонизма не мешали Фоксу). Он борется с болезнью (которая разбила Иоанна Павла II, Сальвадора Дали, Андрея Вознесенского и еще сотни тысяч людей) уже много лет, и основал свой собственный фонд помощи больным. В 2010-е ситуация, кажется, улучшилась, Фокс периодически появлялся на телевидении.

Фото: кадр из фильма

Американский актер, дебют которого в большом кино состоялся в "Пролетая над гнездрм кукушки" Милоша Формана, а пик популярности, как и у Фокса, пришелся на 80-е и начало 90-х. Земекис не хотел сначала брать его на роль в "Назад в будущее", он видел в образе Дока Джона Литгоу. Но тот сниматься не смог, и Ллойда впустили в фильм, который его обессмертил. Дополнительно обессмертила его "Семейка Аддамс".

Для американцев, конечно, он еще звезда ТВ – снимался, например, в "Такси" и прочих сериалах, которых нам, с другого конца света, не видно.

Фото: кадр из фильма

Профессиональная балерина, в детстве и юности участвовавшая во множестве постановок крупнейших американских балетных театров. По слухам, Михаил Барышников  сказал про нее: "Прекрасная танцовщица, но коренастая!" В итоге Томпсон покинула жестокий мир балета и начала сниматься в рекламе  Burger King, а затем и в фильмах - можно вспомнить картину "Все верные ходы" (1983), не принесшую аплодисментов ни ей, ни исполнителю главной мужской роли Тому Крузу. Потом снялась в "Назад в будущее". Это был пик карьеры. Потом снималась в основном на ТВ.

Фото: кадр из фильма

На момент съемок в "Назад в будущее" был малоизвестным актером, подошедшим по типажу. Остался актером одной роли, потом в основном озвучивал мультсериалы. Художник. Убежденный католик.