С первого взгляда и не поймешь, что находишься в лучшей школе страны. Те же парты, те же учителя, тот же гомон на переменах. Но после занятий педагоги и ученики не спешат по домам: с половины пятого и до самого вечера в лицее работают кружки по интересам. Их насчитывается около пятидесяти.
Фото: Александр ГЛУЗ
Обычные школьные коридоры. У столовой – ребятня, жующая пирожки. На стенах – стенды с расписанием. Вот только физики, информатики и математики что-то многовато. А на перилах лестницы почему-то… сушатся палатки. Вот так выглядит лучшая школа России. Кстати, в ней в свое время учился Григорий Перельман.
Минобр вновь составил рейтинг лучших образовательных организаций страны. Школы соревновались по следующим критериям: результаты ОГЭ и всероссийских олимпиад; число выпускников; количество предметов, по которым есть победители олимпиад.
В топ-500 вошли школы из 81 региона страны. Но петербургский Физико-математический лицей №239 переплюнул всех. Верхние строчки рейтинга он занимает не первый год.
– Приятно, что и говорить, – признался «Комсомолке» замдиректора по учебной работе лицея №239 Михаил Житомирский. – И радует даже не место, а то, что многолетний труд, наконец, воплотился в результат. Я сам заканчивал эту школу полвека назад, поэтому мне радостно вдвойне.
В лицее обучают ребят с пятого по одиннадцатый класс. Учеников более восьмисот, педагогов – восемьдесят человек. В пересчете на учителя получается по десять неугомонных подростков.
Фото: Александр ГЛУЗ
К своеобразному триумфу в лицее относятся спокойно. Самоцели «взять золото» никогда не ставили.
– Не думаю, что какая-нибудь Марья Васильевна, которая честно трудится в сельской школе и спасает молодежь от пьянства и тюрьмы, заслуживает меньшего поощрения, – пояснил Михаил Житомирский. – Там просто другие условия.
Лицеисты признаются: учиться здесь сложно. Требования повышенные, дисциплина железная. Пришел после звонка – сиди в коридоре. Но то, что учатся в лучшей школе России, ребята не чувствуют. Потому что знали сразу, что поступают в первую физико-математическу
Фото: Александр ГЛУЗ
В чем залог успеха? Почему дети и родители Петербурга мечтают попасть в заветный 239-ый? Ответ оказался прост. Лицеистов не просто ругают и не просто хвалят: с ними общаются. Возможностей для этого предостаточно, начиная с занятий по интересам и заканчивая совместными вылазками на природу.
В каждые каникулы ребята отправляются в походы, сплавляются по рекам или ходят на лыжах. Об экстремальных турпоходах напоминают десятки значков с названиями мест, где побывали лицеисты.
Фото: Александр ГЛУЗ
– Каждые каникулы мы ходим с ребятами на лыжах, занимаемся водным спортом или организуем пешие походы, – рассказал учитель физики Павел Александров. – Вот недавно сплавлялись по реке в Карелии. Туризм – это некая объединяющая. Здесь классный руководитель выступает уже в другой роли, одноклассники становятся товарищами.
Рейтинг рейтингом, а спортивный зал у лицея один. Нет ни собственных бассейнов, как бывает в других «непростых» учебных заведениях, ни даже площадки, чтобы ребята на большой перемене могли погонять в футбол.
Фото: Александр ГЛУЗ
А вот «гениев» и «бездарей» в лицее нет: попасть сюда при желании может каждый. Другое дело, выдержит ли он нагрузку. Ведь она, как признались ученики, немаленькая.
– Сделать из ребенка первоклассного физика или математика – это не главное, – добавил Житомирский. – Мы хотим воспитать человека думающего, анализирующего, умеющего принимать решения и брать на себя ответственность. А главное научить его жить в реальном мире и сопереживать другим.