Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Общество27 февраля 2017 22:00

Мордовский «халифат»: в школу в хиджабе и с автоматом

Что стоит за «платочным скандалом», который произошел в российской глубинке - селе Белозерье [фото, видео]
Пока родители выступают в защиту хиджабов, их дети делают в школе вот такие интересные фотографии. Так в одежде ли дело?

Пока родители выступают в защиту хиджабов, их дети делают в школе вот такие интересные фотографии. Так в одежде ли дело?

Фото: Соцсети

Этот религиозный скандал, случившийся в начале года, обсуждала вся страна. Рамзан Кадыров поспорил с министром образования России Ольгой Васильевой о праве мусульманок носить платки в школах. А тему-то для жаркого диспута подкинуло Белозерье - татарское село в Мордовии, в 20 километрах от Саранска. Мы поехали туда, чтобы понять: что стоит за «платочным бунтом»?

- … Нет, ну вот зачем они это сделали? - переживает глава Белозерья Рясим Салихов. - На всю Россию снова прогремели. Сами ведь могли договориться! А тут этот сор из избы потащили…

В Белозерье под Новый год 11 учительниц вдруг заявили, что отказываются выполнять приказ нового директора школы. Приказ запрещал ношение религиозных одежд в школе. «Платочный бунт» вскоре перекочевал на исламистские сайты. Там запрет трактовался уже как наезд на веру. И тема вышла на федеральный уровень.

УРОК В БЕЛЫХ ПЛАТКАХ

…Что вы въехали в богатое татарское село, можно понять по домам - иные и с рублевскими дворцами сравнить не стыдно.

Дома в Белозерье можно спутать с рублевскими дворцами.

Дома в Белозерье можно спутать с рублевскими дворцами.

Фото: Алексей ОВЧИННИКОВ

Белозерская школа, из-за которой и разгорелся весь этот сыр-бор с платками, встречает надписью «Рехим итегез!» («Добро пожаловать!») .

Крыльцо скандальной школы с надписью на двух языках.

Крыльцо скандальной школы с надписью на двух языках.

Фото: Алексей ОВЧИННИКОВ

В кабинетах несколько учительниц и правда ведут уроки в белых платках. Такие же головные уборы и на ученицах.

- А как же приказ? - спрашиваем у преподавателя биологии Алии Аберхаевой. Она - одна из тех 11 педагогов, отказавшихся снимать платок.

- Ждем, что будет, - пожимает она плечами. - Но это наша традиция.

- Не было такой традиции! - категорична директор школы Вера Липатова. - Я с 1985 года здесь работаю и никогда такого у мордовских татар не было! Хиджабов арабских вообще до 90-х годов не знали, пока молодежь не стала возвращаться из Саудовской Аравии и Катара, где получили своеобразное духовное образование.

Ученица белозерской школы разговаривает по телефону.

Ученица белозерской школы разговаривает по телефону.

Фото: Алексей ОВЧИННИКОВ

СТАРШЕКЛАССНИКИ? НА НАМАЗЕ

И директор рассказывает о вспыхнувшей моде на хиджабы, когда женщины Белозерья вдруг стали ходить укутанными с ног до головы, словно и не Мордовия это, а Эр-Рияд. В 2014 году появилось постановление мордовского правительства: подобный стиль в государственных школах неприемлем! На встрече чиновников с жителями Белозерья договорились: хиджабов в школе не будет, учительницы и ученицы (с 1-го по 5-й класс) ходят с непокрытыми головами. Не надевают платок и когда переходят в старшие классы. Но «договор» обошли и девочки пришли в школу в хиджабах - не канонических, но очень похожих. Волосы закрывает белый платок, шею - высокий воротник водолазки.

- Мы им предлагали в качестве переходного варианта носить традиционные татарские платки, не несущие религиозной нагрузки, а они ни в какую... - говорит директор школы.

- А где старшеклассники? - обращаю я внимание.

- Пятница же! Мальчики сегодня пойдут на намаз... - отвечают в школе.

Еще одна особенность этого необычного села - повышенная тяга его обитателей к предпринимательству. Отсюда и богатые дома, и деньги на 8 мечетей.

Еще одна особенность этого необычного села - повышенная тяга его обитателей к предпринимательству. Отсюда и богатые дома, и деньги на 8 мечетей.

Фото: Алексей ОВЧИННИКОВ

«ГДЕ ВЫ ТЕРРОРИСТОВ ВИДИТЕ?»

Почти все 3 тысячи белозерцев - татары, и по пятницам здесь никто не работает. Алкоголь вовсе не продают.

- Всем селом на мечеть скидывались! - глава религиозного общества «Джума» Наиль Хабибуллов гордо ведет по винтовой лестнице на минарет Соборной мечети Белозерья. Откуда открывается вид на село и остальные его 7 (!) мечетей. Звучит приглашение к намазу, мы спускаемся и снимаем обувь. У большинства мужчин в зале - окладистые бороды. Все опускаются на ковер, а после молитвы слушают проповедь имама. О власти, данной Богом, умягчении злых сердец, смирении...

- Мир у нас, где вы тут террористов видите? - встречает нас имам Наиль Кадеев сразу после службы. Он убеждает, что платок - обязанность мусульманки, что девочки и учителя имеют право ходить в них в светское учреждение.

«ДА НЕ С ГОЛОВНЫМИ УБОРАМИ МЫ БОРЕМСЯ!»

- Дело-то не в платках, - вздыхает министр культуры и нацполитики Мордовии Анатолий Чушкин. - Это подражание чуждой культуре. Через эти платки татарам Мордовии навязывается привычка ставить нормы шариата выше законов России. Мы активно проводим «круглые столы» с активом, имамами. И ситуация меняется, хотя иногда не так быстро, как хотелось бы. Российские муфтии развенчивали связь платка с исламом, что в исламе нет жесткого требования носить платок. Но в Белозерье к этому не прислушались. Мы им говорили: стройте свое медресе и ходите там в чем хотите. Не с платками мы боремся, а вот с этим.

И министр показывает фото из соцсетей: одетая по шахидской моде девушка, у которой видны только глаза, позирует с муляжом калашникова на фоне школьной доски. Снимок из Белозерья...

РАДИКАЛЫ С СОСЕДНЕЙ УЛИЦЫ

Давая характеристики селу, мордовские чиновники обычно подбирают слова:

- Оно у нас… Не совсем обычное….

И правда, в селе власть долго бездействовала. Белозерье еще с советских времен стремилось жить закрытым анклавом, и чиновники старались не вмешиваться. Закрывали глаза на незаконные врезки в газопровод, на захваты земель, на кражи.

А вскоре о нем стала узнавать и страна. В 1999-м белозерец Равиль Ахмяров, принявший идеи ваххабизма, участвовал в подрыве дома на Каширском шоссе в Москве. В 2011-м Фаиль Невлютов с тремя единоверцами готовил подрыв «Сапсана». В 2015-м осудили Равиля Абдуллова, отославшего воюющему в Сирии племяннику 1335 долларов на покупку автомата. По данным силовиков, сейчас за ИГИЛ* в иракских сирийских пустынях воюют более 20 жителей этого татарского села. За что Белозерье давно называют мордовским халифатом.

При этом в республике немало других татарских сел. Но такой «славы» за ними нет. Почему?

Белозерцы Айрат, Раиль и Фаиль Янгличевы уже несколько лет воюют за ИГИЛ (запрещена в РФ) в Сирии. Всего же к радикальным террористам примкнуло более 20 выходцев из этого села.

Белозерцы Айрат, Раиль и Фаиль Янгличевы уже несколько лет воюют за ИГИЛ (запрещена в РФ) в Сирии. Всего же к радикальным террористам примкнуло более 20 выходцев из этого села.

ВИРУС ВАХХАБИЗМА

«Ваххабитская» страница села началась в середине 90-х. Здесь появился Олег Марушкин - русский из Астрахани, принявший ислам радикального толка и ставший Абузаром. Приехал с единомышленниками... И началось: молитесь не так, истинный ислам - в Катаре, а вы вообще не мусульмане... Абузар-Марушкин отличался даром убеждения. И вскоре в селе было уже несколько семей, разделяющих его взгляды…

Власть опомнилась, когда в Москве зазвучали взрывы. И Абузара с «единоверцами» вынудили уехать. Тот вроде бы осел где-то в Бельгии. И не исключено, что в терактах, прогремевших в Европе за последнее время, есть и его старания.

Но зерна, посеянные Абузаром-Марушкиным, продолжают прорастать. Каждый пятый житель села считает правильным тот ислам, что исповедуют в арабских странах.

Парковка у местной красавицы-мечети.

Парковка у местной красавицы-мечети.

Фото: Алексей ОВЧИННИКОВ

«ЛУНА В САУДОВСКОЙ АРАВИИ НЕ ВЗОШЛА»

Все это раздражает и самих татар.

- Из-за них вся Россия думает, что все мы чуть ли не террористы, - кипятятся мои приятели-татары Фарид и Касим. - Но это не так! У нас терпение от этих «бармалеев» лопается! Они же и в другие татарские деревни со своим сектантством лезут. Знаешь, что в Лямбире (райцентр в Мордовии. - Авт.) случилось?

И друзья наперебой рассказывают, как татары Лямбиря однажды пришли на праздничную молитву к мечети, но та оказалась закрытой. «Нет сегодня праздника», - растолковал им имам. «Как нет?» - растерялись татары. «А так! - парировал тот. - Звонили из Саудовской Аравии, сказали, что луна еще не взошла как надо, завтра приходите». Возмущенные лямбирцы потребовали нового имама.

А Фарид с Касимом с тревогой перечисляют недавние конфликты с участием «бармалеев». Татары села Черемишево, узнав о том, что имам учился не в России, на сходе постановили - не пущать. Так тот с подмогой на разборки приехал. Поорали - разошлись. В селе Аксеново на похоронах тоже чуть до драки не дошло между родней: те, кто не скрывал, что живут по арабскому стилю, приехали раньше и успели похоронить деда до приезда остальных. Без обелиска и молитв на кладбище. В другом селе уничтожили изображения покойников и даты их жизни на кладбище, часть плит поразбивали: все в точности, как у боевиков из ИГИЛ.

Несмотря на договоренности, и учительница (справа), и ученицы по-прежнему ходят в платках в школе.

Несмотря на договоренности, и учительница (справа), и ученицы по-прежнему ходят в платках в школе.

Фото: Алексей ОВЧИННИКОВ

МНОГИХ ВЫГНАЛИ

Еще одна особенность Белозерья - повышенная тяга его обитателей к предпринимательству. Отсюда и богатые дома, и деньги на 8 мечетей. Мы сидим на заводике Наиля Усмановича Базеева, а за стеной пакуют в коробки жареные семечки. Их с азартом щелкает даже заграница.

Наиль Базеев с коробкой своих фирменных семечек.

Наиль Базеев с коробкой своих фирменных семечек.

Фото: Алексей ОВЧИННИКОВ

Подают чай и нарезают махан - конскую колбасу. Мужики обсуждают шум вокруг села. Их не радует дурная слава их малой родины. И уверяют, что далеко не все в селе такие, о которых потом пишут в газетах.

- Здесь в основном работяги. А что до этих, так не зря же говорят про паршивую овцу, которая все стадо портит, - доказывают они.

Я напоминаю, что многовато таких овец в отдельно взятом селе.

- Многих выгнали давно, - обижаются мужики. - А тот, что последний в ИГИЛ уехал, - наркоман!

- А вот и начальник колбасного цеха! - приветствуют они Мухаряма Янгличева, у которого на окраине Белозерья - цех про производству халяльной колбасы. Тот тоже с подарками. Среди них - батон «Крымской».

- Потому что Крым - наш! Все правильно сделали! - отвечают они и ошарашивают: - А адмиралу Касатонову, который спас от бандеровцев наш Черноморский флот, памятник нужно ставить!

«Крымская» колбаса. Потому что Крым - наш.

«Крымская» колбаса. Потому что Крым - наш.

Фото: Алексей ОВЧИННИКОВ

Таких патриотов России и среди русских сыщешь не всегда.

- Но ведь кто-то мутит все это в интернете? - глава Белозерья Рясим Салихов вспоминает последний скандал: будто ехала татарка в саранской маршрутке, а четыре пьяных русских обзывали ее шахидкой. Исламистские сайты растиражировали историю. Правда выяснилась быстро: маршрутка с хамами была. Но хамили они всем пассажирам «Газели». Водитель, к слову, татарин, не подтвердил, что в адрес его соплеменницы неслись оскорбления.

Каждый пятый житель села считает правильным тот ислам, что исповедуют в арабских странах.

Каждый пятый житель села считает правильным тот ислам, что исповедуют в арабских странах.

Фото: Алексей ОВЧИННИКОВ

ОФИЦИАЛЬНО

«Вовремя не увидели заразы»

Причины интереса татар к шариату в Мордовии объясняют так.

- Татары Мордовии и впрямь обеспокоены, - признает министр культуры и нацполитики республики Анатолий Чушкин. - Подавляющее большинство из них адекватны и придерживаются традиций предков. Это боль татарской интеллигенции и наша общая боль, что мы многие десятилетия позволяли проникать на территорию России чуждым религиозным идеологиям. Мы вовремя не увидели пришедшей заразы.

- Наша страна вовремя не смогла создать альтернативу для желающих получить традиционное исламское образование, - вторит ему директор НИИ гуманитарных наук при правительстве Мордовии профессор Валерий Юрченков. - И вот молодые возвращались из Саудовской Аравии и старикам говорили: не так молитесь, не по шариату. И были правы - наши татары веками жили по адату - исламу, который адаптировался к нашим устоям. Потому здесь не было хиджабов, а был татарский костюм с мусульманскими элементами. Но эти ребята привезли традиции арабов. А вместе с одеждой сюда приходит идеология, ваххабизм. Суть не в платках, а в нарушении традиций, существующих в Поволжье сотни лет. Возникла группа, которая ездит по татарским селам и настраивает людей.

Во время молитвы в мечети Белохзерья.

Во время молитвы в мечети Белохзерья.

Фото: Алексей ОВЧИННИКОВ

- К духовенству у нас тоже есть вопросы, - добавляет завотделом по работе с общественными объединениями управления по внутренней политике администрации главы Мордовии Николай Салтаев. - Имамы обвиняют власти во вмешательстве в духовные дела, но какое право они имеют вмешиваться в дела школы? А если завтра еврейский мальчик в кипе придет, а буддист - босиком?

ДРУГОЙ ВЗГЛЯД

Душат «экономически успешное село»?

В ромодановской райадминистрации, к которой относится село, обратили внимание: «платочный» шум начинается, когда кто-то из белозерцев попадается на неуплате налогов или иных бизнес-нарушениях.

- Любого, кто попал в поле зрения правоохранительных органов, пытаются представить борцом за ислам, пострадавшим за веру, - говорят в администрации главы Мордовии. - Хотя это попытки навести порядок в Белозерье. Там сложилась ваххабитская секта, опирающаяся на теневой бизнес. И каждый раз, когда власти пытаются нормализовать отношения, появляются такие скандалы. В последнее время сторонники платков активно продвигают мысль, что это - попытка придушить «экономически успешное село». В котором в отличие от мордовских и русских сел не пьют, не курят и ведут высокоморальный образ жизни.

Но эти доводы рушатся языком цифр: из 52 заводиков и магазинов в «экономически успешном селе» зарегистрировано всего 19 производственных объектов. А в прошлом году Белозерье получило всего 882 тысячи рублей собственных доходов. В то время как одна школа, где бьются за платочки, обходится государству в 17,36 миллиона в год.

Соседние села - тоже не лыком шиты. Русская деревня Пятина, например, собрала за год столько же налогов, сколько и Белозерье, имея в 5 раз меньше жителей. То ли более работящие, то ли более честные...

И относительно высокоморальности есть сомнения. По данным мордовского СПИД-центра, в Белозерье зафиксировано 29 ВИЧ-инфицированных! Показатель по этому заболеванию - в 5,5 раза выше, чем по республике в среднем! «Заражение мужчин связано с инъекционным употреблением наркотиков», - читаю в медсправке.

...Я уже покидал Мордовию, когда Белозерье вновь прогремело: за попытку подкупа начальника ГИБДД одного из районов республики силовики задержали четверых жителей села. С пистолетом и гранатой. Еще недавно один из них призывал сохранить ради веры платки на девочках. Поддержать его в суде явились обе его жены...

*запрещённая в РФ экстремистская организация