Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Общество4 апреля 2017 12:54

Евгений Евтушенко: "Я навсегда русский поэт"

Вспоминает одно из последних интервью великого поэта
Анна ВЕЛИГЖАНИНА
Анна ВЕЛИГЖАНИНА
Евтушенко говорил о себе, словно подводя итоги

Евтушенко говорил о себе, словно подводя итоги

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Ушел из жизни человек-эпоха Евгений Евтушенко. Я общалась с Евгением Александровичем с полгода назад, когда решила узнать историю рождения песни «Дай Бог» (которая стала хитом в исполнении Александра Малинина). Неожиданно Евтушенко стал говорить о себе, словно подводя итоги.

– Не думал, что это стихотворение "Дай Бог" станет песней, – признался "Комсомолке" поэт. – Я написал стихотворение после бессонной ночи. Это было на Украине. Я стал депутатом парламента от Харькова (баллотировался в 1989 году. – Ред.) Было заседание Рады. И вдруг я услышал националистические речи. Тогда там хватали за грудки нового депутата. И тогда вдруг впервые я понял, что «вавилонская башня» Советского Союза зашаталась.

Увидел сцену в украинской палате, антирусские настроения, и это меня очень расстроило. Тогда я вернулся домой, не спал всю ночь и написал это стихотворение «Дай Бог»

Потому что я понимал - если Советский Союз пошатнется, то это будет трагедия для многих семей смешанных. Все-таки Союз был нашим общим делом. И в свое время защищали его всем народом, всеми республиками от фашизма…

Позже стихотворение "Дай Бог" увидел Раймонд Паулс. Он сам нашел его и написал на него музыку. И родилась песня.

- А почему вы тогда на Украине оказались?

- Потому что в Москве мне сорвали выборы. Где-то не там припарковался. Тогда милиционера выпустили на сцену, мол, каким может быть депутатом Евтушенко, если он паркует свою машину - да еще иностранную! - в неустановленных местах. То есть, все было «разыграно». Я не набрал нужных очков по квоте. Потом меня исключили из московского списка. И когда было опубликовано, что меня не выбрали, то 14 городов мне предложили избираться от них. И среди них был Харьков. А в Харькове я когда-то уже был, и меня очень хорошо принимали.

И вот, помню, был митинг. Я там выступал на площади Пушкина. Читал, стоя на бочонке из-под селедок. У меня был микрофон. Потом его у меня отобрали – не было заявки на митинг. Но я продолжал читать без микрофона.

На этой площади даже остановились трамваи. Это уникальный случай – пассажиры не хотели выходить, все сидели на своих сидячих местах и слушали мое выступление на площади. Я продолжала читать без микрофона и сорвал голос.

И тогда из здания, в котором был магазин «Поэзия» – мне с третьего этаже спустили на веревке китайский термос с горячим молочком. Для моего горла. Я это хорошо запомнил. И когда я приезжал потом туда, то мне снова спускали молочко…

Помню, на выборах у меня было восемь местных противников. И у нас были хорошие отношения, что сейчас трудно представить. Мы выступали вместе. Потом ходили в ресторан, выпивали. Я победил восемь своих соперников, но они все пришли меня поздравить… То, что сейчас творится на Украине - такая боль для меня.

- В стихотворение «Дай Бог» нет слов про Украину…

- А почему там должно быть про Украину?! Толчок для написания был в Украине. А это стихотворение более шире… Да если хотитите- я вообще единственный русский поэт, который написал стихи о событиях на Украине! Где остальные? Украинский не один поэт не написал.

Ушел из жизни человек-эпоха Евгений Евтушенко

Ушел из жизни человек-эпоха Евгений Евтушенко

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

- Сейчас в нашей стране с поэзией не очень. По сути вы единственный, чье имя знают…

- Ну почему же? Поэты есть у нас замечательные. Я вот в 2016 году записал на радио 25 стихотворений из замечательной книги поэтессы Надежды Кондаковой «Житейское море». И весь 2016-й год мои записи стихов включали слушателям. И еще читал а радио поэму «Арысь-поле» Марины Кудиновой.

Были записаны мною на радио «Культура» мини-передачки (по воскресеньям включали) – я читал стихи. 800 передач за последние 10 лет. Сделал 108 передач когда-то на телевидение, получила за это «Тэфи». Написал 400 статей о других поэтах. Это к тому, что меня некоторые упрекают в эгоцентризме! Выпустил 4 антологии поэзии.

- Сил хватает?

- Энергия рождается и от общения с читателями тоже. У нас многие писатели живут абсолютно отдельно от читателей… Это их манера.

А я, даже преподавая в Америке, взял, приехал, составил агитпоезд и съездил от Питера до Бухты Находки. За сорок дней 28 выступлений. А потом вернулся сюда, и в Лужниках мы делали гала-концерт – 6 часов, 7000 человек. Это что, мало?! Этот тот Евтушенко, который, как говорят, продался за длинный доллар американцам!

- Вы последние годы живете в Америке…

- Я в Штатах выполняю миссию. Это работа большая и нужная. Там преподаю. Кстати, выбор местечка для проживания в Штатах неслучаен – подсказал Пастернак, можно сказать. Там городские часы играют музыку из фильма «Доктор Живаго».

- А как вам с композитором Раймондом Паулсом работалось?

- А мы не работали. Я просто писал стихи. Недавно вместе с ним сделали 12 песен. Это другого рода песни, включили в его пластинку. Несколько лет назад она вышла. На его юбилей посвятил ему стихи. Они опубликованы. Целый спектакль у меня шел в Петербурге на мои стихи, под его музыку.

Паулс у меня хорошее впечатление оставил. Хороший товарищ. На него, когда он приезжал в Америку с гастролями, нападали неразумные земляки – мигранты латышкие некоторые. Их раздражает, что он продолжает сотрудничать с русскими.

- Как вы обычно Новый год отмечаете?

- Чаще всего приезжаю в Переделкино. Побыть в уединение. Но и поработать приезжаю – каждый год записываю на радио стихи, которые потом весь год включают слушателям. Это важно…

В «Комсомолку» я передаю через Гамова свои новые стихи. «Комсомолкой» я очень дорожу, потому что именно в ней впервые упоминали мое имя.

Вы вот задали бы мне такой вопрос: «Какое общество мы строим, Евгений Александрович?» Вот вы знаете, какое общество мы строим в нашей стране? Как оно называется? Какой системы?

Евгений Евтушенко: "Я навсегда русский поэт"

Евгений Евтушенко: "Я навсегда русский поэт"

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

- А вы вроде бы с теплотой относитесь к Советскому Союзу?

- Разве можно такое спрашивать?! Вы спрашиваете это человека, который написал «Братская ГЭС», «Хотят ли русские войны», тот же «Дай бог»!

- Говорят, вы дружили с режиссером Юрием Любимовым, Владимиром Высоцким? Ваше пожелание осталось в театральном кабинете Любимова на стене…

- Да. Я часто бывал в Театре на Таганке. Однажды должен был выступать Высоцкий – в спектакле «Гамлет». Все собрались. А Высоцкого нет. Юрий Петрович рвал и метал: «Высоцкий позвонил, приехать не может. Сколько можно прощать?».

Я звоню Володе. Он: "Женечка, я во Владивостоке, ну, гульнули немножко. Что делать? Я не успеваю вернуться. Юрий Петрович в ярости, он прав совершено. Я стою на коленях перед всеми, не думал, что так подведу. Есть же выход: ты сейчас объявишь вечер твоих стихов. Жень, спаси меня! Сделай, чтоб Юрий Петрович не исключил из театра...".

Юрий Петрович все это слышал - включил громкую связь.

Говорит: «Хоть ума ему хватило выход найти! Решим, что делать с ним, но это так ему не пройдет!».

Я - Любимову: «Давайте с вами по-честному: дайте мне слово, что не выгоните Высоцкого, человек чувствует свою вину…». – «Ладно, только вы его не предупреждайте, пусть помучается».

И я читал стихи в тот вечер, никто из зрителей не ушел…

Кстати, я и познакомил Высоцкого с Мариной Влади в один из ее приездов…

«Кастро назвал меня русским поэтом из Сибири»

- «Я поехал на Кубу как поэтический корреспондент от газеты «Правды". Единственный такой случай в истории отечественной журналистики. С Острова свободы отправлял стихи в редакцию телеграфом, - вспоминал Евтушенко. – Первый раз увидел Кастро на стадионе, где собрали наемников, взятых в плен во время операции в Заливе Свиней. Фидель ходил среди этих людей, полторы тысячи человек, которые могли в любую минуту наброситься на него, совершенно без страха и спокойно разговаривал с ними… Меня это поразило… Однажды он сказал: "К нам часто приезжают творческие люди, и вот сегодня здесь гость из Советского Союза Евгений Евтушенко". Он сказал по-итальянски: "poeta ruso siberiano" – поэт русский из Сибири. Мне запомнилась эта формулировка и понравилась…

Кастро был необыкновенным оратором. Я больше не видел, чтобы народ так любил своего лидера…

Когда разразился карибский кризис, Хрущев решил отозвать советские ракеты, направленные на Америку. Кастро был вне себя от ярости.

Фидель выступал, увидел меня: «А вот что ты тут здесь, поэт, что думаешь?»

Я сказал, мол, я вас понимаю, убежден, что это не сделано, чтобы оскорбить, просто такая серьезная ситуация в мире. И после этого он пошел ко мне – мол, пойдем, поговорим. Сидел у меня дома, мы о многом говорили - о Советском Союзе, Гулаге. Это был искренний спонтанный разговор. Он даже стучал револьвером по столу, но револьвер не был направлен на меня, просто от темперамента…

Приехал Микоян на Кубу. Был прием в честь него. На приеме он познакомил меня с Фиделем, думая, что мы не знакомы.

Мы сыграли эту «сцену знакомства».

Микояну выпала ноша провести переговоры с Кастро, чтобы и ракеты отозвать, и не поссориться...

Призвал меня в помощь, чтобы разговор был доверительный. К неудовольствию одного человека... «По инструкции, Анастасии Иванович, не должны присутствовать люди посторонние (видимо, намекая на Евтушенко. – Ред.)…».

«Эти люди не посторонние!», – закричал Микоян. И швырнул бутылку в сад, мы были на открытой террасе…»

Евтушенко вспоминал, что, когда встречался с президентом Америки Никсоном, то тот ему задал вопрос: «Сколько человек погибло в Великую ответственную войну в СССР?». «Я был ошеломлен, что президент этого не знает. Когда я ответил, он поразился услышанной цифре. Мне казалось, что политик столь высокого уровня должен знать такие вещи…», - вспоминал поэт.

"Женщин я обожал, - вспоминал Евтушенко. - Влюбившись, каждый раз старался жениться. И романы случались. Никогда не вел донжуанского списка. Но всех помню... Запомнился роман с актрисой Натальей Никоновой. Она играла в роль в спектакле по моей поэме "Братская ГЭС". Танцевала на сцене. Ей, пляшущей на сцене босиком, соперница — другая актриса подкинула толченое стекло и гвозди.И она дотанцевала на битом стекле, изранив ноги в кровь! Сумасшедшая просто история... У меня ужасный характер, вспыльчивый. Если бы я оказался на месте моих жен, я бы не выдержал. Быть моей женой очень непросто...

Женат Евтушенко был четыре раза.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Евгений Евтушенко: рок-звезда советской поэзии

Поэты Серебряного века, перешагнувшие в сталинскую пору, были приговорены судьбой к страданию; Евтушенко, один из символов хрущевской оттепели, был приговорен к безоговорочному огромному успеху. В 60-е он был одним из самых знаменитых людей не только в СССР, но и во всем мире: едва разменяв четвертый десяток, стал живой легендой. Его воспоминания похожи были на рассказы барона Мюнхгаузена, с той разницей, что все, в них описанное - правда (подробности)

МЕЖДУ ТЕМ

Мария Евтушенко: Евгений Александрович скончался. Мирно. Во сне...

Вдова великого поэта поделилась своей болью с корреспондентом «Комсомолки» (подробности)