Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Общество15 мая 2017 22:00

Воздушный спасатель - профессия творческая

Что остается за рамками обычной работы летчиков МЧС России [видео]
Источник:kp.ru
Сажать машину приходится и на таких пятачках, балансируя на краю пропасти. Фото: Пресс-служба МЧС России

Сажать машину приходится и на таких пятачках, балансируя на краю пропасти. Фото: Пресс-служба МЧС России

Какие задачи выполняет современная спасательная авиация, с чем сталкиваются наши пилоты в своей работе, рассказывает начальник службы безопасности полетов Красноярского авиационно-спасательного центра МЧС России Виктор Баженов.

ИСКУССТВО ТУШЕНИЯ

- Виктор Николаевич, из новостных выпусков не всегда можно понять, как тушат лесные пожары...

- Там мы всегда работаем вместе с лесниками. Берем на борт летчика-наблюдателя от лесоохраны, держим связь с руководителем тушения пожара на земле. Наблюдатель проводит как бы аэрофотосъемку - фиксирует форму и площадь пожара, передает информацию своим наземным коллегам. После этого принимается решение: делать отжиг или сбивать пожар, перебрасывать людей на тот или иной участок, доставлять воду и т. д. Наша основная задача - предотвратить переход огня на населенные пункты, объекты экономики и инфраструктуры.

В последние годы к подготовке к летнему пожароопасному периоду в поселениях стали относиться заметно серьезнее. Деревни, летние лагеря, предприятия в лесной зоне все опаханы, и не по одному разу. С неба эта полоса выглядит прямо как госграница! А бывает и так, что лесному пожару, особенно при сильном ветре, и опашка шириной до сотни метров не преграда.

Наземные службы корректируют и направляют пилотов, в некоторых случаях перенацеливают нас прямо в воздухе. Такое случается, например, при переходе низового пожара в верховой, когда огонь идет по кронам деревьев, иногда с огромной скоростью.

- И возникает экстремальная ситуация. Чем она характерна?

- Тут уже поднимается не только авиация, а задействуются все, кто есть. Самолеты сбивают пламя с крон, рассекают пожар на части. Налетают вертолеты с водосливными устройствами, локализуют очаги, сокращая их площадь, не позволяя распространяться. Подходит наземная группировка, чтобы дотушить огонь, выявить и ликвидировать скрытые очаги...

Случалось и самих лесников спасать. Работают ребята, тушат пожар, а их раз! - и обошел огонь. По рации связались с землей, сообщили им об этом. Вертолет лезет в дым. Спустил лебедку, выдернул людей. Без взаимовыручки - никуда.

Фото: Пресс-служба МЧС России

Фото: Пресс-служба МЧС России

ГОРЫ ОШИБОК НЕ ПРОЩАЮТ

- Расскажите, пожалуйста, об уникальной спасательной операции в узком ущелье Алтая.

- При полетах в горах требуется учитывать ряд дополнительных факторов, в первую очередь разреженность воздуха - это очень влияет на характер работы двигателей вертолета. Учитывается и характер гор - сглаженные они или скалистые. Кроме того, важно направление воздушных потоков и др. А в тот раз, о котором вы говорите, поиск был недолгим. На борту находились спасатели, хорошо знающие местность. Туристов мы обнаружили в ущелье, загроможденном обломками скал. Сесть там было невозможно, поэтому стали искать место, где можно было бы поставить хоть колесо. Поставили вертолет на одно шасси и держали так машину, пока спасатели высаживались. После этого отлетели и ждали, пока к этому же месту на носилках принесут пострадавшего. Затем снова поставили винтокрыл колесом на валун, а спасатели задвинули носилки внутрь машины и запрыгнули сами.

Безусловно, горы требуют к себе уважения. Летишь, к примеру, по ущелью и вдруг - стена перед тобой. И кажется, будто места так мало, что ни повернуть, ни развернуться. Без опыта в такой ситуации легко растеряться. Сразу возникает много вопросов, и на ходу ищешь пути решения. Голова должна соображать быстро.

КАЖДЫЙ ПОЛЕТ - ИМПРОВИЗАЦИЯ

- Вы - военный летчик. Работа в МЧС потребовала от вас новых знаний и умений?

- При таком разнообразии ландшафта, как в Сибири, пилотам-спасателям просто необходимо импровизировать. А лучшая импровизация, как известно, та, которая тщательно подготовлена. В МЧС к подготовке пилотов относятся очень серьезно.

Сибирь позволяет наработать опыт полетов и спасательных операций в любых условиях. Здесь горы и тайга, степи и обширные акватории, приполярная тундра и ледовые поля. Шаблонных полетов не бывает. Поднимаясь в воздух, чтобы спасти людей, ты не всегда представляешь, что ожидает тебя на месте. Правильно оценить возможности техники и свои силы, взвесить различные факторы и предугадать все возможные риски и только после этого принять решение - вот в чем состоит работа спасателя-авиатора МЧС. И все это - работа творческая!

ИЗ ДОСЬЕ «СПАСАТЕЛЯ»

Летчик 1-го класса Виктор БАЖЕНОВ окончил Сызранское высшее военное авиационное училище. Служил в погранвойсках на Дальнем Востоке. В 1998 г. перешел на службу в чрезвычайное министерство. На счету боевого командира десятки спасательных и поисковых операций. Награжден государственными наградами - орденом Мужества, медалью «За спасение погибавших», медалью Нестерова, ведомственными наградами. Неоднократно становился лучшим в конкурсах профессионального мастерства.

КСТАТИ

В том, что его работа творческая и непредсказуемая, летчик-ас прав на все 100%. Виктор Баженов внес свой вклад даже в киноискусство. Его экипаж оказал серьезную помощь в создании документального фильма «Комсомольской правды» и Русского географического общества «Витим. Путешествие по Угрюм-реке». Часть съемок велась с воздуха, и искусство пилота было даже более важным, чем умение оператора.