Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Звезды19 мая 2017 23:10

Канны-2017: Свиньи человечнее людей

Большинство конкурсных фильмов Каннского фестиваля этого года пытаются поднимать «животрепещущие вопросы современности», но решить их художественными средствами получается не у многих
Один из самых ожидаемых фильмов фестиваля - «Окча» южнокорейца Бонг Джун-хо производства «Нетфликс».

Один из самых ожидаемых фильмов фестиваля - «Окча» южнокорейца Бонг Джун-хо производства «Нетфликс».

Фото: кадр из фильма

Например, "Луна Юпитера" (Jupiter's Moon) знаменитого венгерского режиссёра театра и кино Корнеля Мундруцо - фантасмагорическая парабола на актуальную тему миграционного кризиса в Европе, затянутая и пережаренная. Претенциозное название отсылает к нашему многострадальному континенту: как сообщают вступительные титры, одна из лун Юпитера носит как раз название Европы.

"Луна Юпитера" венгерского режиссера театра и кино Корнеля Мундруцо - фантасмагорическая парабола на актуальную тему миграционного кризиса в Европе.

"Луна Юпитера" венгерского режиссера театра и кино Корнеля Мундруцо - фантасмагорическая парабола на актуальную тему миграционного кризиса в Европе.

Фото: кадр из фильма

О реальных проблемах режиссёр может говорить только так - через голову. Он придумывает историю о сирийском беженце, пристреленном при попытке нелегального въезда на территорию Венгрии, но не просто выжившем, а обнаружившем редкую способность натурально возноситься на небеса. Мундруцо битых два часа по-всякому использует эту метафору, упражняясь в спецэффектах с использованием хромакея. Сирийский беженец в качестве нового Иисуса Христа - идея вполне себе привлекательная и плодотворная, но одной ее не хватает на два часа экранного времени.

У актуального шведского автора Рубена Эстлунда («Форс-мажор»), наоборот, слишком много идей - хватило бы на три фильма. Результат - несовершенный, несобранный, рыхлый, но крайне любопытный фильм "Площадь" (The Square), сатирическая медитация на тему современного искусства и человеческих отношений в «новых» условиях, не предполагающих особой человечности. До какой степени можно терпеть толерантность и вообще делать хорошую мину при плохой игре? Кто еще способен отвлечься от своего айфона и попытаться спасти кому-то жизнь? Или просто помочь ближнему?

Фильм "Площадь" - сатирическая медитация на тему современного искусства и человеческих отношений в «новых» условиях, не предполагающих особой человечности.

Фильм "Площадь" - сатирическая медитация на тему современного искусства и человеческих отношений в «новых» условиях, не предполагающих особой человечности.

Фото: кадр из фильма

Особенно, если эти «ближние» - совсем далекие, наглые попрошайки, сделавшие просьбы о помощи своей профессией (да, в отличие от своего венгерского коллеги, шведский режиссер отказывается видеть лик Иисуса в беженцах, завладевших улицами еврогородов). Можно ли еще доверять хоть кому-нибудь в этой жизни? Главный герой, куратор галереи современного искусства, работает над масштабным проектом «Площадь» («святилище доверия и заботы, внутри которого все будут делить равные права и обязанности»), но интеллектуальная деятельность идет в разрез с практикой повседневной жизни, настойчиво подтверждающей, что доверять(ся) никому нельзя (галерист чуть доверился и был ограблен). Да и расслабляться не стоит - ни на улице, ни в постели: любая случайная связь грозит обернуться дискомфортом, провокацией, шантажом.

Лучший фильм Эстлунда назывался Play. Это было хирургически точное исследование слабости Европы перед лицом «нашествия варваров». Хирургической точности новому фильму сильно не достает, но Эстлунд несомненно является одним из немногих авторов, снимающих кино о сегодня, используя современные, а не позавчерашние, драматургические и художественные ходы.

Один из самых ожидаемых фильмов фестиваля, «Окча» (Okja) южнокорейца Бонг Джун-хо производства «Нетфликс» (ему, кажется, не грозят призы: накануне председатель жюри Альмодовар заявил, что не может представить себе «Золотую пальмовую ветвь» в руках у авторов, не планирующих показа фильма на большом экране), оказался прелестной сказкой с сильным экологическим мессиджем, причем сильно выигрывающей от просмотра на большом экране. Окча - имя огромной свиньи из породы, специально выведенной мясными корпорациями (все их зло пародирует Тильда Свинтон) и похожей не столько на свинью, сколько на помесь шарпея и бегемота (разумеется, полностью нарисованную на компьютере).

Фильму "Окча" не грозят призы: накануне председатель жюри Альмодовар заявил, что не может представить себе «Золотую пальмовую ветвь» в руках у авторов, не планирующих показа фильма на большом экране.

Фильму "Окча" не грозят призы: накануне председатель жюри Альмодовар заявил, что не может представить себе «Золотую пальмовую ветвь» в руках у авторов, не планирующих показа фильма на большом экране.

Фото: кадр из фильма

Такое прелестное существо просто невозможно не обожать, чем и занимается первую треть фильма хозяйка свиньи, корейская девочка Мия. Дальше начинается драма, ибо Окчу насильно увезут в Нью-Йорк, на конкурс свиной красоты, в котором у нее нет шансов не победить, после чего ее неизбежно пустят на сосиски. Вместе с пришедшими ей на подмогу активистами защиты животных (солирует Пол Дано, его антагонист - Джейк Джилленхол) Мия сделает все, чтобы разоблачить коварство производителей мяса и выручить красавицу Окчу. Скотобойню, на которую попадают герои, фильм рисует как настоящий концлагерь, в котором ждут своей участи все понимающие животные. То, что творят с ними люди, автор «Окчи», без обиняков называет Холокостом - и правильно делает. Важно, что кто-то об этом сказал - особенно в такой доступной и увлекательной форме. И не просто кто-то, а режиссер, наделенный прирожденным талантом рассказчика и человечностью лучших картин Спилберга.