Премия Рунета-2020
Челябинск
+28°
Boom metrics
Общество15 сентября 2017 5:00

Родители школьников на Южном Урале жалуются на экзотические поборы

147 человек обратились в Общественную палату Челябинской области по теме добровольно-принудительных взносов
Родители жалуются, что не знают, куда именно идут их деньги.

Родители жалуются, что не знают, куда именно идут их деньги.

Фото: Екатерина МАРТИНОВИЧ

Тема школьных поборов — традиционная для начала учебного года. На учебники и рабочие тетради, в фонды класса и школы, на День именинника и подарок классному руководителю ко Дню учителя — родительский кошелек по осени «трещит» от трат. А там не за горами новогодние подарки, а потом — 8 марта и т.д.

Чтобы оценить размах явления, при региональной Общественной палате даже открыли горячую линию и призвали мам и пап сообщать о фактах поборов. Итоги подвели на круглом столе в резиденции губернатора. Член палаты, Елена Сыркина, сообщила, что поступило 147 звонков. Основная масса — из Челябинска, Магнитогорска, Копейска. Родители пожаловались на 98 образовательных учреждений.

«ОФИЦИАНТ, ГДЕ МОЙ ОМЛЕТ?»

О чем рассказывали родители? В основном, о вымогательстве добровольно-принудительных взносов под эгидой школьных фондов и ассоциаций, эмблемой престижных лицеев и гимназий.

На втором месте — сборы на учебники и рабочие тетради.

Третье — ремонт классов, коридоров, лабораторий.

— Но если три эти позиции привычны, то встречались по-настоящему экзотические. Например, платный «прокат» книг в школьной библиотеке или обслуживание в школьной столовой по типу ресторана. Родителям предлагалось освободить детей от дежурства в школьной столовой за 1,5 рубля в день. В другой школе услугу оценили в 250 рублей в месяц, — рассказала Елена Сыркина газете «Комсомольская правда» — Челябинск».

НА УЧЕБНИКИ, УВЫ, НЕ ХВАТАЕТ

А вот задача с недостающими учебниками в фондах школьных библиотек пока не решена. Потому и просят родителей помочь рублем.

Начальник Управления начального, основного и среднего общего образования министерства образования и науки Елена Тюрина сообщила, что для того, чтобы приобрести все-все и не просить помощи у родителей, нужно разом 340 млн. руб. И еще 120 млн. руб. каждый год на поддержку этого уровня.

Но денег на эти цели выделяется недостаточно, что признают в Минобре, и родительское «софинансирование» сегодня — вынужденная мера. О ней чиновники в курсе, и работа по изменению ситуации идет.

«МЫ НЕ КОШЕЛЬКИ»

Больше всего, по словам общественницы, родителей возмущает, что к ним относятся как к кошелькам. На родительские собрания можно и не ходить. Достаточно сдать нужную сумму, а оценки ребенка удобно мониторить в Интернете. Родителям никто не объясняет объемов государственного финансирования школ. Во многих образовательных учреждениях нет ни положений о сборах родительских денег, ни смет, ни внятной схемы, куда и зачем собирают средства.

— С теми, кто звонил, мы вместе заходили на сайты школ, пытались найти информацию. Но сделать этого не получилось: информация закрыта. Администрации школ нарушают принцип добровольности пожертвований. Платежи часто возведены в ранг принудительных. Напоминания о денежном «долге» учителя передают через детей. Дети же приносят деньги в школу, передают их учителю. Учеников превращают «челноков», впутывают в товарно-денежные отношения между школой и семьей. Это, конечно, недопустимо, — говорит Елена Сыркина.

УЧИТЕСЬ ЗАРАБАТЫВАТЬ!

После общественников слово взяли чиновники. Министр образования и науки Александр Кузнецов напомнил, что школы должны научиться зарабатывать дополнительные средства. На дополнительных услугах детям и взрослым. Открывать курсы кройки и шитья, изучения иностранных языков, предлагать занятия фитнесом в школьном спортзале по вечерам. На эти задачи министерство образования оформляет лицензии.

А чтобы не стоять с протянутой рукой перед родителями, прося на капитальный ремонт, нужно быть хорошим хозяйственником и заниматься ремонтами вовремя, не доводя ситуацию до ЧП, когда в дождь хлещет из крыши и проваливается крыльцо.

КОПЕЙКА К КОПЕЙКЕ — СЕКРЕТ ФИНАНСОВОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ

Есть такие школы, где администрация ведет с родителями себя максимально открыто. Например, в Копейске, в школе №48. Директор Любовь Апостолова рассказала:

— На собрании я всегда рассказываю родителям, что лично я, как руководитель школы, сделала для решения проблемы. Обращаюсь за финансовой помощью к нашему депутату. Необходимо показывать, что директор тоже работает, а не только распоряжается родительскими средствами.

А в школе №13 Копейска деньги зарабатывают сдачей вторсырья — пластиковых бутылок и макулатуры. С таким предложением выступили старшеклассники, и администрация предложение поддержала. Многие коллеги директора не понимают: возни много, а заработок — копеечный. Но «тринадцатая» не сдается. С переработчиками вторсырья заключен договор, а детей дело учит зарабатывать деньги, потом грамотно их расходовать. Конечно, куда проще было бы попросить финансы у родителей.

ГРЯДУТ ПРОВЕРКИ

Члены Общественной палаты выступили за открытый диалог администраций школ и родителей. Ни в коем случае недопустимо впутывать детей в финансовые вопросы, давить на них по поводу долгов родителей, заставлять передавать деньги. В школе ребенок учится, становится личностью, и незачем лить на него негатив.

Родители — это не денежные мешки. Нужно и самим искать пути решений появившихся сложностей: разговаривать с депутатами, искать спонсоров.

— Все обращения, которые к нам поступили, будут тщательно изучены. Прокуратура региона и Общественная палата Челябинской области проведут проверки, прокурор области уже обратился к нам с таким предложением. Кроме того, на нашей площадке будет создана рабочая группа, которая займется регулированием ситуации по добровольным взносами, — отметили в Общественной палате.