Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
В мире10 августа 2020 12:30

"Лукашенко переиграл сам себя". Эксперты подводят итоги выборов президента Белоруссии

Политологи считают, что теперь президенту Белоруссии будет очень тяжело восстанавливать свою репутацию
Эксперты рассказали, что значат протесты в Белоруссии для репутации Лукашенко

Эксперты рассказали, что значат протесты в Белоруссии для репутации Лукашенко

Фото: REUTERS

После президентских выборов Белоруссию сотрясла мощная волна протестов. Недовольные граждане повалили на улицы. Практически всю ночь республика не спала, в крупных городах произошли массовые стычки с полицией, демонстрантов разгоняли шумовыми гранатами и водометами. Пострадавших увозили на скорых, их в городах дежурило немало.

Политологи уверяют, что теперь Александру Лукашенко придется несладко, его репутация безвозвратно испорчена.

- Лукашенко переиграл сам себя. Он вступил в схватку не только традиционно с Западом, но и с Россией. И местные майданщики, почувствовав, что президент утратил прежнюю поддержку России, с утроенной силой взялись за подрыв государственных устоев Белоруссии. Все понимают, что он во многом держится за счет поддержки Москвы, считает Александр Шатилов, политолог, декан факультета социологии и политологии Финансового.

По его словам, рано или поздно Лукашенко и его команда возьмут ситуацию под контроль. Другое дело, что сделать это будет очень непросто.

- Сейчас ему нужны будут серьезные усилия, чтобы как-то, скажем так, искупить вину перед Москвой и загладить прежние конфликты, - добавил Шатилов.

По мнению политолога, Белоруссия уже много лет живет, как "по накатанной" без какой-либо надежды на изменения. На фоне других развитых стран республика выглядит несколько архаичной. И люди больше не хотят с этим смиряться.

Приводим мнение других экспертов относительно ситуации в Минске и других городах братской республики.

Так, например, известный журналист и литератор Николай Александров ранее рассказал о протестах в Бресте, которые ему удалось застать. Как и вся Белоруссия, Брест оказался в информационном вакууме. Практически все социальные сети были заблокированы, сайты не работали. Функционировал только "TUT.BY", откуда люди и узнавали новости. По словам журналиста, подобных протестов в Бресте еще не было. К ночи силовики отключили все фонари, чтобы люди не смогли в потемках ориентироваться. Тогда все начали стекаться на проспект Машерова.

- Сейчас в центре города тусуется молодежь, но уже небольшими кучками. Перекрыт центральный проспект Машерова, милицейские машины вокруг. Только что проехал большой автозак, - рассказал Александров в эфире радио "Комсомольская правда".

Политолог Валерий Карбалевич напомнил, что подобные протесты в Белоруссии уже были. Например, в 2010 митингующие даже пытались разбить стекло в доме правительства.

- Впервые Лукашенко, совершенно очевидно, потерпел электоральное поражение. И большинство общества это понимает. Это понимает и сам Лукашенко, это понимают и его сторонники. Думаю, что в эти цифры 80% в пользу Лукашенко мало кто верит. Ну, и власть реально почувствовала угрозу потери этой самой власти, - отметил политолог. Именно поэтому впервые в белорусской истории были применены и резиновые пули, и водометы, и еще какие-то спецсредства, которые раньше не употреблялись.

Политтехнолог Петр Евгеньевич Быстров про стратегию оппозиции:

- Штаб Тихановской призывал своих избирателей, как мы помним, складывать бюллетени гармошкой, чтобы можно было отличить бюллетени, отданные в поддержку Лукашенко, от бюллетеней в поддержку Тихановской чисто по внешнему виду. Все эти действия говорят о подготовке общественного мнения к постановке под сомнение, к выражению недоверия результатов голосования. И, думаю, что у штаба Тихановской, конечно, достаточно много оснований для этого, потому что та рекордная явка и тот рекордный результат, о котором заявляет Лукашенко, совершенно не соответствует той картине, которую мы видим на улицах Минска, других белорусских городов.

Писатель Сергей Лукьяненко тоже стал гостем в эфире радио "Комсомольская правда":

"Моё непрофессиональное мнение. Дело в чём? Дело в том, что у России в Белоруссии нет "своего кандидата". Нет того, за кого стоит болеть. Что, сильно поддерживал Лукашенко Россию на международном фронте? Признал Крым? Не кормил белорусским пармезаном и креветками? Не выбивал цены на газ "ниже нижнего", не раскрутил на постройку АЭС за деньги России с невозвратным, по сути, кредитом? Не отказал в размещении военной базы? Не похватал наших людей и с ходу не обвинил на весь свет в подготовке переворота? Это что, братские отношения? Может, тогда, лучше партнерские попробовать?

Я, при этом, не собираюсь Лукашенко ругать. Он же исходит из интересов своей страны, а не России, он же не российский чиновник..."

Корреспондент телеканала RT Константин Придыбайло:

"Первые задержания я видел своими глазами. Протестующие шли, и я услышал всем известный грохот щитов. Я понял, что где-то ОМОН, который достал щиты. Оказалось, что ОМОН полностью перегородил проспект Победителей. И начал оттеснять протестующих. И я увидел, как задерживали первых протестующих. И здесь двоякая позиция у меня. Ситуация интересная. Буквально метров в десяти от меня молодой человек получил от двоих омоновцев дубинками так, что больно стало мне только от его вида. И я понял, что лучше ретироваться.

Но были моменты, а на этом проспекте есть летние кафе, представь, сидит человек, ест пиццу, рядом проходит протест направо от него, потом ОМОН ведет их налево, они начинают убегать. Чувак перепрыгивает через стол, а парень ест пиццу. Бежит омоновец, лупит убегающего, а того, кто ест пиццу, он не трогает. Понимаешь? У меня раскол сознания. Насколько этот протест всенародный? Всеобщий? Потому что парень, который ел пиццу, он не понял, что за шоу происходит".

Заместитель председателя комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров:

"Лукашенко, судя по всему, человек сильный и уверенный в себе. Он доведет ситуацию до нормальной, вернее, вернет ситуацию в нормальное русло.

Знаете, когда говорят о массовых волнениях и беспорядках, я не преувеличиваю роль того количества людей, которые вышли на улицы. Более того, поскольку они спланировано выходили, это было видно еще до окончания голосования, когда у многих посольств Белоруссии в разных странах уже собирались люди ангажированные, чтобы выразить недоверие выборам, которые происходили в Белоруссии. И поэтому все это было срежиссировано. И не случайно вот эта реакция мгновенная премьера Польши, который заявил, что надо созывать саммит ЕЭС, чтобы обсудить, как Лукашенко расправляется, как он сказал, с митингующими. Это внутреннее дело Белоруссии. Они пока ничего не нарушили. Они делают это в рамках закона. Для чего разжигать ситуацию?...."

Политолог Евгений Минченко - о произошедшем ночью в Белоруссии:

- Ну, произошло то, что и должно было произойти. Столкновения готовились заранее, оппозиция заранее давала понять, что она не признает результаты выборов, если объявят победителем Лукашенко. Собственно, и Лукашенко готовился на самом деле к разгону уличных протестов. И для них сама избирательная кампания была скорее такой факультативной – ну, надо пройти, формально выступить. Но главное – это улица после выборов. В общем, и в этом смысле они с оппозицией друг друга нашли.

Прошел первый раунд, проба сил. На первом этапе силы правопорядка удержали ситуацию. Сегодня в 19 снова люди будут выходить на митинги, а на завтра назначена всеобщая забастовка. Посмотрим, насколько удастся сегодня много народа собрать на улице, и насколько сработают призывы к всеобщей забастовке.

Николай Сванидзе, историк:

- Будет неспокойно. Официально объявленные результаты не соответствуют мнению многих белорусов. Компромисс найдут, но конфронтация будет. Вина за белорусский майдан в ближайшие дни или недели ляжет на руководство страны.

Леонид Калашников, депутат ГД:

- Протесты ожидались. Но если человек взял власть и за него проголосовали - он обязан защитить ее. А «креативное» меньшинство, которое ориентировано на западные ценности, - его действия мы видели на Украине. Меня больше волнуют отношения с Россией, где есть омрачающие факторы, - но мы их преодолеем.

Александр Шилов, художник:

- С Россией у белорусов отношения не испортятся. Наш президент обладает не меньшим самолюбием и гордостью за Россию, чем белорусский лидер, и будет в отношениях с Минском исходить из этого.

Анжелика Агурбаш, певица:

- Я всем сердцем с белорусским народом. За то, чтобы озвучили честные цифры. Я поддерживала народ, который хочет перемен. Голосовала в посольстве Белоруссии в Москве. А ночью обратилась к Лукашенко с просьбой остановить насилие.

Сергей Шестов, глава организации ветеранов «Вымпел»:

- Ожидали «концерта» - а там фуфло. Если убрать информационный фон - то все прошло нормально. Силовые структуры действуют в соответствии с обстановкой. Это говорит об их профессионализме. Все устаканится. И дальше будет повышение статуса Союзного государства.

Анатолий Вассерман, знаток:

- Выборы в Белоруссии регулярно завершаются массовыми беспорядками. Потом стихают. В этих беспорядках участвует меньшинство. И власти осознают, что это меньшинство явно враждебно большинству. И готовы давить эти выступления.