Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Общество2 ноября 2020 10:56

Огромные кладбища вокруг Минска могут стать проблемой через 50 лет: эксперт - о захоронениях в Беларуси

Поговорили с исследователем белорусских некрополей о том, почему городские власти прячут старые кладбища, куда делись из городов похоронные процессии и в чем места захоронений не поменялись с XVIII века
Современные кладбища - это огромные территории, как правило, за чертой города.

Современные кладбища - это огромные территории, как правило, за чертой города.

Фото: Святослав ЗОРКИЙ

«Кладбища не сносят, как в советские годы, но стремятся их спрятать»

- Неподалеку от Минска, за Шабанами, открывается новое кладбище «Лесное». То, что новые некрополи уходят за границы больших городов, - норма в современном мире?

- Более того, в Беларуси, как и во всей Европе, кладбища выносили за границы городов с конца XVIII века, - говорит кандидат исторических наук Сергей Грунтов. - Начали это делать из санитарных соображений. Но сегодня сильно влияет и моральный фактор. Позволю себе сравнение: кладбища сегодня, по сути, там же, где и полигоны для сбора городского мусора. И те, и другие предельно скрыты от глаз как некая неприятная необходимость, без которой не прожить. Плюс сегодня кладбища считают слишком депрессивным местом. Потому, скажем, квартиры с окнами на старые некрополи стоят дешевле. Однако пряча места захоронений подальше от глаз, люди сильно влияют на мемориальную культуру. Так, с улиц наших городов уже исчезли проводившиеся столетиями похоронные процессии. И это общая для западных стран тенденция.

Но и сегодняшние загородные кладбища непомерно растут в размерах, мол, земли хватит всем. А речь ведь о бомбе замедленного действия. Уже через 50 лет или даже раньше они превратятся в огромные маргинальные территории, ухаживать за которыми не хватит сил и ресурсов ни у коммунальных служб, ни у волонтеров. А забота родственников о захоронениях неизбежно иссякает с течением лет…

Военное кладбище, известное с XIX века, не так давно стало местом противостояния активистов и властей, хотевших благоустроить некрополь за счет съема старых памятников и установки маленьких подголовников.

Военное кладбище, известное с XIX века, не так давно стало местом противостояния активистов и властей, хотевших благоустроить некрополь за счет съема старых памятников и установки маленьких подголовников.

Фото: Дмитрий ЛАСЬКО

- А как было раньше? Что говорят о размещении кладбищ белорусские традиции? Ведь те же минские Кальвария или Военное кладбище в разные эпохи находились не в центре города…

- В деревнях кладбища всегда находились в стороне от домов, часто на ближайшем пригорке, но в пешей доступности. В городах до конца XVIII века христианские кладбища устраивали вокруг храмов, а наиболее знатных горожан хоронили в криптах костелов и церквей. А вот еврейские кладбища, согласно предписаниям иудаизма, находились за городской чертой, хотя со временем все равно попадали в нее.

Кроме вытеснения кладбищ за свои границы в городах видна тенденция к ликвидации тех исторических некрополей, что остались в городской черте. Вспомним судьбу минских кладбищ на Сторожовке и Золотой Горке, лютеранского и всех еврейских. Правда, сегодня кладбища уже не сносят, как в советские годы, но стремятся их спрятать: закрыть высокой оградой или заменить кресты плитками, как на Военном, чтобы со стороны все больше напоминало обычный парк.

Военное кладбище, известное с XIX века, не так давно стало местом противостояния активистов и властей, хотевших благоустроить некрополь за счет съема старых памятников и установки маленьких подголовников. Фото: minsk-old-new.com

Военное кладбище, известное с XIX века, не так давно стало местом противостояния активистов и властей, хотевших благоустроить некрополь за счет съема старых памятников и установки маленьких подголовников. Фото: minsk-old-new.com

- Как с течением времени менялась организация пространства на белорусских кладбищах?

- С конца XVIII века до нас дошла классицистская планировка - разбитые дорожками прямоугольные сектора. Гораздо более редкая - романтическая планировка, где аллеи изгибаются и образуют сектора неправильной формы. Так, например, устроено Фарное кладбище в Гродно. Но все же основное различие кладбищ старых и новых не в устройстве дорожек, а в том, как на них выделяются места. Раньше главенствующим был - и на многих деревенских кладбищах остается до сих пор - принцип семейности. Такая группа захоронений становилась общим местом памяти в поминальные дни. Современная практика выделения мест для захоронения, когда хоронят по порядку, выделяя место на 2 - 3 могилы, практически свела это на нет. В результате родственники погребены на разных концах кладбища, а то и на соседних некрополях. Это разрушает складывавшиеся веками семейные традиции поминовения, ведет к уходу от идеи большой семьи как таковой.

Облик Кальварии благодаря сохранившемуся костелу кажется неизменным. Фото: minsk-old-new.com

Облик Кальварии благодаря сохранившемуся костелу кажется неизменным. Фото: minsk-old-new.com

«Изготовление памятников было хорошим бизнесом уже в XIX веке»

- Интересно, а нужна ли Беларуси новая аллея почетных захоронений сродни той, что есть на столичном Восточном кладбище?

- Возможно, мест на прежней все меньше. Но для этого должно быть выделено особое место. Не думаю, что оно может быть на одном из новых кладбищ за Минской кольцевой автодорогой. Важно и то, что этот участок должен сохранить внеконфессиональный характер. В предыдущие годы велись обсуждения различных проектов, но, насколько я знаю, они ни к чему не привели. Вообще, зону престижа достаточно сложно создать с нуля. К тому же сделать ее таковой для всех групп населения - людей разных политических взглядов в том числе.

- Где в Минске можно увидеть необычные для сегодняшнего взгляда надмогильные памятники? А исторические сектора?

- Как раз в упомянутом секторе для почетных захоронений на Восточном кладбище больше всего интересных с художественной точки зрения памятников. Хотя не типовые и более дорогие памятники встречаются и на других кладбищах. Что касается исторических секторов, то в относительной сохранности они остались только на Кальварии и Военном кладбище. Сегодня это места, куда приводят экскурсии. Сохранить их чрезвычайно важно, но действия властей тут вызывают много нареканий у специалистов. Для спасения Военного кладбища от подобного благоустройства даже пришлось организовывать волонтерское движение.

Сейчас памятники на минских кладбищах не отличаются большим разнообразием.

Сейчас памятники на минских кладбищах не отличаются большим разнообразием.

Фото: Святослав ЗОРКИЙ

- Сейчас, кажется, установка памятников - сродни большому бизнесу с разнообразными течениями. А какие тренды сегодня в моде? Бывают же и памятники, где зафиксирована профессия усопшего, его успехи и так далее…

- Изготовление памятников было хорошим бизнесом с развитой конкуренцией уже в XIX веке. В Беларуси работали десятки мастерских, а обеспеченные семьи выписывали надгробия из Варшавы, Москвы, Киева и даже Рима. Что касается последних веяний в надгробной моде, то все больше распространились памятники с цветными фотографиями. Причем сам снимок на памятниках становится все менее формальным - на портретах люди могут улыбаться или даже смеяться. Сохраняется мода на дополнительные изображения на задней части надгробной стелы - чаще там можно увидеть либо икону, либо пейзаж с рекой и березами, либо фигуру самого умершего с указанием на профессию, скажем, на фоне комбайна или школьной доски.

Еще один тренд - постепенное появление эпитафий на белорусском языке, особенно в католических регионах с белорусским населением. Собственно, в костеле белорусский стал регулярным языком богослужений, поэтому и такие эпитафии стали восприниматься естественно.

На старых кладбищах можно найти необычные памятники (даже времен Речи Посполитой, как в Глубоком). Фото: Сергей ГРУНТОВ

На старых кладбищах можно найти необычные памятники (даже времен Речи Посполитой, как в Глубоком). Фото: Сергей ГРУНТОВ

- А где-то в Беларуси продолжают ставить памятники по традициям предков?

- Думаю, о сохранении традиций можно говорить только в отношении деревянных крестов, которые ставят во время похорон. В остальном современные каменные памятники продолжают традиции долговечных надгробий дворянства и мещан XIX века. Впрочем, современный кладбищенский ландшафт при, казалось бы, широком предложении на рынке, выглядит довольно монотонно. Современных колонн, обелисков, не говоря о надгробных каплицах, практически нет.

- Возможно ли изменить нынешнее отношение к кладбищам, чтобы их перестали прятать?

- Думаю, это возможно в отношении исторических городских кладбищ. Самое важное - не отдалять их, а наоборот, интегрировать в городскую жизнь. Нужно не забывать, что это еще и парк, в котором можно гулять, наблюдать птиц, посидеть на скамейке, подключится к wi-fi, почитать информационные стенды. Во всем этом есть опыт многих европейских городов, который можно перенять. С большими новыми кладбищами все сложнее, но ситуация не безнадежна. Следует помнить, что отношение к смерти и некрополям меняется исторически, а значит, будущие поколения вполне могут открыть в них какое-то новое значение для себя.

В некоторых регионах сохранилась традиция украшать надмогильные кресты рушником - например, на Пинщине. Фото: Сергей ГРУНТОВ

В некоторых регионах сохранилась традиция украшать надмогильные кресты рушником - например, на Пинщине. Фото: Сергей ГРУНТОВ

ЕСТЬ ВОПРОС

Почему существует запрет на посадку деревьев на кладбищах?

- На многих современных кладбищах начисто вырезают деревья, а новые сажать запрещено. Это белорусское новшество?

- Мы привыкли, что новые кладбища выглядят как поля, заполненные рядами захоронений. Но практика полной ликвидации деревьев коснулась и исторических некрополей. Так, полностью меняется складывавшийся два века культурный ландшафт. Например, полностью «облысели» православный и католический некрополи в Гродно, кладбища в Волковыске, Пружанах... Да, так проще ухаживать - не разводятся птицы, ветки не падают на памятники. Но проще не значит лучше. Навсегда утрачен важный исторический ландшафт, который был характерен для Беларуси столетиями с его «і крык вароніных грамад на могілкавым кладбішчы», как у Купалы. Да и запрет на посадку деревьев на кладбищах мне рациональным не кажется. Просто можно ограничить список высаживаемых пород низкорослыми видами.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

На Полесье были партнерские роды, а на Витебщине мальчикам пуповину перебивали камнями

«Комсомолка» расспросила авторитетного этнолога о том, чего остерегались белоруски во время беременности, почему девушкам, оказавшимся в доме роженицы, приходилось набирать в рот воды и как определяли пол ребенка без УЗИполтора века назад (читать далее)

Наши предки верили: если 1 января первым гостем будет мужчина - к удаче, а елкам предпочитали еловые ветки

О том, почему наши предки в XIX веке не выносили мусор на Коляды, гадали на жениха под Новый год в хлеву, а на Вигилию занимались магией, «Комсомолка» поговорила с известным этнологом (читать далее)

Как белорусы воспитывали детей: Отец должен был «любить, но руками бить», а матери не опекали сыновей-подростков

О традициях воспитания детей у наших предков «Комсомолка» поговорила с этнологом, кандидатом исторических наук, старшим научным сотрудником Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Татьяной Кухаронак (читать далее)

Наших предков штрафовали, если они не женились до 25 лет

«Комсомолка» узнала у этнолога, как в XIX веке белоруски пытались увеличивать грудь, на какую невесту надеялись, что она «апране мужа», и когда свекры в открытую издевались над невесткой (читать далее)

«Да свіданія, мы ўходзім ат вас, а вы аставайцесь, атдыхайце». Белорусы на Радуницу приносили на кладбище кутью с блинами и сохраняли скатерть с могилы

Какое значение придавали Радунице наши предки, приветствовалась ли у белорусов трапеза на кладбище и почему в СССР не прижился единый день поминовения (читать далее)

Радуница у белорусов 150 лет назад: искусственные цветы на кладбища не несли, а могилы на двоих, сделанные впрок, считали дурной приметой

Накануне Радуницы поинтересовались у исследователя некрополей, чем предки заменяли искусственные цветы, когда на кладбищах появились столики со скамейками и откуда традиция ставить двойные памятники с портретом живого человека (читать далее)

Отпуска белорусов 100 лет назад: неделя на Коляды, неделя на Пасху и запрет на работу в воскресенье

В фольклоре и литературе наши предки всегда за работой, да такой, что как у классика: «Кроўю, потам». «Комсомолка» вместе с этнологом разбиралась, были ли у наших предков отпуска и почему на праздники правильно гулять по полной (читать далее)

Мода сто лет назад: по одежде узнавали, откуда женщина родом, сколько ей лет и есть ли муж

«Комсомолка» узнала, когда белорусы отказались от сшитых вещей в пользу фабричных, какой убор переняли у венгров и зачем родители модно одевали подростков (читать далее)

«Людей с нехорошим глазом знала вся деревня»: как и за что проклинали белорусы

Доктор филологии, профессор Алексей Ненадовец почти 40 лет исследует проклятия белорусов - в его картотеке тысячи конкретных случаев, когда проклинали человека или даже весь его род, и это клеймо проходило через поколения (читать далее)

«Никаких цмоков в мифологии белорусов не было - предки верили в Цуда-Юда, пришедшее с монголо-татарами»

Ученый-фольклорист рассказал «Комсомолке», как наши предки уживались с Домовиком, почему остерегались Водяника и зачем на самом деле первым пускали в новый дом кота (читать далее)

Позвать умерших, вспомнить о хорошем, со стола не убирать: что наши предки делали на Дзяды

Узнали, какие традиции и сохранились в похоронных ритуалах и как поминали родных и близких на Дзяды, которые белорусы отмечают 2 ноября (читать далее)

Фэншуй белорусов: не строить дом на месте бани, не садиться на стол и важные дела начинать в субботу

Вместе с учеными «КП» разбиралась, как белорусы раньше обустраивали жилище, в какие обереги верили и за счет чего сохраняли свой энергетический баланс (читать далее)

Гороскопы и прогнозы белорусов 150 лет назад: на Коляды рождались счастливчики, а на убывающей луне - пессимисты

Узнали, как наши предки следили за звездами и небесными светилами, за что рубили голову курице, и как относились к мышам и крысам – символам 2020 года (читать далее)

Рецепты красоты белорусок 150 лет назад: конопля для белой кожи, шкура ужа для густых волос, а икра лягушек – против веснушек

Разбираемся, какой была у наших предков назад индустрия красоты, какие косметологические процедуры использовали женщины и когда привлекательность могла быть опасной для жизни (читать далее)

Наши предки не любили долгожителей и верили, что самоубийство может вызвать засуху

Как готовились белорусы к приходу смерти, боялись ли ее и какие приметы считали предвестиями ухода (читать далее)

Как белорусы служили в XIX веке: в армию уходили на 25 лет или откупались за 600 рублей, а неверную жену солдат мог убить

Разобрались, что значила рекрутчина для белорусских крестьян, кого забирали в армию и куда они возвращались (читать далее)

Чтобы остановить эпидемии, белорусы обпахивали села на волах-близнецах: народная медицина 150 лет назад

Узнали, как бороться с болезнями помогали собаки и рушники, чем сейчас объясняют работу «заговоров» и почему среди заболеваний XIX века нет депрессий (читать далее)

Для спасения от холеры на перекрестке закапывали живого черного петуха: как белорусы боролись с эпидемиями 150 лет назад

Узнали, почему о методах борьбы с напастями отлично рассказывают судебные дела и как поступали с прибывшими из очага инфекции (читать далее)

Неожиданная версия ученого: в знаменах пчеловодов остался алфавит, которым белорусы пользовались до кириллицы

«Комсомолка» узнала, что предков во времена Великого княжества Литовского за воровство меда карали смертью (читать далее)

150 лет назад белорусы тоже скидывались на нужды школы и не пускали детей в классы в IV четверти

«Комсомолка» расспросила этнологов, каким было дистанционное обучение в XIX веке, почему крестьяне не пороли детей за двойки и сколько получал учитель в глубинке (читать далее)

Треснул стол, сама открылась дверь - жди беды? Чего боялись белорусы 150 лет назад

«Комсомолка» узнала, зачем белорусы советовали подержать усопшего за большой палец ноги и перед кем выговаривали свои страхи (читать далее)

Белорусы опасались наличных и любили покупки «все по копейке»: как делали шопинг наши предки 150 лет назад

Узнали у эксперта, почему раньше белорусы не могли попасть в лавки по субботам, какой оборот был у самого крупного белорусского кирмаша и для чего корову продавали только с веревкой (читать далее)

Белорусские крестьяне целыми деревнями давали клятву не пить, а их за это отправляли в ссылку

Узнали у исследователей, как отличали корчмы, где наливали пиво, от тех, где было только вино, почему наши прадеды не спивались в одиночку и почему в ВKЛ пьянели меньше, чем в годы, когда белорусские земли были в составе Российской империи (читать далее)

Протесты на территории Беларуси: наши предки терпели, молили, но если не помогало - брали вилы

Судя по нашей истории, «можа, так і трэба» - совсем не о белорусах. Узнали, как деды и прадеды выходили протестовать из-за хлеба, закрытия церквей и насилия помещиков (читать далее)