Звезды

Как русские покоряли Голливуд

Андрей Кончаловский сумел достичь вершин за океаном, но потом все равно вернулся домой...

Андрей Кончаловский сумел достичь вершин за океаном, но потом все равно вернулся домой...

Фото: Леонид ВАЛЕЕВ

Голливуд - самая мощная киноиндустрия в мире. Каждый день там выпускается как минимум два новых фильма, а его ежегодный 9-миллиардный оборот равняется годовому бюджету целого европейского государства! Человек, сделавший там себе имя, автоматически причисляется к высокооплачиваемому сословию суперзвезд.

Но как покорить Голливуд, если ты русский? Если все, на что ты можешь рассчитывать, - это второразрядные роли злых кагэбэшников, террористов или космонавтов в шапках-ушанках с гаечными ключами наперевес? Сегодня Первый канал покажет документальный фильм «Русские в Голливуде». Его автор Михаил Файнштейн выяснил, какое отношение русские вообще имеют к Голливуду, как жили и живут там наши актеры-иммигранты, в каких фильмах снимаются и о каких гонорарах мечтают.

Крамаров был обязан свободой Рейгану

Знаменитому советскому актеру Савелию Крамарову тоже не удалось покорить Голливуд. Он уехал из СССР в 1980 году, когда уже стало очевидно: здесь на его карьере поставлен крест. Наши чиновники считали, что «с такой рожей Крамаров не может представлять образ советского гражданина». А тут еще он стал верующим... В общем, актеру был закрыт путь и в советское кино, и дорога за границу. Но он не растерялся: написал письмо самому президенту Соединенных Штатов Рейгану, который в молодости тоже был актером, и попросил помочь перебраться в Америку. Наши органы были в таком шоке, что без звука выпустили Крамарова из страны.

Поначалу судьба к нему благоволила. Режиссер с украинско-польскими корнями Пол Мазурски как раз задумал снимать фильм о советских циркачах, которые в разгар «холодной войны» гастролируют по Америке и в конце концов решаются попросить политического убежища. Крамарову досталась одна из главных ролей. «Москва на Гудзоне» оказалась очень успешной картиной, и Савелий Викторович думал, что еще чуть-чуть - и он покорит Голливуд, но, увы, больше таких масштабных ролей у него не было. В 61 год его убила внезапная болезнь - рак.

За что обидели Балуева?

Об успехах Александра Балуева на зарубежной кинониве трубили все газеты. Надо же, нашего актера пригласили сниматься в фильм «Миротворец» с самим Джорджем Клуни и Николь Кидман! Он будет играть русского генерала, пытающегося продать террористам российские ядерные боеголовки! Сам Балуев был не в восторге ни от роли злодея, ни от отношения к своей персоне. И сразу после съемок улетел в Россию. Но в прокате «Миротворец» прошел успешно, и через год Александра пригласили сниматься в фильме «Столкновение с бездной». Предложили роль военного, который борется за спасение Земли. Балуев посмотрел сценарий: русский там выглядел вполне вменяемо. Сильно не пил, похмельем не страдал, знал, что такое атомный реактор... И он согласился. Но из финальной сцены, когда все герои картины стали прощаться с родными и близкими, режиссер почему-то вырезал один-единственный монолог - русского. И с тех пор обиженный Балуев в Голливуд ни ногой. Хотя предложения есть.

- Я понял, что американское кино - очень политизированная платформа, в которой трудно говорить о каком-то равноправии и демократии, - до сих пор сердится актер.

Эйзенштейн и Кончаловский не хотели снимать кино «по-американски»

Сергея Эйзенштейна американские кинодеятели считали гением. Компания «Парамаунт» сделала ему - даже по тем временам - шикарное предложение: снимать кино в Голливуде. Никто не думал, что Сталин даст на это разрешение, но он согласился. Иосиф Виссарионович, оказывается, мечтал построить в Советском Союзе свой собственный Голливуд.

В Америке Эйзенштейну устроили королевский прием. Ему дали на выбор сразу несколько сценариев, познакомили с огромным количеством видных кинодеятелей, в том числе и с Чарли Чаплином. Но великий режиссер быстро понял, что производство фильмов там массовое и что снимаются они исключительно для развлечения публики. Такая концепция его совершенно не устраивала. А «Парамаунт» не устраивали его серьезные идеи, и вскоре она расторгла с ним контракт.

Много-много лет спустя случилась похожая история: Голливуд покинул русский режиссер Андрей Кончаловский. В Америку он уезжал, чтобы делать свое особенное кино. Он снял «Любовников Марии» с Настасьей Кински, «Поезд-беглец» с Эриком Робертсом, «Гомера и Эдди» с Джеймсом Белуши и Вуппи Голдберг. А потом, когда его имя уже стало известно, начал работать над картиной «Танго и Кэш» с Сильвестром Сталлоне в главной роли. Он хотел сделать из актера интеллигентного человека - в костюме, играющего в гольф.

Но продюсеру нужны были зрелища: он требовал, чтобы Кончаловский придумал хотя бы одну сцену, где Сталлоне раздевается. Потом фильму сделали совсем не тот финал, который нравился Кончаловскому... В общем, после очередной стычки Кончаловский послал продюсера подальше, бросил все и уехал. Сейчас он, как и другой режиссер Владимир Меньшов, говорит, что русским лезть в Голливуд вообще незачем. Что 200 миллионов аудитории, которая есть у российских режиссеров, вполне достаточно, чтобы делать очень хорошее кино.

Но пока Голливуд остается недосягаемой вершиной, очевидно, что пытаться покорить ее будут еще очень многие.

Кто is who?

Сейчас в официальных списках актеров, режиссеров, продюсеров, операторов, работающих в Голливуде, значатся уже сотни людей, рожденных в бывшем СССР. Об их происхождении не всегда легко догадаться по титрам кинофильмов.

Американские варианты фамилий неплохо маскируют неамериканские корни. Среди наших соотечественников предки Стивена Сигала, Харрисона Форда, Натали Портман, Стивена Спилберга... Оказывается, деда Майкла Дугласа звали Иссур Демский, бабушку Леонардо ДиКаприо - Елизавета Смирнова, маму Миллы Йовович - Галина Логинова, прабабушкой Сильвестра Сталлоне была одесситка Роза Лабович, настоящая фамилия родителей актрисы Вайноны Райдер - Томчины. А лауреат «Оскара» 2007 года за лучшую женскую роль Хелен Миррен - внучка русского офицера Миронова.

АВТОРИТЕТНО

Михаил ФАЙНШТЕЙН, автор фильма «Русские в Голливуде»: Надо не истерить, а работать

- В таких случаях говорят: «Мнение автора не всегда совпадает с мнением его героев». Я сам живу в Америке и прекрасно знаю, что публика там думает о русских, как она их себе представляет. Да, есть определенный стереотип. Но это не значит, что, как говорили некоторые мои респонденты, «нам туда не надо». Может, нам и Олимпийские игры тоже не нужны?

Мы больше не можем ограждаться от всего мира. Вот Володя Машков сейчас снимается в Голливуде, хочет взять новую высоту и правильно делает. Кто знает, вдруг появится большая серьезная роль для человека с акцентом? Я абсолютно убежден, что разбивать стереотипы надо не истерикой, а работой.

КСТАТИ

За что мы получали «Оскар»?

Высшую награду американской киноакадемии за лучший фильм Россия получала четыре раза.

Впервые в 1942 году за документальный фильм Леонида Варламова и Ильи Копалина «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой».

В 1968-м статуэтка досталась эпической ленте Сергея Бондарчука «Война и мир».

В 1981-м «Оскар» должен был получить Владимир Меньшов за картину «Москва слезам не верит», но чиновники даже не выпустили его из страны.

В 1991 году победу праздновал Никита Михалков. «Оскара» он получил за «Утомленных солнцем».