Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
Звезды23 февраля 2011 22:00

Он молчал и советовал улыбаться

К дню рождения великого русского артиста мы решили вспомнить, какие заветы он оставил настоящим мужчинам [видео]

Олег Янковский родился 23 февраля. И никаких совпадений и знаков тогда в этом никто наверняка не разглядел. Это потом Янковский станет символом «настоящего мужчины», а 23 февраля из Дня Советской Армии и Военно-морского флота превратится в День защитника Отечества, что есть, считай, синоним Дня Настоящего мужчины. Вот и срослось... Олег Иванович ушел от нас, но не вспоминать о нем нельзя. Тем более что в фильмах его герои каждый по-своему - лучший ответ на современные стенания «все пропало» и «как быть?». Мы решили вспомнить героев Янковского. Людей, которых хочется видеть рядом. Олег Иванович сыграл в десятках фильмов. Мы выбрали лишь несколько. Это очень субъективно, конечно...

«Служили два товарища». Молчаливость героя Янковского подчеркивала говорливость героя Ролана Быкова.

«Служили два товарища». Молчаливость героя Янковского подчеркивала говорливость героя Ролана Быкова.

«Служили два товарища», 1968 год Одна из первых ролей Олега Янковского принесла ему настоящую популярность. Он сыграл красноармейца Андрея Некрасова, который до войны был фотографом, а потому был отправлен за линию фронта врангелевских армий, чтобы при помощи киноаппарата заснять позиции белых. Олег Иванович говорил очень мало, зато впервые показал миру свою способность смотреть. Умно, понимающе, чуть иронично, но очень твердо. В его взгляде было столько ответов, что еще и говорить просто не имело смысла. Глубину молчания героя Янковского постоянно подчеркивал не умолкающий ни на минуту напарник, которого сыграл великолепный Ролан Быков. Получилось смешно. И очень грустно. Но это была настоящая «оптимистическая трагедия» с настоящим героем в главной роли. Не рвущим на себе рубашку и не «толкающим лозунги», а уперто стоящим на своем. Говорят, режиссер сначала собирался использовать Янковского в роли белого офицера Брусенцова, но сказал ставшую легендарной фразу: «Этого парня мы Врангелю не отдадим». В итоге поручика сыграл Владимир Высоцкий. А Янковский своей ролью одержал для красных еще одну победу над белыми, поучаствовав в создании образа героической Красной Армии, тех самых воспетых шестидесятниками «комиссаров в пыльных шлемах». Роль Андрея Некрасова стала одной из первых в сонме романтических образов Олега Янковского. И одной из его самых «молчаливых» ролей. «Обыкновенное чудо», 1978 год Цитата: «Герои начали жить своей жизнью». Его волшебник очень не похож на волшебника. Он не варит отваров из лягушек, не пугает честных людей мантией со звездами и не шепчет заговоры в кулак. Если вдуматься, роль Янковского в фильме если не эпизодическая, то, во всяком случае, небольшая. Но, кроме влюбленных, он - единственная по настоящему сильная личность. В его сердце идет невероятная работа, и это очень заметно. Он не хочет страданий окружающим, но не может не действовать. И, хотя выполняет роль наблюдателя, он страдает, он живет каждой нотой этой истории. « - А кто у нас муж? - Волшебник. - Предупреждать надо». - Исчерпывающий диалог героев Андрея Миронова и Ирины Купченко. Таких земных волшебников больше никто не играл. И можно только догадываться, сколько женских сердец сжималось от предчувствия: такие люди есть, они рядом, они наверняка где-то есть - вот же Янковский!

«Тот самый Мюнхгаузен». Ненормальные поступки барона правильнее нормальности окружающих его героев.

«Тот самый Мюнхгаузен». Ненормальные поступки барона правильнее нормальности окружающих его героев.

«Тот самый Мюнхгаузен», 1979 год Цитата: «Улыбайтесь, господа, улыбайтесь». Телефильм по сценарию Григория Горина вроде как и о любви тоже. И комедия, конечно, и драма по сути. Но если говорить о мужских образах, созданных Олегом Янковским, то роль барона Мюнхгаузена самая мужская. Тут тончайшими штрихами схвачены мечты и стремления мужчины средних лет. Битва с мечтами, идеалами, искренностью, честностью в себе. И рецепты, как не выиграть эту битву. Соблазны покоя и благополучия и риск потерять все, во что веришь. Он очень понятный, его Мюнхгаузен, хотя и делает все так, как никто не делает на самом деле. И при этом он единственный нормальный человек в общем безумии. Фильм должен был дать ответы - как быть, но в итоге признает, что рецептов нет вовсе. Олег Янковский сыграл очень русского барона Мюнхгаузена, что на фоне немецкого городка смотрится очень забавно. «Влюблен по собственному желанию», 1982 год Цитата: «Так, что у нас с ногами? Ножки, ножки... Ножки, как у козы рожки». Если «Тот самый Мюнхгаузен» - один из самых мужских фильмов Янковского, то «Влюблен по собственному желанию» - один из самых женских. Интересно определить жанр? Скажете, мелодрама, и обманете себя. Тут слишком много юмора, глубоких переживаний и производственных отношений. Мужчина, который не прочь, чтобы его «взяли в оборот», и женщина, уверенная, что отношения вполне можно вести «по науке». И итоге все эти «заморочки» рушатся и люди становятся людьми. И уже не важно, по науке или нет. Герой Янковского - классический наш человек: раздолбай по жизни, наполненный глубокими принципами. Ему плевать на массу условностей, но он готов набить морду тем, «кто покусится». С такими людьми сложно жить, но зато жизнь имеет смысл. К герою Янковского можно было бы прилепить слово «секс-символ», если бы секс был объявлен как тема, что было немыслимо в советском кино. Но, как оказалось, и не надо было. Забавно, но по тогдашним меркам асоциальный тип начинал вызывать симпатии еще до того, как «перековался». И обаяние Янковского полностью сместило акценты. Поэтому, видимо, и получился такой вот фильм...