Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+15°
Boom metrics

Директор судоходной компании Светлана Инякина: Никто не ожидал катастрофы от короткого, «пьяного» рейса

Крушение круизного теплохода «Булгария», во время которого погибли больше 100 человек, - потрясло всю страну[эксклюзив "КП"]
Анна ВЕЛИГЖАНИНА
Анна ВЕЛИГЖАНИНА

Можно ли было избежать этой страшной трагедии? Почему погибло столько народа?

«Виноват человеческий фактор»

- Сейчас в стране осталось мало опытных капитанов-речников, - высказал свое мнение владелец судоходной компании Фазил Алиев. - На мой взгляд, в этой катастрофе очевидна вина капитана. Вероятно, он не справился с управлением.

Как мне известно, на Волге в то утро штормило, было штормовое предупреждение. Капитан в такую непогоду не должен был выводить судно в плавание.

Любой резкий порыв ветра, сильные волны для плоскодонки рискованны. Капитан на свой страх и риск вышел в плавание. Я полагаю, что, когда он делал разворот, судно накренилось от порыва ветра и нахлынувшей волны и опрокинулось.

А в том, что «Булгария» 55-го года выпуска, я не вижу ничего страшного. В Америке теплоходы и 1924 года продаются и эксплуатируются. Главное - поддерживать техническое состояние судна.

Следователи тоже не предъявляют претензий к возрасту судна (хотя некоторые речники считают, что такие старые суда опасно выпускать в пассажирские круизы). У них есть вопросы к владельцам теплохода, которые не следили за его техническим состоянием. Как нам пояснил представитель Следственного комитета, «Булгария» имела технические неисправности: не работал один из двигателей, а также были неисправности в баке с топливом. Оно было залито лишь в правый бак. По словам следователей, топливные баки в теплоходе устроены, как сообщающиеся сосуды: если все исправно, то топливо должно было перетечь из одного в другой. Но этого не случилось. Как сказал нам капитан Дмитрий Иванов, который плавал на подобных кораблях, скорее всего, в баке была пробоина.

По мнению следователей СК, в таком состоянии теплоход нельзя было выпускать в плавание. Капитан обязан был доложить о неисправностях своему руководству. А владельцы и арендаторы судна должны были принять меры, а не гнаться за прибылью в разгар туристического сезона.

Теплоход был перегружен

Возможно, явный крен у теплохода появился не только из-за отсутствия топлива в баке с одной стороны, но и из-за перегруза. По технике безопасности такой теплоход должен перевозить не больше 150 человек. Мы дозвонились Светлане Инякиной - директору компании ­«Аргоречтур», которая экплуатировала «Булгарию».

- Вы знали, что судно было неисправно?

- Нет. Более того, в начале навигации в июне этого года оно прошло техосмотр. У меня на руках документы речного регистра о том, что судно не имеет неполадок и безопасно! (Эксперт речного регистра Яков Ивашов, как и Инякина, сейчас задержан. - Ред.)

- Но ведь даже на фотографиях заметен очевидный крен!

- Я бизнесмен, а не техник. Я не разбираюсь в технических особенностях ­теплохода. Небольшой крен, по словам речников, свойственен для судов такой конструкции. Повторяю, у меня есть документы о его исправности. Капитан мне ничего не докладывал о неисправностях. Никаких жалоб от пассажиров я не получала.

- Говорят, судно вообще не ремонтировалось?

- Оно проходило ремонт в 2007 году, все было нормально. Ничего не предвещало беды, никто не ожидал катастрофы от этого элементарного, короткого по времени так называемого «пьяного» рейса!

- А что значит «пьяный рейс»?

- Это когда люди плывут в короткий круиз пить...

- А капитан Александр Островский тоже выпивал во время пути?

- Не знаю. К нему не было никаких нареканий. 25 лет стажа. Он погиб одним из первых...

- Говорят, на теплоходе был перегруз.

- Это экипаж самовольно пропустил своих людей без моего разрешения... ( читайте подробнее)

Вопреки заверениям директора компании следователи уже получили свидетельские показания о том, что нарекания к работе теплохода были и прежде. Пассажиры жаловались, что на теплоходе не работает санузел, кондиционеры. Перед этим трагическим круизом судно совершило плавание в Пермь и обратно в Казань. Пассажиры признавались, что приплыли в Пермь на пять часов позже обычного и вообще думали, что не доплывут, настолько посудину шатало в Волге... Есть показания, что и пассажиры закончившегося трагедией рейса Казань - Болгар - Казань тоже опасались плыть на судне с явным креном... А за несколько дней до ЧП в одном из помещений теплохода про­изошел пожар, так что сейчас встает вопрос о том, что судно не только не соответствовало технике безопасности, а вообще было аварийным.

Экипаж верил в чудо?

- Обычно в штормовое предупреждение рейс откладывают по времени. А в критической ситуации капитан просит всех пассажиров подняться на палубу, надеть спасательные жилеты и держаться за поручни крепче, - рассказал «КП» капитан волжского судна Дмитрий Васильев. - В этой истории экипаж повел себя странно. Они не предупредили пассажиров о проблемах на теплоходе.

В Следственном комитете отрабатывается версия, что экипаж понимал: теплоход терпит аварию - возможно, до последнего верил, что корабль не потонет. Обычно во время плавания незанятые члены команды отдыхают в своих каютах на нижних палубах. Но на момент крушения большинство членов экипажа оказались наверху.

- Здесь могут быть серьезные упущения экипажа, - рассказал нам капитан-наставник с 20-летним стажем. -В критической ситуации капитан не должен покидать мостик - его задача организовать спасение пассажиров силами экипажа, руководить всеми работами. И бежать на нижнюю палубу - как говорят, лично спасать пассажиров - это нарушение всех правил. А команда в этот момент должна была не нестись наверх выбрасывать пассажиров за борт - как-нибудь сами бы выбросились, - а бежать по нижним палубам и до последнего помогать тем, кто не может выбраться. Похоже, что экипаж слабо занимался спасением пассажиров.

Есть сомнения и по времени, которое было в запасе у команды. Может, само затопление судна и заняло несколько минут, но критическая ситуация могла возникнуть раньше. По одной из версий следствия, команда поняла, что происходит что-то неладное, и побежала на верхнюю палубу. Почему не предупредили пассажиров - непонятно. Следователи задают этот вопрос выжившим членам экипажа.

...Сегодня точно установлено, что в непосредственной близости от терпящей крушение «Булгарии», когда сотни людей пытались спастись, прошли два судна. Они бы могли оказать помощь тонущим людям, но не сделали этого. По словам следователей, капитаны этих судов могут быть привлечены к уголовной ответственности.

ТТХ «Булгарии»

Вместимость - 140 человек,

водоизмещение - 774 тонны,

длина - 78 м,

ширина - 12,2 м

Дорогие читатели!У вас есть информация о трагедии? Есть свои версии трагедии? Ваши родственники или знакомые работают в системе речного судоходства и рассказывают много интересного? Очень просим связаться с нами reporter@kp.ruИли позвонить (495) 777-02-82 доб. 523 или 824