Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Общество17 августа 2011 22:00

Геннадий Онищенко: «Вода у нас лучше, чем в Европе, а молоко и хлеб беспокоят»

Главный государственный санитарный врач рассказал «КП», что происходит на потребительском рынке страны [видео]

- Геннадий Григорьевич, какова самая главная задача, которую буквально в эти вот дни решает ваше ведомство?

- Максимально эффективно в сжатые сроки - через несколько дней после завершения детского отдыха - запустить школьный процесс. С точки зрения безопасности. Все-таки 13 миллионов 90 тысяч детей – это большая когорта нашего населения. И самая главная когорта для нас с точки зрения приложения наших усилий по сохранению здоровья нации, нашей популяции. Второе – модернизация надзорных функций и полномочий в рамках Таможенного союза. Год в рамках Таможенного союза, когда мы убрали границы между Казахстаном, Белоруссией и Россией, уже прожили. Создаем оптимальные условия для экономики, чтобы она могла функционировать и при этом быть безопасной. Это стратегическая задача. А самое главное – чтобы люди были здоровы.

- А вот с Таможенным союзом, не погорячились ли? Сейчас из той же Белоруссии везут грузинские вина и «Боржоми» же, запрещенные у нас.

- Таможенный союз - это объективно необходимая реальность. Это нам нужно было во всех смыслах. А Белоруссия как раз не самый тревожащий нас сегмент. Я в Белоруссии был много раз, разные ситуации случались, меня и национальным врагом белорусского народа объявляли, но, объективно говоря, культура агропромышленная, культура переработки в Белоруссии добротная и хорошая. Я имею в виду сектор сельскохозяйственной продукции и продукции питания. Что касается Казахстана, здесь тоже есть интерес наш национальный. Конечно, есть проблемы на внешних границах, которые нужно модернизировать. Но работа идет поступательная, осмысленная. Во всяком случае, год прошел и каких-то серьезных издержек мы не увидели. А позитива много.

- А как транзитные территории эти страны разве не используются, чтобы к нам ввозить опасную продукцию?

- Есть механизм предотвращения таких ситуаций. Те же «ножки Буша» у нас запрещено обрабатывать хлором, а в Казахстане разрешено, и им примерно сто тысяч тонн завозят американских ножек. Но мы еще «на берегу» договорились - мы с уважением относимся к тому, что вы едите хлорные «ножки Буша», но если, не дай Бог, они пойдут на территорию России, то будет скандал.

Что касается грузинских вин и «Боржоми». В тех объемах, в которых поставляли «Боржоми» в Россию, знаете, всех водных ресурсов Грузии не хватит, чтобы их обеспечить. Но мы и с белоруссами договорились – хотите, пожалуйста, пейте «Боржоми». Мы не возражаем. Но если увидим на территории России, будет скандал. И он у нас уже был. Одна фирма из Минска, для которой даже на грузинской этикетке написано, что «Борджоми» поставляется в Белоруссию, торговала на нашем Дорогомиловском рынке.

Есть проблемы, но они решаемы. И поймите, ни «Боржоми», ни спиртосодержащая жидкость, которая называется грузинскими винами, - это не тот предмет, который беспокоит нас с позиции обеспечения безопасности. Нас беспокоит качество и объем молока, хлеба, к сожалению. Вы знаете, например, что 60% хлеба в Москву завозится из десяти регионов Российской Федерации и из четырех иностранных государств? Такова ситуация по самому главному продукту питания для большинства наших россиян. Здесь надо выстраивать экономические инструменты, логистику. Мы с вами недоедаем овощей, белка. Если надо где-то 67 кг, у нас 53 кг по потреблению белка в год. Это и белое и красное мясо, и рыба, и еще белок мы получаем через молочную продукцию, которой нам надо 360 литров на человека, а у нас где-то 240 сегодня. И то - вместе с поставляемым нам белорусским молоком.

«СТРАШИЛКИ» О ПРОДУКТАХ ПРОПЛАЧЕНЫ!

- Ну, раз так, то о продуктах тогда поподробнее. Геннадий Григорьевич, в последнее время в СМИ стали очень популярны расследования о том, из чего и как в нашей стране делают продукты и товары для личной гигиены. Исходя из репортажей и публикаций, едим мы настоящую отраву, а моемся и стираем совершенно ядовитыми средствами. Насколько эти «страшилки» соответствуют действительности?

- Сейчас все, что показывает ТВ и публикуют газеты - сплошная «страшилка»: убили, зарезали, взорвали. Это, видимо, общий тренд наших информационных программ, что для меня, кстати, является предметом тревоги. Нельзя рисовать общество отрицательной информацией. Объективная ситуация, в том числе по продуктам, совершенно другая.

Несмотря ни на что, в последнее время мы отмечаем устойчивую, хоть и недостаточно активную, тенденцию к улучшению качества продукции на российском рынке. Для этого есть много причин. Правительство работает, принимает специальные программы. Например, программа по белому мясу. Вспомните: два года назад из Онищенко делали негодяя: мол, запретил американские куриные ножки, а народ буквально жаждет видеть на своем столе эти уродливые создания, наполненные хлоркой. Тем не менее сегодня мы едим преимущественно отечественное куриное белое мясо. В нем меньше ядохимикатов и антибиотиков, чем в заокеанских курах.

Зона особого внимания Геннадия Онищенко - Россия и ее окрестности. Даже те на карте, которые не попали на фото

Зона особого внимания Геннадия Онищенко - Россия и ее окрестности. Даже те на карте, которые не попали на фото

Фото: Анатолий ЖДАНОВ

- Но ведь мы своими глазами видим по телевизору, как в мясо закачивают какую-то страшную химию!

- Между прочим, чтобы вырастить продукцию, а потом ее «отравить», нужны деньги. Какой смысл их в это вкладывать?! Единственная польза от программ-страшилок в том, что они настораживают наших потребителей и приучают быть осмотрительнее. Не надо покупать продукты на какой-нибудь обочине дороги. А в крупном сетевом магазине вы можете и документы о безопасности товаров потребовать, и претензии потом предъявить.

Но в целом такие расследования далеки от борьбы за продовольственную безопасность страны. Они стопроцентно заказные. Раз такие «звезды» зажигаются, значит, кто-то платит за это деньги.

На продовольственном рынке есть действительно серьезные, большие проблемы. И главные - другие, а не те, которыми по ТВ пугают.

- Какие?

- К сожалению, очень высокая зависимость нашего государства в самой необходимой продовольственной корзине от импорта. Это является предметом, если хотите, национальной безопасности. Мы не удовлетворяем себя по красному мясу, по молоку, к сожалению. В горячечном бреду либерализации рынка мы очень много изменили, в том числе, убрали надзор, что не надо было делать. Реальной конкуренции нет, цивилизованного рынка нет, а надзор ушел. Любой надзор, не только наш. Один раз в три года проверить предприятие общественного питания и при этом предупредить его о проверке за две недели... Вы представляете, что это такое?

- Все равно, что фигуранту уголовного дела сказать: я к тебе через два месяца с обыском приду.

- Да. Объявить заранее - иду на «вы» и еще бросить белую перчатку. Не менее важно и другое - мы разрешили предпринимателю самому принимать решение, по каким техническим условиям он будет выпускать продукцию. И вот он, очень часто, не обладая специальными знаниями, не имея соответствующей технологии обеспечения, а самое главное – не заботясь о своей кредитной истории, (он ведь, зачастую, пришел на этот рынок сделать быстрые деньги и уйти, а не создать себе переходящее из поколения в поколение доброе имя: «молочник наш уже в третьем поколении» и так далее), открывает предприятие и производит. Тем не менее, наша продукция все-таки лучше, чем ту, которую мы получаем, в том числе из хваленого Евросоюза. Это я вам гарантирую.

«ПОЧЕМУ В РОССИИ УЖАСНАЯ ВОДА?»

- Наша читательница Елена просит ответить: почему в России такое ужасное качество воды?! Лена пишет, что провела летние каникулы в Испании, пила воду из-под крана, никакие кремы были не нужны и с желудком все было прекрасно. А вернулась домой - воду в рот не возьмешь, и сразу проблемы с кожей начались.

- Не знаю, где конкретно Елена была в Испании, но в Москве сегодня вода из-под крана - одна из лучших в России и, уверяю вас, лучше по качеству, чем в странах Европы. А кожу может стягивать из-за хлора, которым, к сожалению, вынужден пользоваться «Мосводоканал» и московский водопровод, поскольку огромный 12-миллионный город обслуживают сети еще позапрошлого века. Поэтому воду необходимо хлорировать, чтобы избежать распространения инфекций.А вообще вода в нашей стране в разных регионах разная. В Подмосковье, например, много железа, а в Ивановской области его, наоборот, недостает. Избыток железа вызывает различные аллергии. В Липецкой области мы отмечаем повышенную заболеваемость мочекаменной болезнью, потому что там чрезмерно жесткая вода.

О том, что главный на рынке покупатель, в нашей стране знают, наверное, все. Кроме продавцов на этих рынках

О том, что главный на рынке покупатель, в нашей стране знают, наверное, все. Кроме продавцов на этих рынках

Фото: Евгения ГУСЕВА

- Фильтры могут спасти?

- Фильтры не панацея! Более того, если постоянно ими пользоваться, у вас могут возникнуть проблемы с костями, потому что фильтры забирают из питьевой воды ценный кальций.

От редакции: В подтверждение опасности «подсаживания» на фильтры Главный государственный санитарный врач рассказал нам историю о том, как в Барвихе среди жителей внезапно началась эпидемия выпадения зубов. Когда стали разбираться, выяснилось, что все они пользовались мощнейшими фильтрами для воды и в итоге пострадали из-за дефицита кальция.

-Геннадий Григорьевич, что же делать? Вы сами-то какую воду пьете?

- Я пью только чай, заваренный на воде из кулера. Пить прямо из-под крана можно, но если позволяет бюджет ищите хорошую питьевую воду в магазинах, исходя из ваших потребностей и состояния здоровья.

КАК ПРОИЗВОДИТЕЛИ МОЛОКА ДУРЯТ НАРОД

Александр, слушатель радио «КП»:

- Я на рынке купил молоко, которое продавали с машины. Написано было «племенной молокозавод». Оказалось сухое молоко, разведенное водой. Хорошо хоть не отравился. И эту гадость регулярно продают.

- На самом деле даже чувствительные лабораторные тесты не могут доказать, что перед вами молочный напиток, т. е. сухое молоко, разведенное водой. А на практике у нас именно так и делают: как раз сейчас идет сезон «большого молока», его сушат и потом разводят водой. Но добросовестные производители выполняют это с соблюдением технологии в условиях завода, а не в подвале или на чердаке. Поэтому качественный молочный напиток для здоровья безопасен, отравиться им нельзя. Если же у вас есть сомнения, то, как потребитель, вы можете потребовать у продавца документацию, чтобы выяснить, где и кем это молоко произведено.

А если вам откажут или у вас будут претензии к качеству продуктов, можете обратиться к нам, в Роспотребнадзор. Я уже говорил, что нашу службу сильно ограничили в полномочиях, и ходить на рынок с плановыми проверками мы сейчас можем только раз в три года. Но если потребитель обратится с жалобой на нарушение своих прав, то специалисты Роспотребнадзора проводят расследование и назначают внеплановую проверку.

- Геннадий Григорьевич, а зачем вообще ввели технический регламент, который обязывает называть восстановленное молоко напитком, если его от цельного даже в лаборатории не отличишь?

- Метод контроля есть. Если мы видим, что конкретный завод закупил 100 тонн сухого молока, а цельное туда не поступало, то явно они выпускают «молочный напиток».

- Что-то мы не видели пакетов с такой надписью ни в одном магазине.

- Да, это проблема. Сейчас мы ведем борьбу за интересы потребителя на правовом поле. Президент подписал изменения в закон о техническом регламенте на молоко, и теперь это слово вообще не может быть использовано в названии напитка, если содержание молока меньше 50%. Наши монополисты сопротивляются и пытаются провести вариант надписи «восстановленное молоко». Это нечестный маркетинговый ход, поскольку слово «молоко» подсознательно вызывает доверие у покупателей. Мы против этого возражаем и будем бороться, чтобы потребителей не вводили в заблуждение.

«ОАЗИС ТАБАЧНОГО БЕСПРЕДЕЛА»

- Вы известны как активный участник борьбы с курением, и читательница «КП» Марьяна просит вам передать: она беременная лежала в гинекологическом отделении больницы и очень страдала оттого, что было постоянно накурено в туалете. Муж даже написал жалобу главврачу, но тот сказал, что запретить курение не может.

- Можете не продолжать. Каюсь и посыпаю голову пеплом: среди наших граждан одними из злостных курильщиков являются медики. Это безобразие, национальный позор. Вторым по значимости национальным позором является технический регламент по табачной продукции, который был разнузданно, хамски пролоббирован международным табачным лобби и принят в нашей стране. Россия превратилась в оазис беспредела, у нас производится 400 миллиардов штук сигарет в год!

При этом в России не выращивается ни одного табачного куста - все поставляется из-за границы. А Европа тем временем семимильными шагами идет в направлении борьбы с курением. Там поставлена задача: не выращивать, не производить и не потреблять табак. И они этого добьются. Чем они от нас отличаются? Да ничем. Кроме того, что они знают цену своему здоровью.

А мы не знаем. У нас планка начала регулярного употребления табака резко упала. У нас дети, еще не дойдя до подросткового возраста, уже регулярно курят. Потому что табак дешевый, и на нем нет устрашающих надписей, говорящих правду об этом всенародном зле.

- Почему же? На пачках пишут, что сигареты вызывают рак легких.

- Да что Вы говорите? А вот Таиланд на своих пачках сигарет рисует срез легкого, пораженного онкологическим заболеванием, вызванным табаком. Изображают полость рта курильщика, с проявлением онкологического заболевания. А у нас, видите ли, заботятся о психическом здоровье и «пугать» такими картинками по нынешнему техрегламенту запрещено. Это же издевательство над нацией! Нас травят, убивают - 400 тысяч смертей ежегодно в нашей стране в той или иной мере спровоцированных табаком.

- На днях Минздрав России разработал очень жесткий антитабачный законопроект: предлагается запретить курение практически везде - от подъездов жилых домов до кафе и ночных клубов, ввести полный запрет на рекламу и продажу сигарет в ларьках, резко повысить акцизы...

- Этот законопроект - шаг отчаяния и одновременно акт гражданского мужества. Он альтернатива техническому регламенту, который фактически защищает интересы табачников. И к гадалке не надо ходить, чтобы предвидеть, какое будет бешеное сопротивление принятию нового закона.

- Кто же победит? Государство или табачники?

- Победит российский народ под руководством государства.

КСТАТИ

«Не бойтесь покупать продукты на ярмарках выходного дня!»

Пользуясь случаем, мы попросили Геннадия Григорьевича пройтись по рядам ярмарки выходного дня, которая традиционно разворачивается вокруг здания редакции «КП», в надежде, что «сам Главный» на месте разоблачит нарушения прав потребителей.

- Если вы ждете обнаружения чего-то страшного, то не надейтесь, - «разочаровал» глава Роспотребнадзора. - Ярмарки выходного дня - это «прямая линия»: произвел - привез - продал. Поэтому, как правило, продукты здесь значительно качественнее и безопаснее чем в тех случаях, когда они попадают к потребителю через цепочку многочисленных посредников. В последнем случае растет риск нарушения правил хранения, транспортировки и т. п., что может вести к порче продовольственных товаров.

Аудиоверсию программы «Только у нас», гостем которой был Геннадий Онищенко, можно послушать здесь