Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Звезды7 февраля 2012 22:00

Тайны архивов «Мосфильма»: Евтушенко в роли Сирано и запрещенные сценарии Солженицына

Мы поговорили с хранителем секретов киностудии

Для того чтобы покопаться в архиве «Мосфильма», нам пришлось заручаться письменной поддержкой главы киноконцерна Карена Шахназарова. С большим трудом мы пробирались в заветное хранилище документов, анкет и фотографий отечественных шедевров кино. Когда мы попробовали чуть-чуть засунуть нос в архив, то были ошарашены количеством накопленной информации. Тысячи томов скрывают забытые, но интересные данные о советской классике кино. О тайнах мы расспросили главного архивариуса «Мосфильма» Римму Карпову.

Досье на фильм собирала спецгруппа

В СССР, для того чтобы документы попали в архив «Мосфильма», должно было пройти как минимум три года. В творческом объединении, выпускавшем фильм, создавали спецбригаду, которая вела картину с момента подачи заявки в Госкино и до сдачи документов в архив. Дела лежали в творческом объединении, а через 3 - 4 года «падали» в архив.

В досье фиксировали весь процесс съемки: заявка, работа над фильмом, проработка сценариев. Все это надо было утверждать в Госкино. Кроме того, подшиты к делу и съемочные журналы, где подробно описан каждый рабочий день: вызывной лист, раскадровка, фотопробы, кинопробы.

Вместо Голубкиной в «Гусарской балладе» могла сыграть Гурченко

Фотопроб на каждую картину в архиве хранится великое множество. Так, Эльдар Рязанов в «Гусарскую балладу» пробовал вместо Ларисы Голубкиной и Алису Фрейндлих, и Людмилу Гурченко. В «12 стульях» Леонида Гайдая на роль мадам Грицацуевой пробовалась колоритная Нонна Мордюкова, на роль Эллочки - Наталья Варлей, на роль Остапа - целая плеяда актеров: Миронов, Белявский, Каневский, Рыбников, Киндинов, Пороховщиков, Ширвиндт, Лазарев. Остапа уже начал было играть Александр Белявский, но тут Гайдай решил, что с Кисой они смотрятся невыразительно, и заменил актера. Кстати, на роль Кисы пробовался Ростислав Плятт.

Людмила Гурченко (№ 1), Алиса Фрейндлих (№ 2) и Валентина Малявина (№ 4) так и не сыграли корнета Азарова - гусарский мундир достался Ларисе Голубкиной (№ 3). Пробы проходили с Вячеславом Тихоновым, вместо которого в итоге сыграл Юрий Яковлев.

Людмила Гурченко (№ 1), Алиса Фрейндлих (№ 2) и Валентина Малявина (№ 4) так и не сыграли корнета Азарова - гусарский мундир достался Ларисе Голубкиной (№ 3). Пробы проходили с Вячеславом Тихоновым, вместо которого в итоге сыграл Юрий Яковлев.

В «Девчатах» главную роль мог сыграть Леонид Куравлев. Его же забраковал Эльдар Рязанов на роль Юрия Деточкина в комедии «Берегись автомобиля». Режиссеру так понравился Иннокентий Смоктуновский, что он даже расписку с актера взял: мол, «обязуюсь сыграть». В «Слове для защиты» Вадим Абдрашитов запланировал снимать в главной роли Ирину Купченко, но она сначала была в командировке, а затем заболела, поэтому в экстренном порядке вызывали Галину Яцкину.

Боролись за работу не только актеры, но и сценаристы. К «Белому солнцу пустыни» сценарии писали Андрей Кончаловский и Рустам Ибрагимбеков, а фильм собирались назвать «Спасите гарем», «Басмачи» или «Гарем».

Нонну Мордюкову не пускали в «Бриллиантовую руку»

Сначала проводили фотопробы - съемку в заданном образе, а потом - и кинопробы, когда отыгрывался целый эпизод. Утверждал кандидата даже не режиссер, а худсовет! В «Бриллиантовую руку» запретили брать Нонну Мордюкову. Роль была сатирическая, а ведь за спиной актрисы были пафосные картины - «Молодая гвардия», «Чужая родня», «Секретарь обкома». Партия не хотела видеть казачку в смешном образе управдома. Оставить Нонну Викторовну в картине удалось только за счет упорства Леонида Гайдая.

Евтушенко так и не стал Сирано де Бержераком...

Многие фильмы даже после выпуска оставались на полке. «Агонию» Элема Климова и «Тему» Глеба Панфилова только в перестройку запустили в прокат. Вето наложили на гениальную антисоветскую ­комедию «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», но кое-где картину показывали. Многие ленты до сих пор не вышли в прокат. На «Мосфильме» хранятся фотопробы к «Сирано де Бержераку» Эльдара Рязанова. Главную роль должен был играть поэт Евгений Евтушенко.

«Женщина необъятных размеров с арбузными грудями» смотрелась бы в исполнении Мордюковой не столь беспечной, как Крачковская, зато не менее убедительно.

«Женщина необъятных размеров с арбузными грудями» смотрелась бы в исполнении Мордюковой не столь беспечной, как Крачковская, зато не менее убедительно.

...а Солженицын - реализованным сценаристом

Существовал в советском кино и секретный архив. Он хранился в 1-м отделе НКВД и в запасниках Госкино. Один из запрещенных фильмов был снят по сценарию Александра Солженицына. Потом эти документы передали в РГАЛИ (Российский государственный архив литературы и искусств. - Ред.). Там их и ­засекретили. Если человек уезжал из СССР, все касающиеся его документы закрывали, делали секретную опись и никому не выдавали.

А в 90-е зарплату получали черным налом

В лихие девяностые, когда творческие объединения канули в Лету, актеры снимались в кино «по-черному»: деньги получали наличными, никаких отчислений в Пенсионный фонд не было. Прошло 20 лет, и до сих пор известные артисты, режиссеры, операторы шлют запросы в «Мосфильм» с просьбой подтвердить свое участие в съемках. Или зафиксировать зарплату, которую они получали. Недавно с таким запросом из Петербурга обратился Евгений Леонов-Гладышев («Место встречи изменить нельзя»).