Напомним, российский самолет пропал с экранов радаров во время показательного полета в индонезийской столице Джакарте. Через 20 минут после взлета экипаж запросил разрешение на снижение с 3 тысяч до 1,8 тысячи метров. Диспетчер дал добро, и связь тут же оборвалась. При этом молчал и автоматический маяк бедствия лайнера «Коспас-Sarsat», датчики которого должны были сработать при приводнении или столкновении с препятствием. Кстати, по уточненным данным, на борту лайнера находились 45 человек, среди которых восемь россиян, двое граждане Италии, один - Франции, один - США, остальные - индонезийцы: представители авиационных властей и авиакомпаний, которым предлагалось закупить новые российские лайнеры.
Ближе к вечеру после исчезновения Superjet в кризисном центре, организованном в аэропорту Джакарты для выяснения причин исчезновения самолета, выдвинули предположение, что воздушное судно могло врезаться в гору в условиях низкой облачности при совершении маневра. Эту версию и подтвердили спасатели, вылетевшие с рассветом к месту катастрофы. Практически на отвесном склоне горы Салак в западной части острова Ява на высоте 1650 метров поисковая группа обнаружила обломки самолета. Часть фрагментов лайнера осталась на склоне, а часть упала вниз.
Лишь к обеду одной из наземных групп удалось подобраться к останкам лайнера. Всего к месту крушения направились более десяти поисковых отрядов, которые займутся эвакуацией тел погибших. По словам представителя национального поисково-спасательного агентства Гага Пракосо, «нет никаких признаков того, что в результате крушения российского самолета кто-то выжил». Его слова подтвердил и один из спасателей. «Мы не нашли ни одного выжившего. Мы добрались до района крушения и обнаружили тела погибших. Но мы не можем ничего сказать относительно их количества», - сообщил он в штаб с места трагедии.
Свою помощь индонезийским коллегам готово оказать МЧС России. Там уже сформирована группировка спасателей и техники на случай направления при необходимости в Индонезию. Специально для этого ведомство выделило два воздушных судна Ил-76 и два вертолета ВК-117. А Следственный комитет России возбудил уголовное дело по факту крушения российского самолета SSJ 100 в Индонезии.
Между тем местные СМИ в этот день вышли с сенсационными заголовками: «Гора Салак - кладбище для самолетов».
Журналисты проанализировали данные авиакатастроф за последнее десятилетие и пришли к выводу, что только в этом районе произошло уже семь авиакатастроф. Так, незадолго до катастрофы Superjet у деревни Сибунар на северо-восточном склоне горы Салак три человека погибли при крушении тренировочного самолета. В июне 2008 года у горы Салак в результате падения воздушного судна индонезийских ВВС погибли 18 военнослужащих. Дальше больше. В результате авиакатастрофы в районе этой горы в октябре 2003 года погибли семь человек, в апреле 2004 года - два, в июне 2004 года - пять и в октябре 2002 года - один человек.
«Суперджет 100» взлетает 9 мая из аэропорта Джакарты. Через 20 минут он врежется в гору.
СПРАВКА «КП»
Командир экипажа «Суперджет» Александр Николаевич Яблонцев был, пожалуй, одним из самых опытных российских летчиков-испытателей. С 1989 года он готовился по программе «Буран», а в 1992 году был зачислен в так называемую «бурановскую» группу отряда космонавтов. Ее составляли лучшие советские испытатели, которые должны были пилотировать советский шаттл. В 1996-м эту группу расформировали.
Обломки российского лайнера обнаружили на склоне горы Салак.
«Вырубить электронику «Суперджета» мог мощный грозовой разряд»
Свою версию авиакатастрофы «Комсомолке» озвучил Герой России, летчик-испытатель Анатолий Кнышов, который много лет знал командира разбившегося в Индонезии самолета Александра Яблонцева.
- Зная уровень подготовки Яблонцева, я не могу даже представить, чтобы он мог допустить какую-либо ошибку. Это человек, входивший в отряд космонавтов, а после увольнения ушедший работать в гражданскую авиацию. «Суперджет» он знал от и до, в мельчайших нюансах, он, как опытный летчик, принимал участие в разработке этого типа. Известно, что борт запросил у диспетчера о снижении, получил добро, а затем пропал с локаторов. Понятно, что там горная местность, с резким перепадом высот, и все это должно было отображаться в навигационных системах самолета, где есть так называемая синтезированная карта, которая позволяет ориентироваться при любых условиях. Но известно, что в это время года в Индонезии в горах - облачность, грозы. Я склоняюсь к версии, что произошел некий форс-мажор, из-за которого отказала техника. «Суперджет» напичкан электроникой, считается, что его техника в принципе не может дать сбой. Но на современных российских самолетах, на том же Ту-244, помимо автоматики, есть еще резервная механическая система управления. Если вдруг отказывает электроника, ты можешь принять самолет на ручное управление. Считаю, что вырубить электронику «Суперджета» (она дублируется только такой же электроникой. - Прим. авт.) мог мощный разряд. Возможно, из-за грозы произошло выгорание каких-то блоков. У меня был подобный случай в середине 80-х, когда мы перегоняли новый по тем временам Ил-86 на парижский авиасалон. При подлете к аэропорту попали в грозу. Получили разряд прямо в фюзеляж. Тогда выручили так называемые токосъемники - их на Ил-86 16 штук, они позволили току просто стечь и не вырубить электронику. Когда приземлились, я глянул - токосъемники будто автогеном обрезаны, такой сильный заряд в них попал... Конечно, окончательные причины трагедии в Индонезии назовет специальная комиссия. Но мое личное мнение: из-за непредвиденной внештатной ситуации экипаж уже ничего не мог с самолетом поделать, и «Суперджет» врезался в склон горы.
Командир экипажа Александр Яблонцев.
ДРУГОЕ МНЕНИЕ
«Выводы будет делать комиссия»
- Дублирующей механической системы управления нет и у других современных самолетов, сейчас все заменяет очень точная электроника, - сообщили «КП» в Обществе расследования авиационных происшествий. - В том числе это «Боинги» и «Аэробусы», которые считаются наиболее надежными самолетами. Пока нет никаких оснований утверждать, что столкновение с землей произошло из-за проблем с техникой. Выводы будет делать комиссия.
Александр РОГОЗА, Елена СОЛНЦЕВА
Не отпугнет ли ЧП покупателей?
На проект Sukhoi Superjet 100 Россия потратила больше $3 млрд. Несколько самолетов уже используются «Аэрофлотом». Но основной расчет делался на иностранных заказчиков. Уже заключено предварительных контрактов более чем на 200 самолетов (наш самолет получился примерно на 15% дешевле и на 10% экономичнее в эксплуатации, чем конкуренты). Не откажутся ли потенциальные покупатели от этих договоренностей после катастрофы? Вот что думают эксперты.
Инженер Алексей Киркин.
Олег СМИРНОВ, бывший замминистра Гражданской авиации СССР, заслуженный пилот СССР:
- Sukhoi Superjet 100 - это единственный проект, который светился искоркой и не давал затухнуть окончательно нашему когда-то великому авиастроению. Можно сказать, что этот проект носит характер национального. На него потратили кучу денег. При этом львиную долю самолетов предполагалось экспортировать. Пока нет ни одного свидетельства о том, что подвела техника. Но России очень важно провести абсолютно независимое расследование и найти истинную причину произошедшего. Ведь словам наших чиновников из Минпромторга и сотрудников «Сухого» в такой ситуации вряд ли кто-то поверит. И если иностранные авиакомпании откажутся от заключенных контрактов, проекту просто придет конец, а бюджетные деньги вылетят в трубу.
Инженер Денис Рахимов.
Алексей СИНИЦКИЙ, главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение»:
- Думаю, массовых отказов не будет. Во-первых, еще никто не знает, что на самом деле произошло. Надо дождаться отчета о причинах крушения. Ведь любая авария - это всегда сочетание большого количества факторов. Во-вторых, в мире бизнеса обычно руководствуются рациональными соображениями, а не эмоциями. Хотя случившееся вполне может повлиять на решение некоторых покупателей, которые до последнего времени колебались, какой самолет выбрать.
Читать далее.
А В ЭТО ВРЕМЯ
Инженеров разбившегося в Индонезии «Суперджета» дома ждут дочки
Родные россиян, находившихся на борту разбившегося 9 мая в Индонезии самолета Superjet 100, продолжают надеяться, что члены экипажа и сотрудники компании «Гражданские самолеты Сухого» все еще живы. Люди верят в чудо, тем более что пока из Джакарты о спасательной операции приходит очень обрывочная и противоречивая информация. Напомним: на борту лайнера находились 8 граждан России - командир экипажа Александр Яблонцев, второй пилот Александр Кочетков, штурман Олег Швецов, полетный инженер Алексей Киркин, ведущий инженер по летным испытаниям Денис Рахимов, замначальника летно-испытательного центра комплекса «ГСС» Николай Мартыщенко, директор по продажам «ГСС» Евгений Гребенщиков и менеджер по контрактам Кристина Куржукова.
- Мы все надеемся, что все-таки есть выжившие, - говорит Лиза Чернышова, родственница инженера Дениса Рахимова. - И что среди них - наш Денис.
- Денис буквально болел авиацией, постоянно совершенствовался в профессиональном плане, - рассказывает коллега Рахимова по работе в ЗАО «Гражданские самолеты Сухого». - Его «родной» борт, из которого он буквально сделал конфетку, - 97005, это был объект его гордости, самые передовые достижения современные он на этом самолете внедрял. На нем Денис многие зарубежные авиасалоны облетал. Этот борт сейчас у нас в ангаре стоит. В Индонезию Денис полетел на другом самолете, 97004.
Как рассказывают близко знающие 34-летнего Рахимова, у него есть маленькая дочь от первого брака.
Пятиклассница Екатерина тоже ждет папу домой - 40-летний Алексей Киркин полетел в Индонезию в качестве полетного инженера борта.
- Леша просто невероятно любит Катю, - рассказывает Ильяс Хасьянов, родственник жены Киркина. - Он ее воспитывал в самых лучших традициях и правилах. Помню, когда Катя еще совсем маленькой была, Леша ее так трогательно держал в руках, будто самый драгоценный бриллиант на свете, даже не дышал на нее... Леша - человек потрясающий. Рассудительный и хладнокровный, очень воспитанный и начитанный. Сейчас Лешину жену Галю поддерживают, как могут, родные и друзья. Все это очень сложно...
Это бортпроводницы индонезийской авиакомпании Sky Aviation. Перевозчик хотел приобрести 12 самолетов. Девушкам очень нравилось позировать нашим фотографам. Как передают местные СМИ, в злополучный полет отправились девять из этих девушек.
Командир экипажа был первым пилотом «Сухого»
За штурвалом самолета Sukhoi Superjet 100 находился 57-летний летчик и космонавт-испытатель Александр Яблонцев.
За свою карьеру полковник успел освоить 45 машин - от сверхзвукового истребителя МиГ-25 до популярных гражданских самолетов «Боинг-737» и Ту-204.
Яблонцев окончил Ахтубинский филиал Московского авиационного института имени Серго Орджоникидзе и Армавирское высшее военное авиционное училище летчиков ПВО.
Но даже дослужившись до летчика-испытателя, Яблонцев не оставлял мечты о космосе. В 1987 году он прошел жесткий конкурс и был отобран для работы по программе «Буран». А уже спустя четыре года стал наконец космонавтом-испытателем. В 1993 году в качестве ведущего летчика-испытателя проводил испытания новой системы сигнализации невесомости на самолете-лаборатории.
Александр Яблонцев был первым пилотом «Сухого» - он сел за его штурвал еще в 2008 году, когда самолет только проходил заводские испытания. И очень радовался: мол, для летчика-испытателя первым опробовать новый самолет в деле - это пик карьеры.
- Огромное удовольствие летать на этой машине, хороший самолет, и мне очень приятно, что я в этом участвую - это здорово! - заявил тогда журналистам летчик.
Подготовила Александра КРЫЛОВА.