Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+4°
Boom metrics
Происшествия10 мая 2012 13:04

«Суперджет 100» разбился из-за отказа электроники?

Трагедия унесла жизни 45 человек [видео]

Напомним, российский самолет пропал с экранов радаров во время показательного полета в индонезийской столице Джакарте. Через 20 минут после взлета экипаж запросил разрешение на снижение с 3 тысяч до 1,8 тысячи метров. Диспетчер дал добро, и связь тут же оборвалась. При этом молчал и автоматический маяк бедствия лайнера «Коспас-Sarsat», датчики которого должны были сработать при приводнении или столкновении с препятствием. Кстати, по уточненным данным, на борту лайнера находились 45 человек, среди которых восемь россиян, двое граждане Италии, один - Франции, один - США, остальные - индонезийцы: представители авиационных властей и авиакомпаний, которым предлагалось закупить новые российские лайнеры.

Ближе к вечеру после исчезновения Superjet в кризисном центре, организованном в аэропорту Джакарты для выяснения причин исчезновения самолета, выдвинули предположение, что воздушное судно могло врезаться в гору в условиях низкой облачности при совершении маневра. Эту версию и подтвердили спасатели, вылетевшие с рассветом к месту катастрофы. Практически на отвесном склоне горы Салак в западной части острова Ява на высоте 1650 метров поисковая группа обнаружила обломки самолета. Часть фрагментов лайнера осталась на склоне, а часть упала вниз.

Лишь к обеду одной из наземных групп удалось подобраться к останкам лайнера. Всего к месту крушения направились более десяти поисковых отрядов, которые займутся эвакуацией тел погибших. По словам представителя национального поисково-спасательного агентства Гага Пракосо, «нет никаких признаков того, что в результате крушения российского самолета кто-то выжил». Его слова подтвердил и один из спасателей. «Мы не нашли ни одного выжившего. Мы добрались до района крушения и обнаружили тела погибших. Но мы не можем ничего сказать относительно их количества», - сообщил он в штаб с места трагедии.

Свою помощь индонезийским коллегам готово оказать МЧС России. Там уже сформирована группировка спасателей и техники на случай направления при необходимости в Индонезию. Специально для этого ведомство выделило два воздушных судна Ил-76 и два вертолета ВК-117. А Следственный комитет России возбудил уголовное дело по факту крушения российского самолета SSJ 100 в Индонезии.

Между тем местные СМИ в этот день вышли с сенсационными заголовками: «Гора Салак - кладбище для самолетов».

Журналисты проанализировали данные авиакатастроф за последнее десятилетие и пришли к выводу, что только в этом районе произошло уже семь авиакатастроф. Так, незадолго до катастрофы Superjet у деревни Сибунар на северо-восточном склоне горы Салак три человека погибли при крушении тренировочного самолета. В июне 2008 года у горы Салак в результате падения воздушного судна индонезийских ВВС погибли 18 военнослужащих. Дальше больше. В результате авиакатастрофы в районе этой горы в октябре 2003 года погибли семь человек, в апреле 2004 года - два, в июне 2004 года - пять и в октябре 2002 года - один человек.

«Суперджет 100» взлетает 9 мая из аэропорта Джакарты. Через 20 минут он врежется в гору.

«Суперджет 100» взлетает 9 мая из аэропорта Джакарты. Через 20 минут он врежется в гору.

СПРАВКА «КП»

Командир экипажа «Суперджет» Александр Николаевич Яблонцев был, пожалуй, одним из самых опытных российских летчиков-испытателей. С 1989 года он готовился по программе «Буран», а в 1992 году был зачислен в так называемую «бурановскую» группу отряда космонавтов. Ее составляли лучшие советские испытатели, которые должны были пилотировать советский шаттл. В 1996-м эту группу расформировали.

Обломки российского лайнера обнаружили на склоне горы Салак.

Обломки российского лайнера обнаружили на склоне горы Салак.

«Вырубить электронику «Суперджета» мог мощный грозовой разряд»

Свою версию авиакатастрофы «Комсомолке» озвучил Герой России, летчик-испытатель Анатолий Кнышов, который много лет знал командира разбившегося в Индонезии самолета Александра Яблонцева.

- Зная уровень подготовки Яблонцева, я не могу даже представить, чтобы он мог допустить какую-либо ошибку. Это человек, входивший в отряд космонавтов, а после увольнения ушедший работать в гражданскую авиацию. «Суперджет» он знал от и до, в мельчайших нюансах, он, как опытный летчик, принимал участие в разработке этого типа. Известно, что борт запросил у диспетчера о снижении, получил добро, а затем пропал с локаторов. Понятно, что там горная местность, с резким перепадом высот, и все это должно было отображаться в навигационных системах самолета, где есть так называемая синтезированная карта, которая позволяет ориентироваться при любых условиях. Но известно, что в это время года в Индонезии в горах - облачность, грозы. Я склоняюсь к версии, что произошел некий форс-мажор, из-за которого отказала техника. «Суперджет» напичкан электроникой, считается, что его техника в принципе не может дать сбой. Но на современных российских самолетах, на том же Ту-244, помимо автоматики, есть еще резервная механическая система управления. Если вдруг отказывает электроника, ты можешь принять самолет на ручное управление. Считаю, что вырубить электронику «Суперджета» (она дублируется только такой же электроникой. - Прим. авт.) мог мощный разряд. Возможно, из-за грозы произошло выгорание каких-то блоков. У меня был подобный случай в середине 80-х, когда мы перегоняли новый по тем временам Ил-86 на парижский авиасалон. При подлете к аэропорту попали в грозу. Получили разряд прямо в фюзеляж. Тогда выручили так называемые токосъемники - их на Ил-86 16 штук, они позволили току просто стечь и не вырубить электронику. Когда приземлились, я глянул - токосъемники будто автогеном обрезаны, такой сильный заряд в них попал... Конечно, окончательные причины трагедии в Индонезии назовет специальная комиссия. Но мое личное мнение: из-за непредвиденной внештатной ситуации экипаж уже ничего не мог с самолетом поделать, и «Суперджет» врезался в склон горы.

Командир экипажа Александр Яблонцев.

Командир экипажа Александр Яблонцев.

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

«Выводы будет делать комиссия»

- Дублирующей механической системы управления нет и у других современных самолетов, сейчас все заменяет очень точная электроника, - сообщили «КП» в Обществе расследования авиационных происшествий. - В том числе это «Боинги» и «Аэробусы», которые считаются наиболее надежными самолетами. Пока нет никаких оснований утверждать, что столкновение с землей произошло из-за проблем с техникой. Выводы будет делать комиссия.

Александр РОГОЗА, Елена СОЛНЦЕВА

Не отпугнет ли ЧП покупателей?

На проект Sukhoi Superjet 100 Россия потратила больше $3 млрд. Несколько самолетов уже используются «Аэрофлотом». Но основной расчет делался на иностранных заказчиков. Уже заключено предварительных контрактов более чем на 200 самолетов (наш самолет получился примерно на 15% дешевле и на 10% экономичнее в эксплуатации, чем конкуренты). Не откажутся ли потенциальные покупатели от этих договоренностей после катастрофы? Вот что думают эксперты.

Инженер Алексей Киркин.

Инженер Алексей Киркин.

Олег СМИРНОВ, бывший замминистра Гражданской авиации СССР, заслуженный пилот СССР:

- Sukhoi Superjet 100 - это единственный проект, который светился искоркой и не давал затухнуть окончательно нашему когда-то великому авиа­строению. Можно сказать, что этот проект носит характер национального. На него потратили кучу денег. При этом львиную долю самолетов предполагалось экспортировать. Пока нет ни одного свидетельства о том, что подвела техника. Но России очень важно провести абсолютно независимое расследование и найти истинную причину произошедшего. Ведь словам наших чиновников из Минпромторга и сотрудников «Сухого» в такой ситуации вряд ли кто-то поверит. И если иностранные авиакомпании откажутся от заключенных контрактов, проекту просто придет конец, а бюджетные деньги вылетят в трубу.

Инженер Денис Рахимов.

Инженер Денис Рахимов.

Алексей СИНИЦКИЙ, главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение»:

- Думаю, массовых отказов не будет. Во-первых, еще никто не знает, что на самом деле произошло. Надо дождаться отчета о причинах крушения. Ведь любая авария - это всегда сочетание большого количества факторов. Во-вторых, в мире бизнеса обычно руководствуются рациональными соображениями, а не эмоциями. Хотя случившееся вполне может повлиять на решение некоторых покупателей, которые до последнего времени колебались, какой самолет выбрать.

Читать далее.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Инженеров разбившегося в Индонезии «Суперджета» дома ждут дочки

Родные россиян, находившихся на борту разбившегося 9 мая в Индонезии самолета Superjet 100, продолжают надеяться, что члены экипажа и сотрудники компании «Гражданские самолеты Сухого» все еще живы. Люди верят в чудо, тем более что пока из Джакарты о спасательной операции приходит очень обрывочная и противоречивая информация. Напомним: на борту лайнера находились 8 граждан России - командир экипажа Александр Яблонцев, второй пилот Александр Кочетков, штурман Олег Швецов, полетный инженер Алексей Киркин, ведущий инженер по летным испытаниям Денис Рахимов, замначальника летно-испытательного центра комплекса «ГСС» Николай Мартыщенко, директор по продажам «ГСС» Евгений Гребенщиков и менеджер по контрактам Кристина Куржукова.

- Мы все надеемся, что все-таки есть выжившие, - говорит Лиза Чернышова, родственница инженера Дениса Рахимова. - И что среди них - наш Денис.

- Денис буквально болел авиацией, постоянно совершенствовался в профессиональном плане, - рассказывает коллега Рахимова по работе в ЗАО «Гражданские самолеты Сухого». - Его «родной» борт, из которого он буквально сделал конфетку, - 97005, это был объект его гордости, самые передовые достижения современные он на этом самолете внедрял. На нем Денис многие зарубежные авиасалоны облетал. Этот борт сейчас у нас в ангаре стоит. В Индонезию Денис полетел на другом самолете, 97004.

Как рассказывают близко знающие 34-летнего Рахимова, у него есть маленькая дочь от первого брака.

Пятиклассница Екатерина тоже ждет папу домой - 40-летний Алексей Киркин полетел в Индонезию в качестве полетного инженера борта.

- Леша просто невероятно любит Катю, - рассказывает Ильяс Хасьянов, родственник жены Киркина. - Он ее воспитывал в самых лучших традициях и правилах. Помню, когда Катя еще совсем маленькой была, Леша ее так трогательно держал в руках, будто самый драгоценный бриллиант на свете, даже не дышал на нее... Леша - человек потрясающий. Рассудительный и хладнокровный, очень воспитанный и начитанный. Сейчас Лешину жену Галю поддерживают, как могут, родные и друзья. Все это очень сложно...

Это бортпроводницы индонезийской авиакомпании Sky Aviation. Перевозчик хотел приобрести 12 самолетов. Девушкам очень нравилось позировать нашим фотографам. Как передают местные СМИ, в злополучный полет отправились девять из этих девушек.

Это бортпроводницы индонезийской авиакомпании Sky Aviation. Перевозчик хотел приобрести 12 самолетов. Девушкам очень нравилось позировать нашим фотографам. Как передают местные СМИ, в злополучный полет отправились девять из этих девушек.

Командир экипажа был первым пилотом «Сухого»

За штурвалом самолета Sukhoi Superjet 100 находился 57-летний летчик и космонавт-испытатель Александр Яблонцев.

За свою карьеру полковник успел освоить 45 машин - от сверхзвукового истребителя МиГ-25 до популярных гражданских самолетов «Боинг-737» и Ту-204.

Яблонцев окончил Ахтубинский филиал Московского авиационного института имени Серго Орджоникидзе и Армавирское высшее военное авиционное училище летчиков ПВО.

Но даже дослужившись до летчика-испытателя, Яблонцев не оставлял мечты о космосе. В 1987 году он прошел жесткий конкурс и был отобран для работы по программе «Буран». А уже спустя четыре года стал наконец космонавтом-испытателем. В 1993 году в качестве ведущего летчика-испытателя проводил испытания новой системы сигнализации невесомости на самолете-лаборатории.

Александр Яблонцев был первым пилотом «Сухого» - он сел за его штурвал еще в 2008 году, когда самолет только проходил заводские испытания. И очень радовался: мол, для летчика-испытателя первым опробовать новый самолет в деле - это пик карьеры.

- Огромное удовольствие летать на этой машине, хороший самолет, и мне очень приятно, что я в этом участвую - это здорово! - заявил тогда журналистам летчик.

Подготовила Александра КРЫЛОВА.