Фото: REUTERS
Российские чиновники уверены, что «Суперджет 100», разбившийся 9 мая в Индонезии, погубили неправильные действия пилотов. Минтранс разослал руководителям всех авиакомпаний письмо, в котором призывает лучше следить за работой пилотов.
«В последние годы в результате столкновения с землей в контролируемом полете разбились несколько российских самолетов. Аварии произошли из-за ошибок летчиков, совершавших полеты в опасной близости от препятствий и при этом игнорировавших сигналы предупредительных бортовых систем».
В письме нет ни слова про «Суперджет». Однако на прошлой неделе спецкомиссия Национального комитета по безопасности на транспорте Индонезии составила для компании "Гражданские самолеты Сухого" рекомендации «лучше готовить экипажи, в том числе организовать их дополнительное обучение для проведения демонстрационных полетов, особенно в условиях горной местности». Больше того: в результате расшифровки «черных ящиков» стало ясно: командир экипажа Александр Яблонцев за несколько минут до катастрофы отключил автопилот. А ведь именно он, по идее, увел бы самолет от столкновения с горою Салак! Что же получается - виноват действительно экипаж?
Минтранс считает, что не только. В письме, разосланном в авиакомпании, упоминаются и авиадиспетчеры. Они «дают пилотам разрешения на снижение в горной местности при отсутствии точного представления о фактическом месте воздушного судна". В Индонезии, кстати, так и было. В местности, где находился «Суперджет», было нельзя снижаться ниже трех километров. Однако диспетчер аэропорта Халим после запроса Яблонцева снижение почему-то разрешил.
Похоже, именно из-за человеческого фактора и случилась авария.
- Пилот просто не имел права запрашивать снижение высоты ниже разрешенного для этой местности минимума, - рассказал «КП» летчик-испытатель Владимир Герасимов. - Это было явное нарушение.
- Но почему же диспетчер позволил?
- Уже установлено, что он вел сразу несколько бортов, совершающих регулярные рейсы. Ему было не до какого-то «залетного» «Суперджета». К тому же, подозреваю, он понадеялся на профессионализм русского пилота. Ведь демонстрационные полеты совершают только суперпрофессионалы.
- А почему он отключил автопилот?
- Его не нужно было включать! Полеты в горной местности местности, да еще в условиях слоистой облачности нужно совершать только «врукопашную» - т. е. в ручном режиме. Пилот нарушил все, что можно, за что и поплатился.
Андрей Прянишников, помошник руководителя Росавиации, пояснил «КП», что делать окончательные выводы пока рано.
- Да, расследование, которое ведет индонезийская сторона, серьезно продвинулось. Но окончательных результатов нет. Давайте их дождемся и поймем, кто виноват, - заявил чиновник.
СХЕМА ПОСЛЕДНЕГО ПОЛЕТА SSJ 100
СХЕМА ПОСЛЕДНЕГО ПОЛЕТА SSJ 100
ДРУГОЕ МНЕНИЕ
Александр АКИМЕНКОВ, летчик-испытатель: "Виноваты не люди, а техника"
- К горе Салак, в которую врезался «Суперджет», самолет привела техника. А именно - бортовой компьютер, управляющий полетом. Иначе как получилось, что опытнейший летчик, летевший на автопилоте, вдруг оказался совсем близко от горы?! Уже известно, что программное обеспечение на «Суперджет» поставляли сразу несколько фирм и насколько эти программы между сосбой согласовывались - большой вопрос. По-моему, Яблонцев слишком доверился технике и в результате оказался в опасной близости от горы. Разумеется, он отключил автопилот и попробовал выбраться из этой ловушки вручную. Но было слишком поздно. Напомню, «Суперджет» первый российский самолет, чье управление полностью компьютеризировано. Там даже вместо штурвала - джойстик. Но первый блин, похоже, вышел комом и нечего пилотов винить.