Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
КАРТИНА ДНЯ4 июля 2012 22:00

Год со дня страшной трагедии: «Булгарии» продолжают возить туристов

Гибель пассажирского теплохода, названная самой масштабной катастрофой последних 30 лет, ничему не научила нечистоплотных дельцов
10 июля 2011 года за считанные минуты утонул двухпалубный теплоход «Булгария». Погибли 122 человека. Лишь 79 были спасены.

10 июля 2011 года за считанные минуты утонул двухпалубный теплоход «Булгария». Погибли 122 человека. Лишь 79 были спасены.

Фото: Анатолий ЖДАНОВ

10 июля 2011 года за считанные минуты утонул двухпалубный теплоход «Булгария». Погибли 122 человека. Лишь 79 были спасены.

Что потянуло судно ко дну: трагическое стечение обстоятельств или преступная халатность? Причину назовет следствие, окончательные выводы сделает суд.

Со временем выяснялись подробности этой трагедии, от которых становилось все страшнее. Оказалось, что теплоход катал туристов, не имея на это разрешения. Многие об этом знали. Также было известно, что судно ходило на одном двигателе. Что команда молодая и неопытная.

Общественная палата провела свое расследование. Основной причиной трагедии «стало невыполнение судовладельцем и капитаном судна требований, регламентирующих безопасность судоходства, также низкая квалификация и недисциплинированность членов экипажа судна».

На самом деле это фантастическое стечение всех трагических обстоятельств. Эксперты Общественной палаты тоже о них говорят. Крен на правый борт, с которым судно вышло еще из порта, шквальный ветер, высокие волны. Плюс не были задраены иллюминаторы, работал только один двигатель, не хватало топлива, аварийная связь не была подключена к источникам питания. Ни одна из этих причин по отдельности не может потопить теплоход. А вот все вместе - смогли.

В ожидании приговора

Проверки покатились по всем судоходным рекам страны. В первые же дни удалось отловить еще несколько потенциальных «булгарий» - без разрешения, зато с неполадками. Но больше всего страдали добросовестные ­судовладельцы. Во-первых, когда проверяющим сказали: «Найти!» - они умудрятся ­отыскать нарушения где угодно.

- А во-вторых, когда капитан после ночной вахты целый день присутствует на проверке, а потом, не отдохнув, снова заступает на ночную вахту, от этого безопасность только снижается, - говорит Александр ­Соснин, председатель совета директоров компании «Инфофлот».

А теплоходы, у которых нет разрешения, как выходили, так и выходят в плавание. В этом году было выявлено два судна без документов.

Следствие по делу «Булгарии» все еще не закончено. Понадобится еще полгода, чтобы направить дело (в котором уже 90 томов) в суд.

Весь этот год ждут приговора пятеро обвиняемых. Это Светлана Инякина, владелица компании «АргоРечТур», субарендатора судна, старший эксперт Речного регистра Яков Ивашов, начальник Казанского линейного отдела Волжского управления Госморречнадзора Ространснадзора Ирек Тимергазеев и бывший главный государственный инспектор этого же отдела Владислав Семенов. Обвинения также были выдвинуты против спасшегося старпома «Булгарии» Рамиля Хаметова. Он в отличие от остальных фигурантов дожидается суда на свободе.

На берегу рядом с местом гибели судна заканчивают возведение мемориала.

На берегу рядом с местом гибели судна заканчивают возведение мемориала.

Стало ли безопаснее

После трагедии стало понятно: проблемы «Булгарии» - это проблемы всей отрасли.

Во-первых, старый флот. «Булгария» была 1955 года постройки. Теплоходов моложе 25 лет просто нет.

- Средний возраст теплоходов в России - 40 лет, - комментирует Сергей Преснов, начальник корпусного отдела Российского речного регистра. - Но возраст судна не имеет отношения к его техническому состоянию. При плохом обращении корабль можно угробить за пару лет.

По словам Александра Соснина, построить новый теплоход сейчас не в состоянии ни одна российская компания. Даже очень крупная. Стоимость нового судна - 30 - 40 млн. евро, а окупаются вложенные средства не одно десятилетие. За прошедший год новее наш флот точно не стал.

...В прошлом году проверяющие жаловались, что им не хватает полномочий проверять судна, что они имеют право проинспектировать корабль только перед началом навигации, а дальше без разрешения прокуратуры на него просто не зайти! Как рассказал замминистра транспорта Виктор Олерский, скоро появятся инспекторы, которые смогут проверять любое судно, которое зашло в порт. Но пока проблема в том, что законопроект об этом уже 9 месяцев высиживают депутаты Госдумы.

Есть еще одна проблема - кадровая.

- С флота уходят профессионалы, - говорит Преснев. - Профессия потеряла престиж, зарплаты маленькие, училища позакрывали.

- Поэтому у нас некоторые теплоходы водят ребята, которым по 20 лет! - возмущается один из капитанов с 20-летним стажем.

Ни от одной из этих бед теплоходы не тонут. Но если эти проблемы вовремя не решать, они встречаются в одном месте в одно время. И тянут людей на дно.

Николай и Светлана Черновы взяли в поездку пятилетнего внука Кирилла. Выжил один Николай.

Николай и Светлана Черновы взяли в поездку пятилетнего внука Кирилла. Выжил один Николай.

А в это время

Родственники погибших на судне:

«Мы с головой ушли в работу - так легче»

У Анастасии Черновой на «Булгарии» плыли родители: бабушка с дедушкой решили сделать внуку Кириллу, Настиному племяннику, подарок на пятилетие и взяли с собой.

- Я поминутно вижу тот день, - говорит Настя. - Папа перед выездом сказал: «Давайте-ка присядем на дорожку», - а мы его не послушали, торопились… Каждый раз об этом думаю.

О том, что «Булгария» затонула», мы узнали от маминой подруги, которая тоже была на теплоходе. Она сказала, что папа жив - но он не разговаривал. Рванули в порт, до последнего верили в чудо, надеялись, что мама с Кириллом выплыли - мама очень хорошо плавала… От воспоминаний никуда не деться. Сейчас мы все - я, брат (отец Кирилла) и папа - ушли в работу. Так легче.

Отец Кирилла на компенсацию, выделенную ему государством, решил построить в своем поселке парк в память о погибшем сыне.

- На месте будущей площадки пока лишь разровняли землю. Но довести до ума начатое дело все же хочется.

Трагедия разрушила семью Кирилла - его отец с матерью развелись, мужчина уже ждет сына от новой супруги. Отец Насти Черновой, потерявший в катастрофе жену, тоже уже не одинок. За процессом по делу «Булгарии» все они пристально следят и собираются присутствовать на суде.

Артур ЕНИКЕЕВ («КП» - Казань»).

Как наш корреспондент плавал на подобном корабле и чудом выжил