Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Звезды6 февраля 2013 22:00

«Мы из джаза»: Вместо Игоря Скляра мог сыграть Дмитрий Харатьян

Любимой музыкальной комедии исполнилось 30 лет [видео]
Анна ВЕЛИГЖАНИНА
Анна ВЕЛИГЖАНИНА
Николай Аверюшкин (справа) заявил режиссеру, что умеет играть на музыкальных инструментах. Как оказалось, приврал ради получения роли. Пришлось учиться во время съемок.

Николай Аверюшкин (справа) заявил режиссеру, что умеет играть на музыкальных инструментах. Как оказалось, приврал ради получения роли. Пришлось учиться во время съемок.

В конце января 1983 года на киностудии «Мосфильм» закончились съемки фильма Карена Шахназарова «Мы из джаза», после премьеры которого молодые артисты Игорь Скляр, Александр Панкратов-Черный, Елена Цыплакова, что называется, проснулись знаменитыми.

Как вспоминает сценарист Александр Бородянский, он вместе с молодым режиссером Кареном Шахназаровым сначала задумали снять художественный фильм про Леонида Утесова. Однако, когда позвонили Леониду Осиповичу, тот психанул: «Не было у нас никакого джаза!» Как потом поняли, наступили ему на «больную мозоль» - оказывается, Утесов лишь позиционировал себя первым советским джазменом, прародителем отечественного джаза, а в реальности не был музыкантом и не умел дирижировать - на экране показывали его актерскую имитацию дирижерства.

На роль разбитного Степана пробовались Николай Еременко и Леонид Ярмольник , но роль досталась Панкратову-Черному.

На роль разбитного Степана пробовались Николай Еременко и Леонид Ярмольник , но роль досталась Панкратову-Черному.

- Мы не отчаялись, а нашли пионера российского джаза Александра Варламова, - вспоминает Бородянский. - Он знал множество реальных историй про джазменов 20 - 30-х годов. На их основе и написали сценарий.

Кстати, киношный персонаж картины - «первый советский джазовый теоретик» Сергей Адамович Колбасьев - существовал на самом деле. И у джазовой певицы Клементины Фернандес, героини фильма, был реальный прототип - американка Каретти Арле-Тиц. Эта негритянская певица работала у Дюка Эллингтона, приехала учиться в Советский Союз оперному искусству. Ее заметил русский джазмен Варламов и уговорил выступать в его ансамбле в качестве солистки. Каретти влюбилась в русского барабанщика. Когда его посадили, она принялась искать правду обивая пороги посольства, после чего ее выслали из Союза.

В роли Кости Иванова режиссер видел Дмитрия Харатьяна, хотя пробовались и Евгений Дворжецкий, и Михаил Ширвиндт.

В роли Кости Иванова режиссер видел Дмитрия Харатьяна, хотя пробовались и Евгений Дворжецкий, и Михаил Ширвиндт.

Веселье в траур

Со съемками эпизода приезда на вокзал кубинской певицы произошел казус.

Съемку запланировали на 10 ноября 1982 года. В этот день умер генсек Брежнев.

Как только зазвучала музыка на перроне, где разместилась съемочная площадка, киногруппу атаковала возмущенная администрация вокзала: «Ненормальные! В стране траур. А у вас веселье!» Шахназаров позвонил директору студии «Мосфильм» с вопросом: как же быть? «Сделай потише да снимай», - последовал ответ.

А сцену, в которой музыканты Степан и Жора играют на улице «А ну-ка, убери свой чемоданчик…», снимали в Одессе. Панкратов-Черный обходил прохожих со шляпой и кричал: «Граждане одесситы, многоуважаемая публика! Ссудите кто сколько может скромным труженикам массовой культуры».

Одна колоритная одесситка, идущая с базара с ведром, в перерыве между съемками подошла к артисту и поинтересовалась, сколько ему удалось собрать денег. Александр показал 27 реквизиторских копеек. «Товарищи одесситы, не будьте же кацапами, дайте человеку три рубля!» - закричала на всю улицу заботливая мадам.

Но сыграл в фильме юный Игорь Скляр.

Но сыграл в фильме юный Игорь Скляр.

Из кавалерии - в фильм

Режиссер отбирал артистов очень придирчиво. На главную роль руководителя джаз-банда Кости Иванова пробовался Евгений Дворжецкий. Но Шахназаров склонялся к обаятельному Дмитрию Харатьяну. Пока в коридоре «Мосфильма» не столкнулся с выпускником Ленинградского института театра, музыки и кинематографии Игорем Скляром. Тот уже дебютировал в кино в музыкальном фильме режиссера Николая Ковальского «Только в мюзик-холле». На пробы Скляр пришел в… кавалерийской форме (проходил службу в кавалерийском полку при «Мосфильме»). Режиссеру так понравился улыбчивый парень, что он решил снимать именно его.

На роль разбитного Степана пробовались Николай Еременко и Леонид Ярмольник. Для фотопроб им делали грим, одевали в костюмы. Но худсовет утвердил Александра Панкратова-Черного, который на самом деле не знал нот и не имел музыкального слуха! Зато на пробах он смотрелся так, что никто не усомнился в его музыкальности. Тем более что артистам наняли репетиторов. И в фильме Панкратов-Черный первоклассно имитирует игру на банджо.

Барабанщик плох

В роль руководителя джаз-оркестра Орлова вживался на пробах Ивар Калныньш. Но сыграл все-таки артист Юрий Васильев.

26-летний Николай Аверюшкин мог стать в фильме «ответственным работником Ассоциации пролетарских музыкантов Самсоновым», но роль получил Леонид Куравлев. Аверюшкин же предстал на экране в образе барабанщика Жоры. Как вспоминает артист, Шахназаров на пробах спросил его, умеет ли он играть на барабанах. И он соврал: «Умею!» Пришлось учиться во время съемок.

Любовь Полищук (справа) была хороша в образе кубинской звезды. Но Карену Шахназарову хотелось даму попышнее, фактурнее. Так что «кубинкой» стала беременная Лариса Долина.

Любовь Полищук (справа) была хороша в образе кубинской звезды. Но Карену Шахназарову хотелось даму попышнее, фактурнее. Так что «кубинкой» стала беременная Лариса Долина.

Звезда с Кубы

Певицу Клементину Фернандес могла сыграть актриса Любовь Полищук. Но режиссеру захотелось, чтобы Клементина была эффектной женщиной с пышными формами. Убедительнее в этой роли смотрелась певица Лариса Долина. Тем более она в то время была беременна и округлялась с каждым днем.

Под негритянку Долину гримировали 6 часов, смешивая для грима 12 цветов. Но результат певице так и не понравился.

ПРИГЛАШАЕМ

На концерт Владимира Кузьмина!