Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Общество26 февраля 2014 23:20

Вот «Буря» пролетела, и ага…

В расследовании трагедии на Северном Урале, унесшей жизни девяти туристов зимой 1959 года, снова всплывает ракетная версия
Подполковник в отставке Михаил Сокольников весьма убедительно связал гибель туристов с испытаниями ракет. Хотя и сам он в этом далеко не уверен

Подполковник в отставке Михаил Сокольников весьма убедительно связал гибель туристов с испытаниями ракет. Хотя и сам он в этом далеко не уверен

Подполковник запаса Михаил Сокольников один из исследователей той драмы. С 1971-го по 1999-й год он служил в войсках ПВО и ракетных войсках по разным точкам страны, в том числе и в Уральском военном округе. Мы встретились с Сокольниковым в Екатеринбурге.

- Михаил Леонидович, у нас к вам сразу такой вопрос: могли ли дятловцы стать случайными жертвами испытания ракетного оружия?

- Могли. Когда я стал изучать это дело, то первая версия, которая пришла мне в голову, это ракетная. Дело в том, что дятловцы вели себя как одурманенные и ослепшие в результате воздействия ракетного топлива. Но вот меня что смущает. Мы, офицеры, в те времена знали все военные тайны СССР, обсуждали в своих кругах и гибель главкома РВСН Неделина, и, например, восстание на большом противолодочном корабле «Сторожевой». Но ничего нам известно не было о возможной военной ошибке, погубившей туристов.

- Может, не те масштабы? Ведь вместе с Неделиным сгорели на космодроме более сотни специалистов. Как такое возможно скрыть? И про захват «Сторожевого» трубил весь Запад. А тут лишь девять туристов…

- Если рассматривать ракетную версию, то нужно опираться на факты. В то время у нас было три ракетных полигона. Первый - Капустин Яр. Там испытывались ракеты средней и малой дальности Р-5, Р-11, Р-12. Радиус их полета был невелик, они просто не могли долететь до Северного Урала. Их пускали в других направлениях. Например, в 1958 году с Капяра ракетой Р-5 был доставлен ядерный заряд на плато Устюрт между Каспийским и Аральским морями. И там подорван. Это, кстати сказать, до недавнего времени было большой государственной тайной.

Следующий полигон Плесецк. Но там первый пуск был в 1960 году.

Остается только третий полигон, это Тюратам, известный как - Байконур. Там с 1957 года начались испытания ракеты Р-7 с дальностью полета 8 тысяч километров. А в 1960 уже приняли на вооружение улучшенный вариант ракеты с полетной дальностью 11 тысяч километров. Поэтому только один тип ракеты Р-7 с полигона Тюратам и курсом на Новую Землю мог оказаться в районе трагедии.

В то время все ракеты на Новую Землю уходили как с учебными, так и с ядерными боеголовками. Только ядерных взрывов там более 20-ти произвели. А так как не было тогда космического слежения и систем ПВО, то для контроля над траекторией использовали простой вариант - в топливо добавляли что-то светящееся. Например, натрий, который горел желтым цветом. Далее люди, которые жили в командировках по траектории в населенных пунктах, получали время пуска. Они выходили из дома, смотрели на небо и отзванивались - цель прошла, время такое-то. А случайные наблюдатели, как известно, часто пугались огненных шаров над Уралом.

СТОИТ МАЙОР, ГЛАЗЕЕТ В НЕБО

- Неужели вот так без всяких там РЛС обходились – просто вышел человек за гумно, закурил и смотрит то на часы, то в небо?

- Да, так и было. Станции слежения, разумеется, тоже были, но это очень громоздкая и не всегда надежная техника по тем временам. Они не могли охватить весь полет ракеты. Поэтому привлекались и наблюдатели. Так вот, этот натрий светящийся весьма ядовит. И если ракета прошла очень низко над головами дятловцев, метрах в 200 - 300, к примеру, то могла и накрыть туристов натриевым шлейфом. Тогда бы они начали задыхаться и ослепли временно, или даже совсем ослепли. Разумеется, были бы в шоке, отчего и могли убежать без обуви из палатки.

- Почему ракета могла там лететь так низко?

- Возможно, она шла на исходе траектории, например. А может быть совершала учебный маневр - опускание к земле и подъем. Я знаю точно, что система управления Р-7 уже была и как раз в то время она испытывалась. Маневренность необходима против системы ПВО. Р-7 могла опуститься по ранее заданной программе. Но опять же, это как вариант. Насчет топлива еще скажу, что ракета Р-7 использовала керосин, а в качестве окислителя жидкий кислород. Конечно, эти компоненты не так токсичны как гептил, но и они могли привести к летальному исходу. Они очень сильно взаимодействуют с органикой.

- А могли ли ПВО там набедокурить, если где-то неподалеку проводились учения?

- В 59-м году вовсю шли испытания комплекса С-75 под Балашихой и в Капустином Яре. Маловероятно, чтобы С-75 могли испытывать также и на Северном Урале. Для таких испытаний нужны воздушные цели, а это очень сложное оборудование, которое имелось только на тех двух полигонах.

- Однако же, нам рассказывали, что в те времена над Уралом запускали воздушные светящиеся шары в качестве мишеней для ПВО.

- Комплексы ПВО на учениях стреляют по радиоуправляемым самолетам и даже по ракетам. Для серьезной тренировки должны быть реальные высокоскоростные цели, а что толку стрелять по почти висячим шарам?

СЕКРЕТНЫЙ АЭРОДРОМ САЛКА

- Километрах в четырехстах южнее от места трагедии был экспериментальный военный аэродром Салка. Особо секретный. Возможна тут связь какая-то?

- Знаю этот аэродром. Чем там занимались, я говорить не буду.

- А если предположить, что где-то над перевалом были учебные стрельбы ракетами «воздух-воздух», «воздух-земля».

- Такое возможно. Но если ракета уходит мимо цели, то она уничтожается в воздухе. Ракета могла быть, конечно, взорвана и над дятловцами. Но тогда от нее точно что-то осталось бы. А никаких обломков на перевале не обнаружили.

- Скажите, насколько можно верить ныне открытой информации по пускам советских ракет?

- Да, в интернете выложены пуски по полигонам, но я вам скажу, что реально этих пусков было гораздо больше, чем рассекречено ныне. Настоящая полная информация хранится в Минобороны.

- Почему же часть пусков рассекречена, а часть нет?

- Все зависит от секретности изделия. Может быть там химическая боеголовка или еще что не подлежащее разглашению.

- Есть книга «Задача особой государственной важности» - составители Ивкин и Сухина. Там много таблиц по пускам. И там указано, что 2-го февраля 1959 года был запуск ракеты Р-5М из «4 ГЦП». Вроде бы так обозначался ракетодром Тюратам. И там же сказано, что пуск закончился аварией. То есть, эта ракетная авария случилась именно в день гибели туристов…

- Здесь нету связи. Дальность Р-5М до 1 200 км. А от Тюратама до перевала Дятлова на полтысячи километров больше.

- Но ведь Р-5М перевозили на тягаче. И в плане учений она могла быть запущена с любого места СССР, например, с того же секретного аэродрома Салка и в сторону перевала?

- Возможно такое теоретически, но не берусь гадать.

- А еще в те годы наряду с Р-7 испытывалась сверхсекретная крылатая ракета «Буря». Но ее запуски не обозначены в книге «Задача особой государственной важности». Однако проект закрыли в 1960 м году после серии неудач.

- Нет, не знаком я с такой ракетой.

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ «БУРЯ»?

Здесь мы немного расскажем читателю о межконтинентальной ракете «Буря», поскольку она весьма подозрительна в нашем деле. «Бурю» запускали с ракетодрома Владимировка. Это почти что рядом с Капустиным Яром. Запускали на полигоны Камчатки. Вот что говорится о «Буре» в ныне открытых источниках. «…В руки конструкторов "Бури" попал американский журнал, в котором была представлена карта СССР с нанесенными трассами полетов ракет дальнего действия. Там были все ракеты, кроме "Бури". Дело в том, что у НАТО в Турции были системы наблюдения, которые засекали верхнюю часть траектории полета советских баллистических ракет. Опираясь на законы баллистики, можно легко рассчитать остальную трассу ракеты, место ее взлета и падения. Но "Буря" была создана по другому принципу, эта ракета могла совершить маневр в любой заданный момент, поэтому по части ее траектории нельзя было рассчитать весь полет, определить место старта или попадания. …До конца 1958 года «Бурю» преследует полоса неудач. Восемь пусков были признаны аварийными. 28 декабря 1958 года был совершен 9-й пуск «Бури». Время полета ракеты чуть более 5 минут. 10 и 11 пуск принесли успех конструкторам – более 1300 километров на скорости 3.3 тысячи км/ч и более 1750 километров на скорости 3.5 тысячи км/ч».

Если «Буря» летела из Владимировки на Камчатку по прямой линии, то она проходила, примерно, в ста километрах восточнее перевала Дятлова. Но ракета, как сказано, маневрировала в пути, чтобы укрыться от глаз противника. Потому и вполне могла пройти аккурат над дятловцами. Но самое любопытное: обозначено, что в 11-м полете «Буря» преодолела более 1750 километров. А это точное расстояние от полигона «Владимировка» до района трагедии на Северном Урале. Так можно предположить, что «Буря» уж на излете накрыла своим ядовитым шлейфом отряд туристов. А после упала где-то за перевалом. В предыдущих публикациях наших мы показывали фото разных металлических обломков, найденных туристами в районе перевала Дятлова. Возможно, что это и есть обломки ракеты? В большинстве открытых источников не говорится когда стартовала «Буря» № 11. В других же указана дата – 29 марта 1959 года. Ежели дата верная, тогда в нашей драме на перевале «Буря» № 11 не виновата. Но если она виновна, то дату 11-го запуска для открытых источников могли указать «ошибочную». И вообще с номерами и датами пусков «Бури» много неразберихи. На сайте MILIT*RU, например, приведена таблица ее запусков. Если верить этому источнику, то «Буря» № 11 стартовала 28 декабря 1958 года и взорвалась на 309 секунде. А вот «Буря» № 14 пролетела 1766 км, стартовав – 19 апреля 1959 года. И там же приписка: «По другим данным ракета пролетела 2000 км и после разворота пролетела еще 2000 км в обратном направлении (ист. - Асланов В.С.)».

Посему большие сомнения в точности дат и сведений. Как будто бы специально все так запутано.

Но если «Буря» № 11 (или 14?) стартовала на самом деле в день гибели туристов, то есть - 2 февраля, то в этот же день, как нам известно, стартовала и ракета Р5-М из Тюратама. Не много ли стартов на один день? Но, по словам нашего собеседника Михаила Сокольникова, такое практиковалось как раз для прикрытия особо секретного запуска. Для отвода глаз противника мог быть одновременно произведен старт и другой ракеты.

Когда мы лишь начали изучать дело дятловцев, то в мансийском поселке Ушма, что в 25 километрах от перевала, спросили у местных жителей, что им известно от своих отцов и дедов об этой трагедии. Манси нам отвечали так: там над туристами низко пролетела ракета, которая выжгла воздух, люди начали задыхаться и побежали в лес.

Такая легенда показалась тогда смешной. А может, следует и ее рассмотреть серьезно?

Ежели допустить, что туристов погубила пролетевшая над ними ракета, тогда никто, включая самих ракетчиков, не мог бы на первых порах связать смерть дятловцев с испытаниями. Ну, упала ракета, допустим, километрах так в 10 и более от места гибели дятловцев, и что? Она ж не на них упала. Но если уже потом в легких погибших (они умерли, предположительно ночь с 1 на 2 февраля 1959 года — прим.ред.), к примеру, обнаружили тот же натрий и как-то стали сопоставлять трагедию с испытаниями, то об этом мог знать только очень узкий круг лиц с большими звездами. Этим можем мы объяснить и отсутствие свидетелей драмы, и прекращение дела в самом его разгаре. Однако же, массовые слухи по всему Свердловску - в смерти туристов виноваты военные, могут нам намекать на то, что все же произошла утечка секрета.

***

И снова, не ставя точку на этом деле, мы надеемся на дальнейшую помощь наших читателей по расследованию трагедии на перевале Дятлова. На привлечение все новых специалистов и свидетелей этой драмы. А также мы благодарны многим и многим людям, которые дают нам пищу для размышлений на наших форумах.

Читайте электронную книгу: "Кто прячет правду о гибели группы Дятлова" Версии гибели туристов, материалы следственного дела, фотографии и дневники дятловцев - в одной книге. ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ «Нам велели говорить, что людей погубил несчастный случай» Корреспонденты «Комсомолки» продолжают расследование тайны перевала Дятлова, разыскивая новых свидетелей тех роковых событий. Напомним, зимой 1959 года в горах Северного Урала пропали девять туристов под руководством Игоря Дятлова. Через месяц спасатели обнаружили их разрезанную палатку. А в радиусе полутора километров от нее - пять замерзших тел. Трупы остальных нашли только в мае. Почти все туристы были разутые и полураздетые. У некоторых - смертельные травмы. До сих пор не разгадано, почему ребята убежали на лютый мороз и на свою погибель. Евгению Федоровичу 94 года. Живет за границей. Не будем уточнять где, дабы избавить ветерана от наезда частных расследователей. Несмотря на почтенный возраст, Евгений Федорович прекрасно помнит те события, потому как в его прокурорской практике дело о гибели группы Дятлова стало самым таинственным. В 1959 году Евгений Окишев был заместителем начальника Следственного отдела прокуратуры Свердловской области. Вот что он вспоминает (читайте далее)

Фото: Сергей АНДРЕЕВ

Читайте электронную книгу:

"Кто прячет правду о гибели группы Дятлова"

Версии гибели туристов, материалы следственного дела, фотографии и дневники дятловцев - в одной книге.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

«Нам велели говорить, что людей погубил несчастный случай»

Корреспонденты «Комсомолки» продолжают расследование тайны перевала Дятлова, разыскивая новых свидетелей тех роковых событий. Напомним, зимой 1959 года в горах Северного Урала пропали девять туристов под руководством Игоря Дятлова. Через месяц спасатели обнаружили их разрезанную палатку. А в радиусе полутора километров от нее - пять замерзших тел. Трупы остальных нашли только в мае. Почти все туристы были разутые и полураздетые. У некоторых - смертельные травмы. До сих пор не разгадано, почему ребята убежали на лютый мороз и на свою погибель.

Евгению Федоровичу 94 года. Живет за границей. Не будем уточнять где, дабы избавить ветерана от наезда частных расследователей. Несмотря на почтенный возраст, Евгений Федорович прекрасно помнит те события, потому как в его прокурорской практике дело о гибели группы Дятлова стало самым таинственным. В 1959 году Евгений Окишев был заместителем начальника Следственного отдела прокуратуры Свердловской области. Вот что он вспоминает (читайте далее)