Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Звезды8 февраля 2015 22:40

"Левиафан" оказался не люб британцам

Фильм Андрея Звягинцева не получил главную британскую премию BAFTA. Джулианне Мур повезло больше [видео]
Фильм Андрея Звягинцева не получил главную британскую премию BAFTA

Фильм Андрея Звягинцева не получил главную британскую премию BAFTA

Фото: кадр из фильма

В Лондоне состоялось вручение "британских "Оскаров" – премии BAFTA (расшифровывается The British Academy of Film and Television Arts – Британская киноакадемия киноискусства и телевидения). Вручается она с 1948 года и считается одной из самых престижных кинопремий на свете. И по ней гораздо удобнее, чем по "Золотому Глобусу", гадать, кто вскоре получит американского "Оскара".

Русским зрителям, наверное, интереснее всего тот факт, что приз BAFTA не получил "Левиафан". Увы, не дождался Андрей Звягинцев от британцев подарка по случаю долгожданного выхода его фильма в российский прокат и собственного 51-летия, которое он отметил 6 февраля. В категории "Лучший фильм на иностранном языке" британцы выбрали не "Левиафана" (считавшегося одним из фаворитов), а драму Павла Павликовского "Ида", действие которой разворачивается в Польше в начале 60-х. Она в два раза короче "Левиафана" (идет всего-то час с копейками), она черно-белая, концептуально сдержанная и скромная – подобно героине, юной сироте-послушнице Иде, готовящейся принести обеты и стать монахиней. Но настоятельница монастыря отчего-то настаивает, чтобы Ида накануне этого события встретилась со своей теткой – единственной оставшейся у нее родственницей. Та, как высняется, еще недавно работала прокурором и отправила на смерть многих "врагов народа", получив за это прозвище Кровавая Ванда. Ида хочет узнать, где похоронены ее отец и мать, погибшие во время войны. Это никому не известно. Но Ванда – нервная, циничная алкоголичка – соглашается провести расследование, предварительно произнеся три ключевые для фильма фразы: "А ты знаешь, что ты вообще-то еврейка и будешь еврейской монахиней?", "А ты не боишься, что если поедешь к могилам родителей, окажется, что Бога нет?" и "А к тебе не приходят плотские желания? Жаль. Ты должна попробовать. Иначе что это за жертва – твои обеты?"

Маленькая "Ида" почти всем посмотревшим приходится по душе. 22 февраля на "Оскаре" в категории "Лучший иноязычный фильм" она станет главной соперницей фильма Звягинцева (и, кстати, она уже обошла его на Европейских кинопремиях). Но все же "Левиафан" более чем достойный соперник фильма Павликовского (и наград у него в активе тоже целое Баренцево море).

Что до остальных категорий, лучшим британским фильмом назвали "Теорию всего" (она же "Вселенная Стивена Хокинга") – не лишенную элегантности драму о знаменитом ученом, которого в юности разбил боковой амиотрофический склероз (сдуру тянет напомнить, что это та самая болезнь, из-за которой половина планеты в прошлом году обливала себя холодной водой из ведра). Лучшим актером признали Эдди Редмейна, который как раз сыграл Стивена Хокинга – и сыграл блестяще. Где-то к середине картины ты окончательно перестаешь верить в то, что перед тобой 32-летний актер, один из главных модников Британии по версии журнала GQ, которого каждое утро гримировали, который слушал режиссера и что-то там изображал перед камерой. Ты видишь только подлинного инвалида, у которого болезнь скомкала половину того, что нормальные люди считают жизнью, убежденного атеиста, которого Вселенная не без иронии превратила в великомученика атеизма.

Другая жуткая болезнь – Альцгеймера – принесла приз в категории "Лучшая актриса" Джулианне Мур. В фильме "Все еще Элис" она сыграла мирную американку, которая в результате изменений в мозгу начала терять контроль над собой, своей памятью и жизнью. Кто бы сомневался, что Мур исполнит эту роль филигранно. Ее на самом деле все любят и понимают, что она одна из лучших актрис в мире. Все – хоть на "Золотом Глобусе", хоть на BAFTA, хоть на "Оскаре" – просто ждали соответствующей, "наградной", богатой драматической роли. И дождались, и теперь выражают свое почтение.

Лучшими актерами в ролях второго плана назвали Патришию Аркетт ("Отрочество") и Дж. К. Симмонса ("Одержимость"). Как и Джулианне Мур, им практически гарантированы "Оскары", тут и ставок делать не надо. Так уж все складывается. Аркетт, как и прочие актеры из "Отрочества", старела на протяжении 11 лет вместе со своей героиней – именно 11 лет снимался фильм Ричарда Линклейтера о взрослении американского мальчика, мать которого Аркетт как раз и сыграла. Дж. К. Симмонс, великолепный характерный актер, исключительно хорош в "Одержимости" –там он сыграл джазового дирижера-маньяка, мучающего своего одаренного ученика-барабанщика; протаскивая юношу через испытания, он собирается сделать из него гения, сравнимого с Бадди Ричем или Чарли Паркером. Обе эти актерские работы практически неотразимы. И если кто-то собирался на "Оскаре" увидеть, как приз получают конкуренты Симмонса и Аркетт – например, номинированные в соответствующих категориях Эдвард Нортон ("Бердмэн") или Кира Найтли "(Игра в имитацию") – оставьте упованья. Сразу.

Ну и лучший фильм – "Отрочество", а Ричард Линклейтер – лучший режиссер. Что интересно, ровно тот же расклад был на "Золотом глобусе". И что еще интереснее, в обоих случаях прокатили всеми вроде бы любимого "Бердмэна" – на BAFTA ему достался лишь приз за операторскую работу.

В ТЕМУ

Андрей Звягинцев-младший: Хочу пожать брату руку. Но не знаю, как это сделать...

Новосибирская «Комсомолка» нашла сводного брата режиссера, с которым тот ни разу не виделся. Все сходство родственников заканчивается на имени: если Звягинцев-старший собирает кинопремии, то его полный тезка - грамоты от МВД (читать далее)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

«Левиафан» Звягинцева получил «Золотой глобус»

Безжалостная социальная драма Андрея Звягинцева "Левиафан" удостоилась второй по значению после "Оскара" голливудской кинопремии – "Золотого глобуса" в категории "Лучший фильм на иностранном языке". В последний раз русский фильм получал "Золотой глобус" в 1969 году – это была "Война и мир" Сергея Бондарчука (читать далее)

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Клинический портрет

Стас ТЫРКИН

Триумф «Левиафана» на «Золотом глобусе» совпал со «сливом» картины в Интернет (продюсеры фильма не имеют к нему отношения), в результате чего познакомиться с ней получили возможность все желающие — почти за месяц до официального релиза в феврале. Реакция прогрессивной (и не очень) общественности, посмотревшей на новогодних выходных украденную копию, была парадоксальной (читать далее)

«Левиафан» и Моська

Вадим АЛЕКСЕЕВ

Чем больше наград получает фильм моего земляка и, считаю, очень талантливого человека, тем больше желчи изливают всякого рода рецензенты. Дескать, как смел Звягинцев показать миру ТАКУЮ Россию - с оборотнями в погонах, чиновником-подонком и мужиком, хлещущим водку (читать далее)

Мертвечина

Дмитрий ОЛЬШАНСКИЙ

Посмотрел фильм Звягинцева "Левиафан". Все, казалось бы, там на месте - и картинка хорошая, и артисты, и вечнозеленая голливудская история про положительного простого парня, которого парни плохие выгоняют из собственного дома, и типажи подобраны вполне правдоподобные, и действие движется, и не скучно.

Но какая же тухлая, вялая, тягостная ложь в каждом кадре и каждом слове.

Этот фильм буквально кричит о том, что сделан он с одной целью: во имя того, чтобы приличные люди в жюри приличного фестиваля дали ему приличную премию, а потом написали в своих газетах о том, как Звягинцефф смело показал этот рюсски koshmar.

Этакий Михалков наоборот: и если у Никиты Сергеевича сплошной бравый коззак за тсар-батюшка пьет с локтя, то здесь, наоборот, рюсски мьюжик от безысходност пьет свой водкА (читайте далее)

КАК ЭТО БЫЛО

Мститель за рулем бульдозера

Толчком для создания "Левиафана" послужила история Марвина Джона Химейера, наделавшая шуму в 2004 году (Звягинцев услышал о ней несколько лет спустя). Если не знать заранее, в окончательном варианте фильма прочитать прямые аналогии с этой историей не так-то легко – хотя в "Левиафане" герой тоже оскорбленный человек, и тоже присутствует бульдозер, картина в результате получилась о другом. Но и вспомнить реальный трагический сюжет сейчас нелишне (читать далее)