Премия Рунета-2020
Челябинск
+13°
Boom metrics
Общество14 июня 2015 22:00

Челябинские бюрократы плюют на законы и угрожают бизнесменам

Об этом на радио «Комсомольская правда» [95.3 FM] рассказал уполномоченный по защите прав предпринимателей Александр Гончаров
Уполномоченный по защите прав предпринимателей Александр Гончаров на радио «Комсомольская правда» (95.3 FM)

Уполномоченный по защите прав предпринимателей Александр Гончаров на радио «Комсомольская правда» (95.3 FM)

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

— Наш регион одним из первых создал этот институт уполномоченного, другие у нас учились, — говорит Александр Николаевич. — Создали экспертный совет, консультативный научный совет по налоговой политике, штаб по преодолению административных барьеров при губернаторе. Эти инструменты дают результат. Но понадобилось время, чтобы люди поверили нам и стали обращаться.

ПОДДЕРЖИВАЕМ ВСЕГДА

— Почему при назначении выбрали вас?

— Звезды так встали (улыбается). Приехал в Челябинск полпред президента, сообщил, что принято решение о создании института уполномоченных по защите прав предпринимателей. Случайно взгляд и губернатора, и председателя ЗСО скрестились на мне. Я тогда представлял Союз промышленников. И они полпреду говорят: «У нас есть кандидат». Мне самому на тот момент хотелось чего-то нового. Имея большой опыт в бизнесе, знал, что могу помочь другим.

— Вы — позитивный человек?

— Как без этого! Люди идут ко мне на прием с негативом, нужно разбавить позитивом. Приходится быть психологом, политиком, экономистом, юристом, дипломатом — все в одном лице.

— Где находится ваша резиденция?

— «Резиденция» состоит из трех комнат. Добро пожаловать: площадь Революции, 4, кабинет 200, телефон 737-04-00. Информацию можно получить и на нашем сайте http://ombudsmanbiz.ru/chelyabinskaya-oblast/

Три юриста, секретарь и бухгалтер — вот и весь мой аппарат. Все они — специалисты высокой квалификации. Из числа обратившихся предпринимателей 81 процент получили поддержку от нас. Решение было принято в их пользу в спорах либо с муниципальными властями, либо с контрольно-надзорными органами.

— А в каких случаях не поддерживаете?

— Всегда поддерживаем! Но иногда предприниматели сами не правы: идут против закона, а порой вовсе законов не знают.

— Ваша деятельность касается прав и интересов только малого и среднего бизнесов?

— К нам обращались и такие крупные предприятия, как «Уралтрак». А проблемы разные. От получения кредитов (хотя это не наша компетенция, но приходится заниматься) до преследования бизнесменов правоохранительными органами, неправильного оформления муниципальными властями земельных отношений, незаконного лишения прав аренды и так далее. Жалобы в основном на муниципалитеты. Бюрократия, волокита… Вместе с правительством и губернатором нам придется много работать, чтобы навести порядок.

— Какие есть правила для обращения к бизнес-омбудсмену?

— Для начала написать заявление. Можно прислать его по почте. Все контакты есть на нашем сайте. Можно и по телефону получить консультацию. Затем нужно предоставить подтверждающие документы. Мы начинаем их проверку, делаем запросы. Обращаемся в прокуратуру, если надо. Кстати, хочу через «Комсомолку» сказать спасибо Александру Петровичу Войтовичу за сотрудничество на пользу нашей области и предпринимателей.

Имея большой опыт в бизнесе, Александр Гончаров знает, чем помочь другим.

Имея большой опыт в бизнесе, Александр Гончаров знает, чем помочь другим.

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

«УДАРЫ ДЕРЖАТЬ УМЕЮ»

— Не наживаете ли вы врагов в лице иных чиновников?

— Еще как наживаем! Но не молчать же, если они нарушают закон. Мы не сразу используем жесткие методы, пытаемся объяснить, доказать нашу правоту. Мы обязаны вмешаться, если предприниматель пострадал незаслуженно. В таких случаях, когда у него отнимают собственность, не продляют договор аренды, не выдают разрешительные документы на строительство.

— Например?

— Как-то общественные слушания по закону должны проходить в течение месяца, а их по надуманным причинам отодвигали. Бизнесмену Сергею Карелину пришлось ждать два года, пока я не вмешался. Мы ситуацию держим на контроле. Посмотрим, не будут ли дальше чиниться препятствия. Или еще ситуация. Предприниматель выиграл суды у крупного муниципалитета. Но власти не выполняют решение суда. Более того, начались намеки из силовых органов. Этому бизнесмену «советуют» пересмотреть свою позицию.

— Угроза?

— Так и есть. И мы обратимся в соответствующие органы для проведения служебного расследования.

— Вам приходится держать удар!

— Приходится. Но я умею это делать, у меня большой жизненный опыт. Я одним из первых в Челябинске начал вести бизнес. Столько ударов выдержал — не счесть. К тому же на моей стороне и закон, и губернатор, и Законодательное собрание, и бизнес-сообщество. Да и СМИ не оставят без внимания несправедливость.

Мы не сразу используем жесткие методы, пытаемся объяснить, доказать нашу правоту.

Мы не сразу используем жесткие методы, пытаемся объяснить, доказать нашу правоту.

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

БАРЬЕРЫ ДЛЯ БИЗНЕСА

— Что больше всего возмущает?

— Есть хорошие законы, но они не всегда работают. Регламент деятельности чиновники часто не соблюдают. Найдут массу предлогов, чтобы заставить человека снова и снова переписать заявление. Это может длиться месяцами. Абсурд еще вот в чем. Если чиновник нанес ущерб предпринимателю, тот идет в суд. По решению суда ущерб ему возмещается из бюджета, хотя виноват конкретный чиновник конкретного муниципалитета. Вы думаете — кто-то наказан? Хоть кто-то лишился своей работы, уж не говоря о возбуждении уголовных дел? Нет! Бизнесмен не заплатил полмиллиона — тут же уголовное дело, преследование. Меня это возмущает. Где принцип справедливости? Нанесен ущерб бюджету страны или региона, возмещай.

— Какая же реакция на ваш праведный гнев?

— Губернатор и правительство помогают добиться того справедливого результата, в котором мы уверены. Если чиновники на наши заключения не реагируют, используем свое право обратиться в прокуратуру. Договор сотрудничества у нас есть и с главным управлением МВД.

— Основные нарушения прав предпринимателей чаще всего какими бывают?

— Чаще они касаются земельных отношений и разрешения выдачи документов на строительство. Часто звучит вопрос: «Почему нет инвестиций?». Но известные предприниматели с хорошими деньгами и серьезными программами не могут годами получить правоустанавливающий документ для реализации их бизнес-планов. Известный предприниматель Вера Соколова семь лет не могла получить разрешение на возведение ландшафтного центра на своем участке. Только вмешательство губернатора и мое позволили решить эту проблему. Вот это ужасно — волокита, чванство чиновников.

— И никого пока не наказали?

— Ни-ко-го! Я не понимаю, что это? Корпоративная солидарность? Или некая заинтересованность снизу доверху? На мое обращение по закону обязаны в течение 15 дней дать ответ. Один чиновник в мэрии Челябинска закон цинично проигнорировал. Пришлось сказать, что мы вынуждены составить протокол об административном наказании. Мы имеем право это делать. Два таких протокола — и чиновник получит дисквалификацию.

Не хочу плохо говорить обо всех чиновниках. Среди них много добросовестных людей. Но нам приходится иметь дело с бюрократами. Мэры у нас в регионе неплохие, а вот некоторые их заместители, пользуются тем, что главы не в состоянии за всем уследить, ведут свою игру.

В ПОДДЕРЖКУ — 469 МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ

— Откликнулись ли руководители муниципалитетов на вашу просьбу отложить снос киосков и мини-рынков?

— Моя позиция однозначна: нельзя сегодня их закрывать и препятствовать этой форме торговли. Мы в серьезном кризисе, сокращаются рабочие места. Нужно дать людям возможность выжить в этот период. Власти Челябинска пошли навстречу, продлили амнистию для нестационарных объектов, чтобы владельцы, работая в черной или серой зоне, могли зарегистрироваться и спокойно работать. Надо пользоваться этим, идти к властям, чтобы узаконивать свой объект. Если будут препятствия — приходите к нам.

— Кризис, наверное, добавил вам работы?

— Обращений стало больше. И кризис повлиял, и бизнесмены поверили, что мы действительно решаем их вопросы. У них появились новые поводы для волнений — резкое повышение банками процентных ставок. Было бы все нормально, если бы кредитные линии им не обрезали и не повышали в одностороннем порядке. Люди брали кредиты, допустим под 12-13 процентов годовых, и вдруг банки объявили о 25 процентах. Тут трудно найти рецепт решения, но мы в ручном режиме пытаемся договариваться с кредитными учреждениями. Некоторые идут навстречу, особенно региональные банки. Они понимают: кризисы приходят и уходят, а с клиентами нужно дальше работать. Жить им придется не с другими людьми, а именно с этими.

«Я умею держать удары, у меня большой жизненный опыт».

«Я умею держать удары, у меня большой жизненный опыт».

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

— Наиболее уязвим малый бизнес. Есть программы по его поддержке?

— Губернатор поставил вопрос: почему в прошлом году из выделенных региону ста миллионов рублей на поддержку малого бизнеса двадцать остались невостребованными? Был большой серьезный разговор, ошибки учли. В этом году область получила от государства 469 миллионов по этой линии. Приходите в минэкономики, заходите к нам на сайт — у нас есть достаточно хорошие программы.

— Не все виды деятельности имеют поддержку.

— Торговля и стоматология в эту категорию не попадают. И, наверное, правильно: эти виды считаются высоколиквидными. В первую очередь нужно поддержать производственников, социальные и медицинские программы и тех, кто отдыхом детей занимается.

СОВЕТ ОТ ГОНЧАРОВА

Как найти свое дело?

— Сегодня бизнес начать сложнее, чем 25 лет назад. Тогда все ниши был свободны. Занимаешься пошивом или продаешь продукты — у тебя все купят. Сегодня огромная конкуренция на любом рынке. Что касается торговли, тут надо смотреть: где вы находитесь и что будете продавать. Нужно взвесить свои силы, чтобы, взяв кредит, не остаться без всего. Государством сейчас что востребовано? Станки, современное IT-оборудование, программирование, технологии. Вот этим, если есть талант и возможность, и нужно заниматься. Кстати, научную сферу государство сейчас хорошо финансирует. Этот сектор перспективный.