Премия Рунета-2020
Челябинск
-3°
Boom metrics
Общество15 августа 2015 22:00

Челябинский бизнесмен кресло чиновника занял из любви к искусству

Новый заместитель министра культуры региона Григорий Цукерман рассказал на радио «Комсомольская правда» (95.3 FM), как будет бороться против «зомбоящика»
Григорий Цукерман на радио «Комсомольская правда»/

Григорий Цукерман на радио «Комсомольская правда»/

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

Известный челябинский предприниматель, основатель и владелец компании «Канцбюро» Григорий Цукерман слыл одним из самых креативных бизнесменов Челябинска.

Он постоянно учреждал беспрецедентные массовые акции: съезд канцелярщиков Урала, КанцЦирк, Канцелярская школа олимпийского резерва, Год канцелярской культуры. И тут, неожиданно для всех, Григорий Владимирович поменял сферу и род деятельности. Он занял пост заместителя министра культуры Челябинской области.

Факт назначения вызвал массу обсуждений в интернете: от иронии до восторгов и поздравлений. Как решился Григорий расстаться со своим детищем - компанией «Канцбюро»? С этих вопросов началась наша беседа в программе «Бизнес-ланч на радио «КП» (95,3 FM).

НА КАТОРГУ ТАК НА КАТОРГУ…

- Чиновничьего кресла в моих мечтах никогда не было, - говорит наш гость. - Сложно мечтать о таких достаточно приземленных вещах. Однако я никогда не дистанцировал себя от искусства и культуры. С бизнесом расстаюсь. Чиновнику по закону не позволено сочетать государственную службу с предпринимательством. Собственно, идея оставить управление компанией у меня зрела давно. В плане честолюбия и зарабатывания денег я реализовался. Видимо, наступил кризис среднего возраста. Мне теперь важнее делать то, что интересно.

- Вы и раньше не скучали…

- Не умею жить по-другому. Параллельно с коммерческой деятельностью мы проводили много разных фестивалей. Вписывались в большие федеральные культурные проекты. Были спонсорами Ильменки, я даже выходил на сцену и пел со звездными бардами. Как режиссер, сценарист и ведущий работал в Москве на корпоративных мероприятиях. Однако 80 процентов времени уделял бизнесу. И это стало тяготить. Если руководителю не интересно, это отражается на эффективности дела. Меня сменили люди, которым наш бизнес нравится. Компании «Канцбюро» от этого будет только лучше.

- А вас пригласили в минкульт? Долго уговаривали?

- Никто меня не уговаривал и не рассматривал мою кандидатуру. Я сам инициировал такой вариант. Знал, что была вакансия, обратился и сказал, что готов. Никому в голову не могло прийти, что я оставлю бизнес и пойду на госслужбу. Все были крайне удивлены моему решению, а больше всех министр Бетехтин. Он сказал: «Ты хоть осознаешь, что идешь на каторгу?» Я ответил: «Да, осознаю».

- Как первые впечатления на новой работе?

- Первая неделя работы показала: объем чиновничьих дел сильно превалирует над творческой составляющей. Подготовка к отопительному сезону в учреждениях культуры, вопросы финансирования...

«К НОГТЮ» - НЕ МОЙ ПРИНЦИП»

- Не боитесь этой «каторги»?

- Я ничего не боюсь. У меня нет набора корыстей типа построения карьеры или лоббирования каких-то корпоративных интересов. Мной владеет абсолютно искренний интерес к этой сфере, к людям, которые в ней работают. Я со всеми ними хорошо знаком, всех люблю и уважаю. Об их проблемах знаю, как говорится, снизу - сам в этом «бульоне» варился. Накануне Дня Победы я вместе с профессиональными актерами работал в антрепризном проекте на площадках области.

- Дружили, праздники отмечали. Теперь они ваши подчиненные…

- У меня нет начальнического зуда. «К ногтю» - не мой принцип. Начальник не тот, кто в стойло ставит и заставляет маршировать, а тот, кто правильно расставляет приоритеты. Мне не надо пыжиться, играя роль начальника перед моими подчиненными. Мы вместе что-то делаем. Без них я вообще ничего не смогу.

- Придется отказывать в каких-то просьбах.

- Если в рамках существующих правил могу помочь – конечно помогу. А если нет – значит нет. Все очень просто, без обид, ребята. Курировать – это не значит приходить и бить по рукам. Это открывать палитру возможностей для руководителей творческих учреждений и улучшать жизнь каждого актера, музыканта, художника. Есть критерии общепризнанные: качество творческого продукта, количество зрителей, посещающих представления или выставки, их отзывы. Почему южноуральцы давно не удостаивались национальной театральной премии «Золотая маска»? Отчего стали редкими выездные гастроли, театральные фестивали? Без них невозможен обмен опытом. Актер застаивается, ему нужен драйв, и не через алкоголь, а через общение с коллегами, через возможность видеть их мастерство.

"Телевизор никакого отношения к искусству не имеет."

"Телевизор никакого отношения к искусству не имеет."

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

«ПРИХОДИТСЯ РАНО ЛОЖИТЬСЯ»

- Одно дело - быть самому себе хозяином. Другое – работать по регламенту. Не трудно на работу идти к 8.30?

- Втягиваюсь. От раннего просыпания отвык. Я раньше десяти часов в мировом пространстве не появлялся. Приходится заставлять себя. Но плюсы есть даже в минусах. Я всегда был полуночником, теперь ложусь рано. Говорят, что это полезно для здоровья. Еще вот галстук заново учился завязывать.

- А нельзя прийти в министерство в джинсовой куртке?

- Пока не пробовал (улыбается). Но есть же правила игры. Если на хоккейное поле кто-то выбежит с волейбольным мячом, это будет как-то неестественно. Я не хочу выглядеть таким человеком.

- Что сказал сыну академик, профессор, известный культуролог Владимир Самойлович Цукерман, узнав о назначении?

- Папа возмутился: «Когда тебе уже за сорок, построен бизнес и можно его отдать в управление, а самому наслаждаться жизнью, путешествовать, тратить деньги, жить в деревне, которую ты любишь, о тятеньке родимом заботиться, ты, стервец, придумал себе еще большую нагрузку, и теперь я тебя вообще не буду видеть». Поначалу папа мое решение не одобрил. Но потом благословил: «Если тебе это интересно, то нет ничего более важного, чем реализовываться в интересной работе. И нет ничего хуже тянуть лямку наскучившего дела». Эти отцовские слова были мне очень нужны.

ЕСЛИ РЕВНОВАТЬ, ТО К КОПЕРНИКУ

- Вы хорошо знаете «хозяйство», которым ведаете?

- Театры и филармонию хорошо с обывательской точки зрения, а с профессиональной - не очень. Надо изучить весь репертуар. Хотел бы поучаствовать в репетициях, посмотреть, как работают актеры и режиссеры. Мне это интересно. Это мною движет. На многих сценах я играл в благотворительных спектаклях или участвовал в проектах. Не был в качестве исполнителя только в оперном. Знакомы мне и закулисная атмосфера, и театральные жаргонизмы. Гримерки, постижерный цех, световое и звуковое оборудование, планшетное хозяйство сцены. Талантом художника, скульптора или литератора не обладаю, хотя в студенчестве песни сочинял. Тут надо время, но и в этих жанрах, надеюсь, разберусь.

- Некоторые челябинцы ворчат: мол, по качеству культурных проектов уступаем Екатеринбургу и Перми.

- Екатеринбургу точно проигрываем даже по показателям количественным: там больше и театров, и зрителей. Я вот что скажу. Есть индикативные показатели деятельности учреждений культуры. Как в минкульт пришел, сказал руководителю отдела искусств Антону Токареву: «Не надо самих себя с собой же сравнивать по принципу: завтра больше, чем вчера. Давай сравнивать с другими городами - как мы на их фоне выглядим. Когда будем выглядеть достойно, тогда наша работа была не напрасной».

Как Маяковский писал: не к соседу ревновать, а в Копернике видеть соперника. Понятно, что глупо сравнивать себя по финансированию с Москвой или Питером, а с городами-миллионниками - нужно.

Невозможно насильно загнать человечество к счастью. Но люди иногда сами не знают, что у них есть потребность в искусстве, думая, что оно заканчивается телевизором. А оно им даже не начинается. Телевизор никакого отношения к искусству не имеет. Наша задача – оторвать людей от зомбоящика. Потому что в нашей культуре есть хороший продукт, настоящий, натуральный. У человека, начавшего ходить в театр или на концерт, постепенно эта потребность начнет формироваться.

- От вас ждут креатива, необыкновенных проектов.

- На днях мне на прямой городской телефон позвонила одна женщина: «Мил человек, ты ведь у нас за культуру отвечаешь. Так вот у нас такая грязь в подъездах, такая грязь! А ведь с этого культура начинается». Я спорить с нею не стал, она права. Вопросов много - и сложных, и простых. Все, что смогу, – сделаю. Не отмахнусь от предложений. Рассмотрю. Отреагирую. Пишите!

"Знакомы мне и закулисная атмосфера, и театральные жаргонизмы"

"Знакомы мне и закулисная атмосфера, и театральные жаргонизмы"

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ