Премия Рунета-2020
Челябинск
+4°
Boom metrics
Общество16 октября 2015 22:00

Нужна ли южноуральцам «коммунальная квартира»

Эксперты радио «КП обсудили плюсы и минусы проекта городской агломерации

В Челябинске недавно состоялось общее собрание Союза российских городов. Обсуждалось создание агломераций. Концепцию межмуниципального взаимодействия представил председатель Челябинской гордумы Станислав Мошаров. Что это такое - Челябинская агломерация http://www.chel.kp.ru/daily/26246/3127701/ и зачем она нужна южноуральцам? Разногласия по этой теме возникли в эфире радио «Комсомольская правда» (95.3 FM) у эксперта в области транспортной логистики Якова Гуревича и блогера-урбаниста Александра Полозова.

Справка: городская агломерация - это компактное скопление населенных пунктов с интенсивным развитием производственных, транспортных, строительных, научных и культурных связей.

СКОРОСТЬ КАК КРИТЕРИЙ?

- Какие муниципалитеты войдут в Челябинскую агломерацию?

Александр Полозов:

- Проект Челябинской агломерации включает половину населения области 1,566 млн человек. Состав такой: Челябинск, Копейск, Красноармейский, Сосновский, Еманжелинский, Еткульский и Коркинский районы. На сегодня уже создан координационный совет агломерации, утвержден устав и сформирован высший орган. Совет приступил к разработке Стратегии развития.

Будет лучше, если муниципалитеты, которые де-факто живут в одной «коммунальной квартире», договорятся, как этой квартирой пользоваться. Возникающие при этом вопросы лучше регулировать на бумаге, а не оставлять на откуп личностных отношений между главами муниципалитетов.

Яков Гуревич:

- Область у нас металлургическая, и все металлурги знают, что такое агломерат. Это скопление похожих элементов. Поэтому, когда я слышу про Красноармейский район, где плотность населения почти как в Якутии, и к тому же занимается сельским хозяйством, то не понимаю, какое отношение он может иметь к агломерации?

И еще. В мире существует множество агломераций, но лишь незначительная часть оформлена документально. Ну да, есть возле Челябинска близлежащие населенные пункты. Имея общие интересы, можно их совместно реализовывать, не вступая в долгосрочные юридические отношения.

А.П.:

-У нас ассоциативное соглашение подписало семь муниципальных образований. Это поселения, из которых человек может добраться до областного центра в течение одного часа. По мере улучшения транспортной ситуации с точки зрения доступности число участников агломерации может вырасти.

- Критерий скорости сомнителен. Все ездят по-разному…

Я.Г.

- Действительно, не совсем корректно. В «час пик» за 60 минут до центра Челябинска даже с окраины не доехать - пробки. Так что этот критерий не годится. Вон во Франции страна покрыта скоростными железными дорогами, там и с расстояния 200 километров люди за час доезжают до центра Парижа.

ПАСЫНКИ АГЛОМЕРАЦИИ

- Есть же в мире примеры удачных городских агломераций.

А.П.:

- Чаще всего упоминается Страсбургская межгосударственная агломерация - практически пограничный город, разделенный рекой, где половина живет во Франции, а вторая - в Германии. По степени проработанности она одна из наиболее продвинутых в мире. Есть знаменитый Босваш –условный мегаполис в форме 750-километровой цепочки городов вдоль Атлантического побережья через Бостон, Нью-Йорк, Филадельфию, Балтимор до Вашингтона. Сплошная заселенная территории. Одна городская среда незаметно перетекает в другую, о чем разве что табличка с наименованием города известит или навигатор укажет.

- В Италии по берегу Адриатики совершенная с этой точки зрения агломерация…

А.П.:

- У нас Челябинск с Копейском тоже живут в тесном соседстве. Многие даже считают его восьмым районом города. Сейчас некоторые челябинцы, взволнованные острыми экологическими темами, покупают там жилье и переезжают туда, а в Челябинск ездят на работу. Возникает ситуация: не присоединить ли Челябинск к Копейску. Это серьезная фобия для многих копейчан.

- Чего боятся?

А.П.:

- Оказаться на правах пасынка, видимо. Опасаются, что Челябинск так и будет заниматься своими семью районами, а Копейск окажется последним в очереди… Вероятно, некие страхи возникают и у копейской элиты. Одно дело – быть руководителями «на уровне», другое - стать «всего лишь». Чтобы такого рода инсинуации не могли повлиять на реализацию совместных проектов муниципалитетов, возникло желание зарегулировать эти процессы, создать определенные правила игры.

Александр Полозов: "Челябинцы активно переселяются в пригород и строят там жилье, убегая от промышленных «прелестей» города"

Александр Полозов: "Челябинцы активно переселяются в пригород и строят там жилье, убегая от промышленных «прелестей» города"

ЕВРОСОЮЗ ПО-УРАЛЬСКИ

- Пасынками себя могут ощутить не только копейчане…

А.П.:

- Участие в агломерация добровольное. Можно сказать, это некое подобие Евросоюза, где каждый член имеет право голоса на этапе принятия решения. И у каждого муниципалитета будет один голос, независимо от размера территории. Если решение принято, его должны исполнять все. В принципе, это справедливо.

Смотрите. Сейчас челябинцы активно переселяются в пригород и строят там жилье, убегая от промышленных «прелестей» города. Многие загородные поселки находятся на территории Сосновского района. Люди купили там квартиры или коттеджи, но помимо жилья нужна социально-бытовая и коммунальная инфраструктура, нужны дороги. Челябинский муниципалитет не может профинансировать эти мероприятия. Для него построить дорогу к новому микрорайону на территории Сосновского муниципалитета - это нецелевой расход. В этом случае к мэру Челябинска придет прокурор с вопросами. А в рамках агломерации можно будет договариваться. И чтобы решение серьезных проблем не было завязано на субъективных отношениях, лучше их перевести на бумагу и сделать правилами, от которых трудно увильнуть.

Я.Г.:

- Не вижу особых благ в юридической организации. Копейску безразлично, как взаимодействовать с Челябинском, - в рамках агломерации или нет. Будет он восьмым районом Челябинска или восьмой частью агломерации - роли никакой не играет. Агломерацию будет возглавлять челябинский чиновник, так что Копейск однозначно не будет первым, это ясно. Координировать совместные проекты и сейчас никто не мешает. А если наше дефектное российское законодательство не позволяет взаимодействовать двум территориям, наверное, его просто надо поменять.

Каждая территория имеет свои плюсы и минусы, люди перетекают с одной на другую, исходя из этого баланса. Когда челябинцы купили себе жилье за пределами городской черты, а работать приезжают в Челябинск, это создает серьезную проблему, решения которой нет даже на мировом уровне, - уплата налогов. Если платишь по месту работы - непонятно, как содержать свое жилье. Если там, где живешь, - тогда зачем городу предоставлять тебе работу? Масса проблем. И юридический термин «агломерация» абсолютно ничего не даст.

А КАКИМ ТУТ БОКОМ ГОК?

- Каков срок реализации пилотных проектов?

А.П.:

– 2017 год. К этому моменту нужно разработать и подписать целый комплекс документов, на что Федерация выделяет определенные средства. То есть тема агломерации дает возможность привлечь в регион деньги. Их, например, можно использовать на создание проекта скоростного трамвая между Челябинском и Копейском.

Я.Г.:

- А при чем тут агломерация? У нас ее раньше не было, а трамвай по этому маршруту исправно ходил. Не факт, что подобные проблемы будут решаться после того, когда «под агломерацию» будет создана юридическая база и разработана стратегия территорий. Ни одной годной стратегии в РФ нет. Ни одна из них не выполняется, потому что сделаны с формальными целями.

- Жителей насчет агломерации будут спрашивать? Многие выступят против Сосновского района из-за Томинского ГОКа.

Я.Г.:

- Не говоря о том, хорош он или плох, надо четко понимать: этот проект с городской агломерацией вещи совершенно несовместимые. Они должны быть разделены, ГОК должен быть за ее пределами. И если в таком случае реально создавать агломерацию, то примерно в пределах кольцевой дороги.

А.П.:

- Соглашение об ассоциации «Большой Челябинск» подписали главы муниципалитетов, которые в нее войдут. Этот документ также ратифицирован в представительных органах. Городские депутаты высказались за него. На этом принципиально настаивал председатель челябинской Гордумы Станислав Иванович Мошаров, чтобы придать больше легитимности соглашению. Я не вижу смысла выносить обсуждение на затратный референдум. Лучше эти деньги потратить на созданий дирекции, которая займется, наконец, появлением в области первой внятной стратегии хотя бы на территории, где живет половина всего региона.

КСТАТИ

Какие цели ставит союз муниципальных образований

Станислав Мошаров, президент Союза российских городов, председатель Челябинской городской думы назвал основные цели Челябинской агломерации:

- единая транспортная, инженерная и социальная инфраструктура, единые продуктовые и технологические цепочки предприятий, минимизация социальной напряженности на рынке труда, сбалансированная социальная политика, направленная на общее повышение качества жизни населения.

Инвестиционные проекты в рамках агломерации:

- модернизация транспортной системы;

- логистический центр по переработке и хранению сельхозпродукции;

строительство Центра международного сотрудничества «Атлас»;

- единый полигон переработки и захоронения ТБО.