2016-08-24T01:56:00+03:00

Гляжу в тебя, как в зеркало

История создания и строительства Краеведческого музея
Поделиться:
Комментарии: comments1
Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ
Изменить размер текста:

История создания Областного Краеведческого музея началась в далеком 1913 году, когда группа энтузиастов под руководством ученого географа И.М. Крашенинникова начала сбор музейных коллекций. Официальной датой открытия музея считается июль 1923 г. С этого момента началась его жизнь и его скитания. Дело в том, что за свое более 80-летнее существования, музей не имел собственных помещений, специально построенных для его нужд. Он располагался и в частных помещениях, и в Свято-Троицкой церкви. Только в 2006 году в Челябинске было открыто здание, специально построенное для Областного Краеведческого музея. Именно этот факт поставил наш город в пятерку городов России, имеющих необходимые технологические возможности для хранения и экспонирования сокровищ мирового уровня.

О том, как создавался проект, и строилось здание музея, мы беседуем с его автором – известным челябинским архитектором, председателем правления Челябинского регионального отделения «Союз архитекторов России» Сергеем Якобюком.

- Генплан 1967 года и последующие его редакции определяют основным композиционным стержнем города Челябинска - пойму реки Миасс, - рассказывает архитектор Краеведческого музея Сергей Якобюк. - С градостроительной точки зрения это привлекательное, интересное место, естественная природная ось. Один из основополагающих принципов в градостроительстве это преемственность. И наши предшественники тоже формировали центр города у зеркала реки. У нас многие общественные события, к примеру, ежегодные салюты на 9 мая, День города проходят у Миасса. Неподалеку к нему располагается уникальный сосновый городской бор. Это отличная природная компонента. Эти данные и послужили основой формирования центра города. Здесь и должны строиться интересные градостроительные комплексы, архитектурные ансамбли, крупные общественные здания. Это своеобразная культурная зона в городе, рядом Театр оперы и балета, Филармония, Дворец Спорта, Цирк, кинотеатр «Родина». Конечно, не все реализовано. Система площадей, перетекающих пространств, пешеходного движения, не только вдоль улиц, но и вдоль набережной – все это должно быть учтено при дальнейшем проектировании набережной Челябинска.

- Размещение Краеведческого музея мы видели в центре, у зеркала воды. Тем более, исторически почти в этом месте, но чуть ближе к площади Ярославского, и располагалась Челябинская крепость. Я видел здание музея именно в этом месте. Безусловно, оно вызывало споры. Но мы убедили и коллег и власти города и области. Проект реализовывался при поддержке губернатора Челябинской области Петра Сумина.

Был объявлен конкурс проекта Краеведческого музея, было очень много вариантов, но они очень «плавали». Сложность вызвана тем, что с улицы Елькина, шли два больших коллектора с ливневой канализацией. И никто не мог «посадить» здание, вписать его. И когда уже наступило время «Ч», пришлось брать ответственность на себя. Я сориентировал здание по двум осям. Первая – это центральный вход, который открывается на улицу Елькина, таким образом, мы обошли проблему ливневки. И второй осью стала липовая аллея, которая шла через Сад камней. К сожалению, этот сквер потом снесли. Там образовался вход, параллельно с улицей Труда. В итоге сложилась и площадка перед памятником композитору Прокофьеву. Соавтором проекта стала архитектор Елена Ракульцева.

Естественно, вся основная пластика северного фасада была ориентирована на зеркало воды. Конечно, основной идеей здания Краеведческого музея стали образы Урала, камней, крепости. Разумеется, современная интерпретация скальных выходов.

Цвет фасаду задали окружающие здания: Филармония, и Театр оперы и балета, которые выполнены в светлых охристых тонах. Здание музея должно тоже поддерживать эту колористку, респондироваться с зеркалом воды. К сожалению, здание строилось в не самые лучшие для области годы, на многом экономили. К примеру, мне не удалось убедить заказчика облицевать пилоны в интерьере камнем. Тем не менее, для лестниц и цоколя был использован полированный гранит Султаевского месторождения. На фасаде были установлены витражи с золотистым напылением. Но с течением времени цвет немного поблек. Все отделочные материалы обсуждали очень строго, долго спорили, какие-то вещи стали результатом компромисса.

- Надо сказать, что прямых норм на музейные сооружения нет, - продолжает Сергей Якобюк. - Поэтому мы были вольны предлагать свои решения. Во внутренних планировках анфилады залов – светлых, освещенных, глухих, переходных. Сделали тематико-экспозиционный план, без этого музей не сделать. Мы запланировали одну небольшую экспозицию, остальное - залы для выставок, симпозиумов. Мечтал, чтобы там экспонировались и коллекции из Эрмитажа, уникальные редкие коллекции.

Кроме того, планировочные решения заключались в том, что есть два входа, которые могут работать раздельно. Поток посетителей можно пустить через один вход и вывести с другого, а можно с одной закольцевать, не повторяя маршрут.

Мастерские для реставрации, административный и лабораторный блоки – выходили на ул. Труда.

Запроектировано было и кафе, которое могло работать и на музей и на Набережную. Но потом от этого отказались, я убежден, что это ошибка. К примеру, в соседнем Екатеринбурге один из самых престижных ресторанов находится с выходом на городской канал. Сюда привозят всех важных гостей, чтобы продемонстрировать респектабельность и красоту города.

Кроме того, ошибкой считаю и строительство забора вокруг музея. Этот градостроительный нонсенс. Не закончен, к сожалению, и сквер. То есть сейчас набережная пока плохо организована. Она еще ждет своего развития.

В музее была сделана серьезная инженерная система: кондиционирование, вентиляция. Там стоят психрометры – приборы, анализирующие влажность воздуха, это важно для коллекций работ по живописи, графики. В цокольном этаже были предусмотрены большие залы с библиотекой, чтобы можно было проводить мероприятия.

Кроме этого там есть видовые площадки с эксплуатируемой кровлей, то есть по замыслу, люди могли сидеть на этих террасах в кафе и любоваться на панораму города. Присутствуют террасы у набережной и со стороны улицы Труда для открытых экспозиций.

Завершая беседу, отмечаем, что не все идеи авторов проекта удалось воплотить в жизнь в процессе строительства. И, тем не менее, сегодня мы признаем: Краеведческий музей стал самым масштабным культурным проектом в регионе начала 21 века.

Организатор проекта

Партнеры

Еще больше материалов по теме: «Прогулки по челябинскому циферблату»

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также