Премия Рунета-2020
Благовещенск
+9°
Boom metrics
Общество2 ноября 2015 7:14

Восемь дней в Поднебесной, или Китай ищет героев. Часть 1

Журналист «КП» вместе с бывшими русскими эмигрантами из Харбина, а также российскими и китайскими писателями, провел неделю на северо-востоке КНР [фото]
Источник:kp.ru

- Дороги, ты посмотри, какие они понастроили дороги! Они ж на этих дорогах и поднялись! - весь путь от Харбина до Муданьцзяна восклицала Наталья Николаевна Заика, родившаяся в Харбине и покинувшая столицу КВЖД в 1961 году в двадцатилетнем возрасте. Сейчас женщина - яркий представитель русской харбинской эмиграции, живет в Сиднее и привезла на свою родину детей и внука.

Действительно, мы, привычные к ямочному ремонту, к оправданиям типа «асфальт не выдерживает морозов» и прибауткам вроде «дорога для русского это не место, а направление, куда он решил поехать», больше недели колесили по не самой богатой северной провинции Китая, и везде дорога была, как атласная лента. Пять городов, крупных, как Харбин, или маленьких, как станция Хындэхызы, - и при этом даже простые придорожные бензозаправки похожи на наш железнодорожный вокзал с комнатой отдыха, кафе, залом ожидания. Пусть через дорожное полотно - бескрайние поля кукурузы и ни души, и названия населенных пунктов и пожелания «Счастливого пути» вырублены иероглифами на больших камнях, как в средневековье. Но заправка выглядит маленькой аккуратной виллой, а не щитовым домишкой временщика. Сельские мазанки как вид, похоже, исчезли с карты провинции Хэйлунцзян. Хорошая дорога и длинные переезды располагают к размышлениям и наблюдениям. Вот что я увидела за восемь дней.

Русское присутствие в Харбине и не только

Почти час мы ехали из харбинского аэропорта к месту проведения Второго литературного форума - основного мероприятия, на которое меня, амурчанку, пригласили в составе российской делегации писателей и журналистов.

За окнами китайского микроавтобуса то резко взмывали вверх многоэтажные новостройки среди бескрайних желтых полей кукурузы, то поля резко заканчивались и начинались невысокие дома. Потом - снова посевы, где кукурузой засажены даже верхушки сопок.

Китай, он вообще отличается контрастами. Поля и города словно нарезаются по линейке: вот тут по линии город с бетонными сотами по тридцать этажей, а сразу за ним - кукуруза. Понятие пригорода отсутствует. Поразил меня большой многоэтажный дом на несколько десятков квартир, с огороженной территорией, мощеным двором, ждущий людей. Только стоял он возле дороги, окруженный тростником и все той же кукурузой, которая начиналась сразу за забором-сеткой. До следующей ближайшей человеческой постройки было несколько километров.

- Кукуруза, рис и соя - то, что мы выращиваем в своей провинции, - рассказывают наши экскурсоводы. - Риса снимаем только один урожай в год, не так, как на юге, но зато он очень качественный. Высоко ценится в Китае. Кукурузы нам нужно много. Мы делаем из нее масло, муку, корм для животных. Соя - то же самое. И часто смешиваем эти два масла, чтобы готовить еду. А в России готовят на соевом масле? Нет? А почему? Это же полезно!

За разговорами о кулинарных предпочтениях вдруг понимаю, что Харбин мы объезжаем и едем дальше, куда-то в поля. Но дорога по-прежнему гладкая и ровная. Подъезжаем к большой территории, огороженной высоким деревянным забором. Надо знать, что такой расход дерева для Китая не типичен: забор из досок - дорогое удовольствие, а тут не доски - бревна!

- Пресс-канцелярия правительства Хэйлунцзян надеется, что вы будете чувствовать себя здесь, как дома, - говорят наши хозяева, и мы входим в деревянные ворота в стиле сказок Александра Роу.

Дальше несколько дней мы жили в этих самых сказках, вернее, в их декорациях. Нет, не буду обижать гостеприимных хозяев: на стилизованной под русские и европейские усадьбы территории находится большой благоустроенный туристический комплекс «Русская усадьба «Волга». Построенный, кстати, не для русских, а для своих. Ее хозяин и вдохновитель разместил на 600 тысячах «квадратов» все, что представляет себе иностранец, когда он слышит слово «Россия». Тут и расписные терема, и купеческий дом с широким подворьем, и барская усадьба с колоннами, и православная церковь с куполами. Даже средневековая крепость с башнями есть, и ресторан у пруда «Якорь» в виде корабля. Пруды с ивами и беседки, античные статуи то тут, то там. Сруб колодца есть, и статуя Пушкина. Наверное, в расположении всего этого должна быть какая-то система, но уловима она только китайцами, а у русских эмигрантов вызывает улыбку или ворчание: «Куда они голую девицу рядом с церковью поставили?!», «Кто же возле деревянного дома ставит греческого Персея?!»

Гулять по территории можно целый день. А можно снять номер и жить в атмосфере «России, которую мы потеряли». Питаться, кстати, можно «окитаенной» русской едой, приготовленной руками русской поварихи - дородной, колоритной Татьяны. Ее портрет, как достопримечательность, вывешен в лифте самой европейской из гостиниц. Татьяну мы видели лично: дама нарезала нам на званом европейском обеде с борщом и икрой жаркое из большой свиной туши.

В общем, «Усадьба «Волга» - хорошо, качественно выполненный салат из всех тех образов, которые составляют понятие русского стиля в голове простого азиата. Но, знаете, салат этот сделан с любовью и интересом к ингредиентам. С уважением, пусть даже и несколько наивным.

«Русские научили нас печь хлеб и делать колбасу!»

За неделю пребывания еще не раз пришлось сталкиваться с русским влиянием в Харбине.

- Русские научили нас печь хлеб, пить молоко, делать колбасу. Благодаря русским мы варим пиво и ездим по железной дороге, - без тени иронии говорят харбинцы. Как простые люди, так и профессор, и бизнесмены северо-востока и не подумают отрицать, что без КВЖД, построенной руками наших соотечественников, по сопкам Манчжурии до сих пор ходили бы хунхузы и тигры.

Кстати, харбинская колбаса - известный бренд в Китае. Ее покупают как сувенир в подарок. Ароматные мясные полуколечки заезжих русских удивляют разве что своей похожестью на нашу копченую ратимировскую «Охотничью». Но, дорогие мои, вгрызитесь зубами в харбинскую колбасу и запомните ее вкус - она из мяса! Больше вы такой в Китае не найдете: везде вам будут подавать сладковатые, наполовину соевые кусочки с невыраженным вкусом. Они же полезные. А харбинское пиво известно даже в США, завод по его производству перекуплен заокеанскими партнерами.

Русское присутствие в Харбине чувствуется на каждом шагу, особенно в историческом центре. Не без гордости сами харбинцы говорят: «Нас называют восточной Москвой или восточным Парижем». Тут не поспоришь - архитектура сохранилась. Почти все здания, создающие образ Харбина, построены русскими: и универмаг Чурина с узнаваемым стилем, и музыкальный мост, и вокзал, да всего и не перечислишь.

Продолжение следует...

В следующей части вы узнаете о русском гражданском кладбище в Харбине как о примере «поворота к России».