Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Наука21 мая 2018 11:20

Скандалы на полюсе: Амундсен выгнал русского моряка ради племянника, а Берд подделывал дневники

Покорение северной верхушки планеты великими воздухоплавателями было окружено некрасивыми историями [фото, инфографика]
Дирижабль «Норвегия» над Шпицбергеном

Дирижабль «Норвегия» над Шпицбергеном

Фото: ru.wikipedia.org

21 мая в России отмечается День полярника. В 20-е годы прошлого века произошло событие, считавшееся заоблачным подвигом. И даже сейчас что-то героическое в нем явно есть...

Итак - в мае 1926 года воздушное судно не только достигло Северного полюса, но и двинулось дальше, проложив трансарктический путь с одного континента на другой. Практическая ценность перелета - в доказательстве преодолимости этого направления. Научная ценность - в изучении огромной территории, которая была на картах во всех смыслах белым пятном.

Совершил это путешествие на дирижабле «Норвегия» знаменитый исследователь и первооткрыватель Руаль Амундсен в компании с капитаном Умберто Нобиле и миллионером Линкольном Элсуортом. Дело действительно было великое. И все участники по праву получили свою долю славы - особенно Амундсен, который этим полетом ставил жирную точку в своей карьере. Однако сладкий вкус победы горчил из-за нескольких, мягко говоря, некрасивых историй...

Скандал 1: Русского - за борт!

Руаль Амундсен был велик и как путешественник, и как человек. Тем страннее его поступок по отношению к единственному русскому члену экипажа, который мог стать первым представителем страны Советов на Северном полюсе.

Заметка в "Комсомольской правде" 4 мая 1926 года о том, что дирижабль "Норвегия" прибыл в Ленинград

Заметка в "Комсомольской правде" 4 мая 1926 года о том, что дирижабль "Норвегия" прибыл в Ленинград

- В предыдущую - неудачную - попытку штурма высоких широт на корабле «Мод» норвежецу приглянулся русский радист Геннадий Олонкин. Неудивительно, что именно его пригласили в полет в качестве радиотелеграфиста, - рассказал историк воздухоплавания Юрий Дружинин в эфире Радио «Комсомольская правда». - Олонкин прекрасно справлялся со своими обязанностями во время перегона дирижабля из Рима. Однако перед самым стартом Амундсен неожиданно исключил Геннадия из состава экспедиции. Якобы из-за болезни уха.

Геннадий Олонкин (третий слева) — русский, которого не взяли на полюс

Геннадий Олонкин (третий слева) — русский, которого не взяли на полюс

Как выяснилось позже, русский оказался здоров. Истинной же причиной поступка руководителя было желание включить в интернациональный экипаж еще одного норвежца - своего племянника, - дабы достичь численного перевеса перед американцами и итальянцами.

Отлет «Норвегии»

Отлет «Норвегии»

Олонкин плакал, смотря вслед медленно уплывающему дирижаблю.

Заметка в "Комсомольской правде" 6 мая 1926 года о вылете дирижабля

Заметка в "Комсомольской правде" 6 мая 1926 года о вылете дирижабля

Племянник-норвежец на старт опоздал...

Заметка в "Комсомольской правде" 6 мая 1926 года о вылете дирижабля

Заметка в "Комсомольской правде" 6 мая 1926 года о вылете дирижабля

Скандал 2: Украденная победа

«Норвегия» уходила из Рима, где была построена, с большой помпой. Сотни газет и радиостанций по всему миру следили за ее маршрутом, подробно сообщали о планах.

Самолет Берда "Жозефина Форд", на котором он якобы долетел до полюса

Самолет Берда "Жозефина Форд", на котором он якобы долетел до полюса

Частный самолет «Фоккер» под управлением офицера ВВС США Ричарда Берда в тех же числах вылетел из Бостона. Этот старт освещали гораздо скромнее. Хотя планы пилота были более грандиозными - опередить дирижабль и стать первым летчиком, покорившим Северный полюс.

Амундсен (справа) поздравляет Берда после возвращения

Амундсен (справа) поздравляет Берда после возвращения

Берд так спешил, что дважды едва не угробил самолет при неудачных попытках взлететь со Шпицбергена - с того же места, откуда планировал стартовать Амундсен. Последнюю попытку он предпринял 9 мая 1926 года, за два дня до старта «Норвегии». Перегруженный самолет чудом оторвался от земли и лег на курс.

Позже Берд писал в отчете, что держал путь строго на север по 11° восточной долготы и 9 мая в 9 часов 2 минуты достиг полюса, сделал над ним большой круг, уточнил местоположение с помощью астрономических приборов и через 13 минут повернул обратно.

Доклад Берда о том, что он стал первым летчиком на Северном полюсе

Доклад Берда о том, что он стал первым летчиком на Северном полюсе

Проведя в воздухе 14 часов 40 минут при идеальных метеорологических условиях, самолет благополучно достиг Шпицбергена и приземлился в том же месте, откуда стартовал.

В этот миг по большому счету экспедиция «Норвегии» потеряла смысл: Амундсен стал бы только вторым воздухоплавателем на полюсе. Единственное, чем он мог запомниться, - совершить трансарктический перелет. Однако экипаж не был уверен, что это удастся. При малейшей поломке путешественники были готовы повернуть обратно.

Обложка американской газеты о том, что Берд покорил серверную вершину планеты

Обложка американской газеты о том, что Берд покорил серверную вершину планеты

- Но Амундсен не расстроился. Он даже первым подошел поздравить Берда на аэродроме, - рассказывает историк воздухоплавания Юрий Дружинин. - После гибели Скотта в Антарктиде, в смерти которого норвежец винил отчасти и себя, он перестал увлекаться спортивной стороной достижений. Отныне его интересовали лишь наука и прославление родины. Потому Амундсен все равно отправился в путь.

История доказала мудрость великого полярника. Берд считался первым летчиком, пролетевшим над Северным полюсом, до 1996 года. Пока при исследовании его полетного дневника не обнаружились следы подчисток. Берд соврал: до полюса он не долетел. А в истории остаться очень хотелось...

Заметка в "Комсомольской правде" 14 мая 1926 года, в которой высказываются сомнения, что Берд был на полюсе

Заметка в "Комсомольской правде" 14 мая 1926 года, в которой высказываются сомнения, что Берд был на полюсе

Скандал 3: Ссора великих

Миссия дирижабля была выполнена на 100%. Техника не подвела. А вот люди... На борт «Норвегии» Амундсен и Нобиле входили друзьями. Сошли - врагами. За время совместной работы накопилось много мелких обид. Главное - они так и не смогли определиться, кому же должна достаться слава лидера отважной экспедиции. Нобиле считал, что ему - как создателю и командиру дирижабля. Амундсен - что ему, как идейному вдохновителю, а итальянец был лишь... извозчиком. Рассорились они жутко и больше не общались.

Северный полюс! (съемка сброса флагов с «Норвегии» над макушкой планеты)

Северный полюс! (съемка сброса флагов с «Норвегии» над макушкой планеты)

Заметка в "Комсомольской правде" 13 мая 1926 года о том, что дирижабль "Норвегия достиг Северного полюса

Заметка в "Комсомольской правде" 13 мая 1926 года о том, что дирижабль "Норвегия достиг Северного полюса

Однако это не помешало Амундсену первому броситься на помощь Нобиле, когда тот с командой потерпел аварию во льдах на другом дирижабле (об этой истории снят фильм «Красная палатка»).

Книга Умберто Нобиле.

Пассажирская гондола дирижабля

Пассажирская гондола дирижабля

Пассажирская каюта дирижабля

Пассажирская каюта дирижабля

Заметка в "Комсомольской правде" 15 мая 1926 года об окончании экспедиции Амундсена

Заметка в "Комсомольской правде" 15 мая 1926 года об окончании экспедиции Амундсена

Во время спасательной операции Руаль Амундсен пропал без вести. Его могилой стала Арктика, которую он любил всем сердцем.

Фото: Рушан КАЮМОВ, Евгений САЗОНОВ

Фото: Рушан КАЮМОВ, Евгений САЗОНОВ