Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+12°
Boom metrics
Общество21 июня 2016 14:40

Янтарная комната и еще пять шедевров, которые бесследно исчезли во время Великой Отечественной

Сокровища Романовых, которые после 1945 года больше никто никогда не видел
Янтарная комната считается символом музейных потерь во время войны

Янтарная комната считается символом музейных потерь во время войны

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

Готовить музейные ценности к эвакуации сотрудники петербургских музеев начали с первых же дней войны. Вглубь страны отправлялись вагоны с шедеврами живописи и скульптуры, изделия из фарфора и стекла, и ткани. И все же, когда немцы стали подходить к Ленинграду, в бывших царских резиденциях еще оставались сокровища.

В 90-е годы в России начали работу над сводным каталогом утраченных музейных ценностей. Перечень с коротким описанием объектов составил пятнадцать томов! Согласно этим данным, музеи Пушкина, Павловска, Гатчины и Петергофа все вместе потеряли более 93 тысяч экспонатов! «Комсомолка» составила небольшой список самых значимых шедевров, которые после войны больше никто и никогда не видел.

ЯНТАРНАЯ КОМНАТА

Янтарная комната ФОТО: Википедия

Янтарная комната ФОТО: Википедия

Янтарную комнату часто называют «венцом» наших потерь в годы Великой Отечественной войны. Это если говорить об искусстве.

Она была создана в 1709 году мастером Андреасом Шлютером для прусского короля Фридриха I. Позже его сын преподнес панели в дар Петру I.

В годы Великой Отечественной войны Янтарную комнату не эвакуировали из-за ее хрупкости. Сотрудники провели консервацию на месте: панно оклеили бумагой, затем марлей, обложили ватой и закрыли деревянными щитами.

Но фашистов это не остановило. Доподлинно известно, что после взятия Пушкина, Янтарную комнату выставляли в Кенигсбергском дворце, но затем она оттуда пропала. Существует несколько версий ее исчезновения. По одной из них, сокровища сгорели во время бомбардировки города. Но специалисты полагают, что панели все же успели вывезти.

- Слишком высоко комната ценилась и Гитлером, и Герингом. Вполне возможно, что эвакуировали ее по частям и в разных направлениях. Если Янтарная комната находится у кого-то на руках, то найти ее можно лишь в случае продажи через аукцион. Если человек попытается пристроить пристроить ценности по договоренности частному лицу, то мы никогда об этом не узнаем, - говорит заместитель директора ГМЗ «Царское Село» по научной и просветительской работе Ираида Ботт.

КРЕСЛО ИМПЕРАТРИЦЫ ЕЛИЗАВЕТЫ

Кресло-кровать императрицы Елизаветы ФОТО: ГМЗ "Царское село"

Кресло-кровать императрицы Елизаветы ФОТО: ГМЗ "Царское село"

Уникальное кресло-кровать попало в Царское село с тульских оружейных заводов в 1752 году. Это был подарок известного русского промышленника Никиты Демидова императрице Елизавете.

- Кресло отличалось необычной конструкцией и декором, - рассказали «Комсомолке» в музее-заповеднике «Царское Село». – Ажурную спинку венчал вензель императрицы «EP», что означало «Elisabeth Petrovna». Монограмма размещалась под короной, которую поддерживали два ангела.

Глядя на кресло, невозможно представить, что оно могло легко трансформироваться в кровать. Тем не менее, спинка была откидной, а в конструкции скрывались выдвигающиеся ножки-подпорки.

Кресло было выполнено тульскими мастерами из стали с вкраплением золоченной и посеребренной меди. В Екатерининском дворце оно простояло почти два века.

- Перед войной кресло не успели эвакуировать. Оно бесследно исчезло в годы оккупации Пушкина, и где сейчас находится – неизвестно, - говорят в Царском Селе.

ПАРНЫЕ ПАГОДЫ ИЗ ФАРФОРА

Парные пагоды ФОТО: ГМЗ "Царское село"

Парные пагоды ФОТО: ГМЗ "Царское село"

С китайского языка «пагода» переводится как «башня сокровищ». В Непале, Индии, Китае, Корее и Японии так называют многоярусные строения, которые используют в качестве храмов.

В Царском Селе они были выполнены из…фарфора. Над воплощением шедевра в жизнь трудились мастера императорского фарфорового завода.

- Пагоды обладали внушительным размером и были украшены многоцветной росписью. Их выставили в Китайском зале, где они отлично дополняли коллекцию дальневосточного фарфора конца XVII – середины XIX веков. Безусловно, их можно признать шедевром фарфорового искусства, - говорят сотрудники музея-заповедника «Царское село».

Кстати, проектировщиком зала был Чарльз Камерон – известный итальянский архитектор, который приехал в Россию по личному приглашению Екатерины Великой. Теперь пагоды остались только на фотографии, которая была сделана еще до войны. Две светлые башенки с нежной росписью стоят справа и слева от камина. На них проработаны даже самые тончайшие детали – мелкие узоры и балкончики на этажах. В Царском селе пагоды считают одной из самых страшных потерь для всей коллекции фарфора.

Будучи хрупким произведением искусства, они вполне могли погибнуть в оккупации. Но могли быть и вывезены из Пушкина вместе с Янтарной комнатой и другими сокровищами Царского Села.

ФОНТАНЫ ПЕТЕРГОФА

Фонтан "Тритоны"

Фонтан "Тритоны"

Фото: Тимур ХАНОВ

После войны шикарный Петергоф лежал в руинах. От Большого дворца, которым некогда гордился Петр I, остались лишь выгоревшие и разрушенные стены. В прах превратился и легендарный Большой каскад.

Сотрудники музея изо всех сил старались эвакуировать как можно больше экспонатов. Но немцы подходили, и было понятно, что часть останется на месте. Чтобы спасти фонтанные скульптуры, их прятали в тайниках на территории парка. За время оккупации Петергоф лишился шестнадцати тысяч шедевров! Немцы уничтожали или вывозили все, что представляло хоть какую-нибудь ценность от плафонов до картин. Но самой большой потерей сотрудники музея считают фонтаны Большого каскада.

- Мы потеряли статуи «Самсон», «Нева», «Волхов» и группу «Два тритона». Все они были установлены в царской резиденции в начале XIX века, когда свинцовые скульптуры меняли на бронзовые. Во время войны немцы вывезли их из Петергофа. С большой долей вероятности можно предположить, что статуи переплавили для нужд фронта, - рассказали в пресс-службе ГМЗ «Петергоф».

После войны Большой каскад пришлось восстанавливать почти с нуля. Утраченные скульптуры воссоздали, и они по сей день радуют глаз посетителей.

БИБЛИОТЕКА РОССИ

Библиотека Росси ФОТО: ГМЗ "Павловск"

Библиотека Росси ФОТО: ГМЗ "Павловск"

Библиотеки семьи Романовых всегда славились изобилием книг по самым разным тематикам: искусство, политика, история, различные науки. В Павловске находилось собрание из двадцати тысяч томов! Это не считая коллекции минералов, медалей, монет, гравюр и гербариев.

Библиотека строилась по проекту легендарного архитектора Росси в 1822-1824 годах. Вдоль стен протянулись длинные шкафы из волнистой березы, витрины и столы. Вся эта роскошь погибла во время пожара 1944 года, когда нацисты подожгли дворец, и он, словно факел, полыхал три дня и три ночи. Но книги были украдены. Сотрудники Павловска не теряют надежды, что однажды им удастся вернуть домой хотя бы часть коллекции.

- Эти книги надо искать. Иногда они мелькают в частных коллекциях, антикварных магазинчиках Германии, Австрии, США. Порой нам приходят письма от людей, которые где-то их видели. Опознать книги не сложно – на каждой стоит печать Павловского дворца и номер. Мы стараемся вернуть коллекцию, но часто наши осведомители перестают отвечать, связь обрывается, и мы так и не можем установить точно, где они видели книги, - рассказал «Комсомолке» главный хранитель Павловского дворца Алексей Гузанов.

Два года назад произошло практически чудо. Семейство Шуленбургов передало в музей 135 книг из коллекции. Когда-то Гитлер сам подарил их дипломату Фридриху-Вернеру фон дер Шуленбургу. Позже он станет участником заговора против фюррера.

- Книги вернулись к нам в шикарном состоянии, на некоторых только была вырезана печать дворца, - говорит Гузанов.

АМУР С БАБОЧКОЙ НА ПЛЕЧЕ

Статуя Амура ФОТО: ГМЗ "Павловск"

Статуя Амура ФОТО: ГМЗ "Павловск"

Изящная скульптура из белого мрамора «Амур, снимающий с крыла бабочку» появилась в Собственном садике императрицы Марии Федоровны в начале XIX века. Ее автором стал английский мастер Томас Бенкс. Даже в царские времена для России его работы были большой редкостью, что уж говорить о современности.

- На моей памяти, в нашей стране нет ни одного музея, который бы владел работами Бенкса, - рассказывает Алексей Гузанов.

В садике у Павловского дворца скульптура занимала центральное место. К ней вели все дорожки. Императрица Мария Федоровна так любила эту работу, что поставила ее на главную площадку. Хотя раньше там находилась статуя Флоры.

В 1941 году скульптуру не успевали эвакуировать и спрятали в тайник в парке. Упаковали как следует, и закопали в землю. Но после войны ее не обнаружили на месте. Скорее всего, фашисты вывезли ее из Павловска.

Амур потерялся и после войны его больше никто никогда не видел. Интересно, что это была штучная работа – ее копии не существует. В Павловске сохранилась лишь архивная фотография. Возможно, что для будущих поколений эта карточка будет единственной возможностью ознакомиться со скульптурой – в реальности ее пока не восстановили.