Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Общество26 июля 2016 22:00

Федор Конюхов: Я почти не спал все 11 суток полета

После окончания своей невероятной экспедиции вокруг земли 64-летний первопроходец рассказал «КП», как он провел эти дни и ночи на грани выживания [видео]
Федор уверяет, что весь полет спал по одной секунде: брал в руку ложку и, пока она летела на пол, успевал восстановить силы. Этой технике его научили монахи. Фото: ГК «Мортон»

Федор уверяет, что весь полет спал по одной секунде: брал в руку ложку и, пока она летела на пол, успевал восстановить силы. Этой технике его научили монахи. Фото: ГК «Мортон»

Два года подготовки кругосветного путешествия, год на постройку самого большого в мире воздушного шара «Мортон», месяцы ожидания нужной погоды для старта, 11 суток и 6 часов над землей. И вот невероятный перелет позади. 23 июля в 11.11 по московскому времени Федор Конюхов сумел успешно зайти на посадку и приземлиться на западе Австралии.

По мнению всех мировых специалистов, перелет Федора Конюхова был идеальным, если можно так назвать эти дни и ночи на огромной высоте на грани выживания. Это сейчас Федор Филиппович много шутит и совсем скупо рассказывает про опасности, с которыми пришлось столкнуться. Вроде бы и не висела его жизнь на тросах, привязанных к 56-метровому шару. Так, прогулка по воздуху вокруг земли. И, только когда Конюхов спокойно так, между делом, вдруг говорит, что пришлось выбросить почти всю еду и воду, понимаешь - это был настоящий подвиг человеческого духа и высочайший профессионализм.

«Сразу после приземления съел борщ»

- Федор Филиппович, поздравляем! Мы следили за вашим перелетом, верили, что у вас все получится, но все равно потрясены! Как провели первые часы на земле?

- Обнял сыновей, жену, внуков - я так долго этого ждал. Поблагодарил всех, кто участвовал в экспедиции, - меня же с земли постоянно вели, все контролировали. Съел борщ - жена к моему приземлению приготовила - и спать пошел.

- Наверное, долго спали?

- Наконец-то отоспался! Пять часов проспал.

- Вы шутите? Только пять? Вы же в полете лишь по 20 - 30 минут спали.

- В полете я совсем не спал. Не мог позволить - приходилось все время контролировать движение шара, следить за приборами.

- 11 суток без сна? Разве это возможно?

- Только подготовленному человеку. Еще перед одиночными кругосветками на лодке я тренировался и освоил старую технику наших монахов: они брали двумя пальцами ключ и учились отдыхать за ту секунду, пока он падает на землю. В гондоле ключа у меня не было, поэтому я брал ложку. Как только глаза закрывались, она со звоном падала на дно, я просыпался и снова мог работать - за эту секунду успевал восстановиться. Так весь перелет.

- Невероятно. Неужели хватало энергии - вам ведь приходилось быстро думать и принимать решения, от которых зависела жизнь...

«Температура в кабине была минус 15»

- Я хорошо подготовился еще на земле, Оскар, мой сын, и все специалисты, которые вели перелет, очень помогали. Но это правда, нужны и подготовка, и опыт - ведь ты в воздухе один, никто не поможет, должен все проблемы устранить сам, это даже не технически, а морально тяжело.

- А когда было тяжелее всего?

- В первый день было тяжело, а с каждым днем еще тяжелее. В первый день было холодно, а с каждым днем еще холоднее... Самый опасный момент, я считаю, был над Атлантическим океаном, в грозовом циклоне, когда шар стало сносить к Антарктиде. Там же полярная ночь, темнота, минус 50, а то и больше за бортом. Если бы понесло над Антарктидой, то топлива могло бы до финиша не хватить, а еще снежные облака, буря, три горелки задуло, и они обледенели... Но с божьей помощью справились.

- Печка же тогда вышла из строя - как вы не замерзли?

- Да, пришлось померзнуть. Кабина моя не герметична, поэтому внутри было где-то минус 15 - наледь на всех приборах, те, что с сенсорными экранами, сломались. Но я придумал, как построить новую систему отопления: тепло из горелок направить внутрь кабины, отогревал приборы. Ничего, выжил.

- А еда? Вы же теплой водой должны были сухие каши и бульоны разводить. Воду нагреть удалось?

- Еда моя в пакетах тут же в куски льда превратилась. Я ее выбросил как балласт перед посадкой. И замерзшие бутылки с водой тоже.

- А что же ели?

- Да мне много не надо. Воду по чуть-чуть отогревал - пол-литра в день хватало.

- Были моменты, когда жалели, что решились на такой сложный перелет?

- Я ко всем своим экспедициям готовлюсь долго, жду их годами, поэтому получаю только радость. Как-то во время моего перехода по Тихому океану на весельной лодке подумал: все, брошу экспедицию. Трудно тогда было очень. Но сразу другая мысль пришла: вот Конюхов экспедицию бросит, а скажут, что это не Федор Филиппович не смог, а Россия не смогла. Нет, не брошу: я же не для себя эти рекорды ставлю - для страны.

По мнению всех мировых специалистов, перелет Федора Конюхова был идеальным, если можно так назвать эти дни и ночи на огромной высоте на грани выживания. Фото: ГК «Мортон»

По мнению всех мировых специалистов, перелет Федора Конюхова был идеальным, если можно так назвать эти дни и ночи на огромной высоте на грани выживания. Фото: ГК «Мортон»

В БЕЗДНУ

Теперь - на батискафе в Марианскую впадину

Только спустившись с небес, Федор Конюхов уже приступил к работе над проектом «Погружение в Марианскую впадину в батискафе».

Такой уж он человек - не сидит без приключений. И прямо с высоты его тянет в темные глубины. На очереди у Федора Филипповича - погружение в Марианскую впадину, самую глубоководную точку мирового океана - 11 022 метров под водой. Но не в одиночку - второе кресло в суперсовременном батискафе, который взялись построить австралийские специалисты, займет его старинный друг и коллега по экспедициям Артур Чилингаров - ученый-океанолог, президент полярной академии.

До российских путешественников на дно Марианской впадины опускались только два батискафа - в 1960 году французский экипаж, а в 2012-м - американский. Космос кажется туристическим местом в сравнении с этой подводной бездной. Но оба батискафа пробыли на дне лишь несколько минут и, оттолкнувшись, начали всплытие. Идея российских исследователей - пробыть на глубине двое суток, чтобы успеть провести уникальные исследования, которые будут иметь не только научную ценность, но и практическую. Для обоснования претензий на расширение границы континентального шельфа в Арктике нашей стране понадобится провести дополнительные изыскания, включая подводные. Опыт, полученный во время погружения в Марианскую впадину, будет незаменим для дальнейшей работы в российском секторе Северного Ледовитого океана.

БИНГО!

Букмекеры уже делают ставки на новый рекорд

А самый крупный выигрыш на кругосветном перелете Конюхова составил 20 тысяч рублей

Это уникальный случай, когда сами букмекеры рады тому, что выиграли их клиенты. Подавляющее большинство игроков поставили на то, что кругосветный перелет Федора Конюхова удачно завершится и пилот воздушного шара «Мортон» поставит мировой рекорд.

- Самый большой выигрыш составил 20 тысяч рублей, - рассказывает Максим Афанасьев, заместитель генерального директора по трейдингу букмекерской конторы «Лига ставок». - Сначала ставок на победу Конюхова было не очень много, но день за днем число тех, кто заключал пари на его успех, становилось все больше. Мы сами следили за перелетом и, несмотря на бизнес, желали ему только победы! И ничуть не расстроились, когда наши клиенты выиграли вместе с Конюховым. Сейчас ждем подробностей его нового путешествия и снова будем предлагать пари. Уверен, что они будут необычными, ведь с Федором Филипповичем не заскучаешь.