Можно проехать и на велосипеде, если снега нет!
Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ
Разрабатывает новую маршрутную схему Челябинский институт генерального плана и транспорта под руководством Александра Павлюченко. По его словам, концепция включает в себя развитие трамваев и троллейбусов как опоры всей системы. В частности, планируется пустить по улицам скоростные трамваи.
Этот вопрос мы обсудили в эфире радио «Комсомольская правда» (95,3 FM). В нашей студии — доцент кафедры автотранспорта ЮУрГУ Николай Горяев и член Общественной палаты Челябинска Дмитрий Чудиновский.
ОПРОСИЛИ 111 ТЫСЯЧ ПАССАЖИРОВ
— История началась много раньше, нежели был объявлен конкурс, — говорит Дмитрий Чудиновский. — Этому предшествовал первый этап сбора аналитической информации о том, куда и на чем ездят челябинцы. И занимались этим сотрудники и студенты кафедры автотранспорта ЮУрГУ.
— Мы выясняли путем опросов, куда ездят горожане в течение недели, — говорит Горяев. — Мы работали на конкретных маршрутах, в соответствии с указаниями городского Управления транспорта. Считали пассажиров в муниципальном и частном общественном транспорте. Спрашивали, куда люди едут, приходится ли им пересаживаться. Итогом работы была корреспонденция пассажиров: откуда выехали, куда и чем добираются. Задание выполнили, передав аналитику в Управление транспорта. Далее 111 тысяч наших корреспонденций нужно было перевести в электронный вид, «загнать» в определенную программу.
— В техзадани Управления транспорта, которое получили сотрудники ЮУрГУ по опросу пассажиров, был изъян, — уверен Дмитрий Чудиновский. — Опрашивали только тех, кто пользуется общественным транспортом. Но мы же знаем, что масса горожан в последние годы пересели на личные авто, и многие как раз из-за отвратительной работы общественного транспорта. Но автолюбителей опрашивать не стали. А это следовало бы сделать, чтобы узнать, готовы ли они пересесть, скажем, на трамваи и при каких условиях.
ВСЕ ЛЕЗУТ В ЦЕНТР
Анализ действующей сети показал, что треть маршрутов частных перевозчиков вообще не интересует. Все лезут в центр, где сосредоточены максимальные пассажирское потоки.
Так, средний коэффициент загруженности по городу — 7. На пр. Ленина — 33. На ул. Свободы от вокзала до проспекта Ленина — 22.
Маршрутные такси так просто не уйдут с главных улиц.
Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ
В студии радио раздался звонок от слушателя:
— Вряд ли нелегальные маршрутки так запросто уйдут с проложенных троп. Так и будут крутиться под носом у муниципалов. Кого они боятся? Кто с ними реально борется в Челябинске? Их даже еще больше стало. Кривые, косые, но — переполненные под завязку!
— Есть большие опасения, что дальше теоретических разработок в нашем городе дело не пойдет, — сомневается Дмитрий Чудиновских. — Если муниципальный транспорт и дальше будет в загоне, если городские власти не возьмутся за серьезное обновление (не ремонт!) подвижного состава, то пассажир и дальше будет пользоваться маршрутками.
Наш эксперт считает, что сегодня муниципальными автобусами, трамваями, троллейбусами пользуются те, кто никто никуда не торопится.
Вальяжным транспорт муниципалитета стал поневоле в последние годы. Когда тренд был взят на автомобилизацию населения. Тогда думали, что машина будет в каждой семье, значит, городу особо не нужны ни автобусы, ни трамваи. И что мы имеем: 20 лет назад общественный транспорт Челябинска перевозил около 200 млн. пассажиров в год. Сейчас это цифра в десять раз меньше.
СКОРОСТНОЙ ТРАМВАЙ У НАС УЖЕ БЫЛ
— Развитие скоростного трамвая, о котором говорили разработчики маршрутной сети — перспективное направление для большого города, — говорит Николай Горяев. — Скоростной трамвай — это такой вид транспорта, у которого на пути минимум препятствий в виде перекрестков, пешеходных переходов, светофоров. И он не несется с дикой скоростью. Например, самая современна система токийского скоростного трамвая — это скорость не более 60км/ч.
Но чтобы сделать наш рельсовый вид транспорта по-настоящему эффективным, нужна большая перезагрузка нынешней ситуации. Эксперты считают, что следует менять работу светофоров, которые сейчас, в большей мере, обслуживают потоки автотранспорта, а не трамваи и пешеходов. Нужно развести транспортные потоки так, чтобы на пути трамвай меньше стоял в заторах.
После закрытия троллейбусного депо троллейбусы после работы ночуют на улице. Ладно летом, но в морозы это вредит двигателю!
Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ
Во времена СССР Челябинск по сути имел скоростной трамвай. К примеру, маршрут N3: вагоны подходили каждые полторы-три минуты. При этом на ряде участков «тройка» пересекалась с маршрутами трамвая N16 и N17, проходила множество перекрестков. Однако, четкий график движения обеспечивал трамваю показатели перевозок, сопоставимые с метро.
— С той поры город очень изменился, — говорит Дмитрий Чудиновский. — Есть перекрестки, отданные легковому транспорту, при этом пересекающие трамвайные пути. Потому в час-пик невозможно физически больше запустить трамваев: они не смогут пройти перекрестки. И это — ключевая проблема. Для того, чтобы поменять ситуацию, нужно отрегулировать работу светофоров. А это в конкурсном задании по маршрутной схеме не указано.
К ЧИТАТЕЛЯМ
Сообщайте нам свои новости, присылайте фото и видео на адрес kpravda@ya.ru, или SMS-сообщения на номер 8-902-616-06-06.