Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Происшествия13 февраля 2017 19:11

Вертолет, который разбился на Алтае, не был приспособлен для полетов в таких жестких условиях

Летчик-испытатель Вадим Базыкин уверен, что безумием было бы в темное время суток и в плохую погоду опытному пилоту одавать кому-то еще штурвал
Вертолёт Robinson в воздухе. Фото предоставлено пресс- службой вертолетного центра Heli Club

Вертолёт Robinson в воздухе. Фото предоставлено пресс- службой вертолетного центра Heli Club

К крушению вертолета на Алтае, вероятнее всего, привел тот факт, что Robinson R66 не предназначен для перелета в таких погодных условиях. Эту точку зрения в эфире Радио "Комсомольская правда" высказал летчик-испытатель, вертолетчик, заслуженный пилот России Вадим Базыкин. Вадим Валерьевич лично знал пилота Дмитрия Ракитского, управлявшего в тот день вертолетом.

Напомним, крушение произошло вечером 12 февраля на озере Телецкое в Алтайском крае. На борту находились пять человек. За штурвалом был Дмитрий Ракитский, которого называют одним из лучших пилотов страны. В числе пассажиров - его жена Елена Ракитская, известный российский парашютист Глеб Вореводин, директор аэроклуба Heli Club Мария Козинцева и бывший вице-премьер региона Анатолий Банных. Поисково-спасательные работы крайне затруднены из-за плохих погодных условий.

- Дмитрий Ракитский – опытнейший пилот-инструктор. Первый в мире летчик, который летал на Robinson R66 в Арктике, участвовал в первом российском кругосветном путешествии на вертолетах. Стоил ли сомневаться в его квалификации?

- Да нет, сомневаться не стоит. Просто дело в том, что, когда этот вертолет он затаскивал на Северный полюс, я ему возражал. Говорил: ты пойми, что я там больше пятнадцати лет, многие экспедиции провел в Антарктиде и на Северном полюсе. Это кордовая модель. Она должна быть привязана на дистанцию не больше пяти километров от корабля. Все остальное – это ерунда. Просто ты ее вытащишь на Северный полюс, и люди поймут, что она всепогодная. Это не так. Это машина ангарного хранения. Она не предназначена ни для ночных полетов, ни для полетов в плохую погоду тем более. Я думаю, что за штурвалом находился именно Дмитрий. Потому что это безумие было бы в темное время суток и в плохую погоду давать кому-то еще управлять. И так все сложно было. Это несерьезная машина. То есть машина, не предназначенная для такого рода деятельности.

Пилот Дмитрий Ракитский. Фото предоставлено пресс- службой вертолетного центра Heli Club

Пилот Дмитрий Ракитский. Фото предоставлено пресс- службой вертолетного центра Heli Club

- Насколько она надежная? Случались отказы техники?

- Вы знаете, у американцев, как и у японцев, у них все надежное. Надо просто грамотно это использовать. Машина ангарного хранения. Даже просто глядя на лопасти, и то уже жутковато становится. Мы-то привыкли к нашему нормальному тяжелому, массивному, к живучему. Это не живучее.

- Сильный боковой ветер мог привести к фатальному исходу?

- Этот вертолет очень боится ветров. Кусто летал на нем, только на маленьком. Но Кусто, когда в район Антарктиды попробовал его затащить, он ужаснулся. И эту идею назвал бредовой и больше никогда о ней не вспоминал.

Как произошла трагедия

Как произошла трагедия

Фото: Рушан КАЮМОВ

- А в чем схожесть погодных условий? Мы говорим об Алтайском крае. Это же не Арктика.

- Над озером всегда парит. Самые опасные условия для вертолета такого класса – это ветер и температура +5-5, условия обледенения. Когда на лопастях начинается изморозь, происходит разбалансировка. Разный вес лопастей, начинается такая болтанка, что человеку там просто сложно уже сидится. Более того, ухудшается аэродинамика, усиливается вес вертолета, не хватает мощности двигателя. У него одна гидросистема. При отказе гидросистемы посадить ее можно, но очень сложно, на ручке до ста килограммов усилие возникает. Машинка дневная.

- А тревожный сигнал успел бы подать летчик? Или там все решали секунды?

- Не успел. Если это обледенение было серьезное. Во-первых, машина ветра боится. Ее "колбасит" очень сильно, ее разворачивает на месте. Двухлопастная машина – ее переворачивает. Это записано в любых книжках по этим вертолетам. Она много чего боится. Она нежная машина. Но при этом она семейная. На ней хорошо три-четыре человечка, ну пять человек.

Дмитрий Ракитский за штурвалом вертолёта. Фото предоставлено пресс- службой вертолетного центра Heli Club

Дмитрий Ракитский за штурвалом вертолёта. Фото предоставлено пресс- службой вертолетного центра Heli Club

- А черные ящики на ней есть?

- Нет, на таких машинах они не устанавливаются.

- А нужно как-то заявлять о полете? Если бы пилот сообщил о своем полете, это бы какую-то роль сыграло?

- Не сыграло. Конечно, сейчас выяснится, что это была запретная территория. Поскольку это заповедник. Они все включены в запретные территории. Дело в шумах в основном - чтобы птиц не пугать, но и прочее. Но это не привело к катастрофе. Просто, если это запретная территория, надо уведомлять службы движения. И тогда сто процентов тебя будут спасать. Но там и так его спасали. В основном это делается для того, чтобы просто диспетчера знали, потому что в этом районе может лететь военный самолет или еще что-то.

- Обычный авантюризм мог привести к трагедии?

- Любой вертолетчик уже человек авантюрный. Когда поднимаешься в воздух, хочется стихи читать и песни петь.

ЕЩЕ ВЕРСИЯ

Версия крушения вертолета на Алтае: Управление на себя мог взять бывший чиновник, который уже попадал в авиакатастрофу

К полудню 13 февраля в поисках вертолета "Робинсон R66", потерпевшего крушение накануне над Телецким озером в Республике Алтай, задействовано 250 человек и около 40 единиц техники.

На борту находилось пять человек - кроме бизнесмена и бывшего вице-премьера республики Анатолия Банных все москвичи. Это пилот Дмитрий Ракитский, его жена Елена Ракитская, известный российский парашютист Глеб Вореводин и директор аэроклуба Heli Club Мария Козинцева (Досье смотрите ниже. - Прим. авт.) (подробности)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Пилот, пропавший на Алтае, совершил первую в России кругосветку на вертолете

За штурвалом Robinson R66, предположительно, находился именно он - Ракитский Дмитрий Александрович. Коллеги говорят о нем коротко: "пилот-легенда". 59 лет, более 16 тысяч часов налета на самых разных типах воздушных судов. Общий стаж в небе - 35 лет. Но главным его коньком была, несомненно, вертушка - 19 лет вместе с ней по небу (подробности)

Экстремал, который был в упавшем на Алтае вертолете, 14 лет назад спасся из развалившегося в воздухе самолета

Среди пассажиров упавшего на Алтае вертолета, которых сейчас ищут спасатели, - 39-летний москвич Глеб Вореводин. Личность в рядах российских любителей экстремальных видов спорта очень известная. Страстный фанат прыжков с парашютом, трехкратный чемпион России в дисциплине Free Fly (это свободное падение в вертикальном положении тела, спортсмены выполняют различные фигуры, - Авт.). (подробности)

Друзья о пропавшей на Алтае Марии Козинцевой: "Мы называли ее девочка-солнце"

Практически все, кто находился на борту разбившегося у Телецкого озера вертолета, были москвичами. Среди них и Маша Козинцева. Почему-то не называется она сухо-официозно "Мария" - вот никак. Хотя - целый генеральный директор одного из крупнейших вертолетных центров страны Heli Club, в котором служил пилот-легенда Дмитрий Ракитский, вписанный в Книгу рекордов России... И пропавший вместе с Машей. (подробности)