Обложка издания «ВАДИМ ГИППЕНРЕЙТЕР: Природа – среда моего обитания»
Фотографии без фокуса и с пересветом вошли в эстетику потому, что фотографировать взялись все. Псевдо фотосессии – это следствие отсутствия серьезного отношения к постановочному свету или к поиску естественного режима освещения. В конце концов селфи – это просто бесконечно бездарное создание контента для собственных социальных сетей. А ведь когда-то на Земле жили фотохудожники. Они не любили ретушь, не знали цифровых фильтров, но умели видеть и рассказывать истории без слов.
«ВАДИМ ГИППЕНРЕЙТЕР: Природа – среда моего обитания»
«Антология», 2017
Перед нами сложный компромисс. Конечно, об одном из самых значительных фотохудожников ХХ века лучше всего скажут его работы. Но фотоальбом, как жанр имеет и недостатки, ведь личность фотохудожника, которым вело познание мира, а не гордыня и не судорога самореализации, может остаться в тени его собственных шедевров. Писать о фотохудожнике книгу без картинок – странно, ведь хороший текст неминуемо настроит читателя на желание посмотреть на мир глазами героя произведения. Поборов соблазны и искушения авторы этого проекта создали книгу эссе о Вадиме Евгеньевиче Гиппенрейтере, иллюстрированную им самим. Эссеистика текста тонка и понятна как паутинка, сфотографированная против света.
Гиппенрейтер - немногословный рассказчик, но должен существовать в ряду писателей, а не фотографов. Паустовский, Пришвин, Бианки, Гиппенрейтер. Каждая его фотография – это тоже эссе: о Камчатке или о Мещёре, о лисах или о выхухолях, об огне вулканов или о тихих озерных заводях. Отторгаемая современной литературой повествовательность выжила в визуальном искусстве и продолжает нести потрясающую глубину и это глубина не только фокусного расстояния.
Эссе о великом фотохудожнике очень многое помогают понять в его жизни и фотографиях. Сам он был молчалив и больше любил слушать звуки, чем голоса. Как будто искал синхронизации картинки и звука во всем, что видел. Вот только природа в этой синхронизации живет, а человек чаще просто болтает. Поэтому портреты и памятники всегда кажутся нам значительнее, чем интервью.
Жанр эссе не нарушает гармонии между историей героя и размышлением о нем. Нет. Перед нами не биография, а восхищенный рассказ о поисках смысла и упорстве в достижении цели.
В «сухом остатке» фотографии не иллюстрируют текст, а текст не поясняет фотографии. Просто под одно обложкой два вида эссе: без слов и из букв.