Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics

Воспитание детей начинается со взрослых

Кандидат психологических наук, президент Некоммерческого фонда «Международных интеграционных технологий» Эмма Ларина о том, как воспитать человека, способного жить и реализовываться в нашем многонациональном обществе
С этого слова начинается процесс адаптации мигрантов.

С этого слова начинается процесс адаптации мигрантов.

Фото: Анатолий ЖДАНОВ

ВСЕ МЫ РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА

Дети - самая восприимчивая к воздействию и влиянию возрастная группа. В раннем возрасте закладываются фундаментальные аспекты личности, формируется самосознание. Ребёнок слушает, смотрит и копирует поведенческие модели родителей, воспринимает окружающий мир и отношения через призму взглядов авторитетного для него старшего. Именно на близком ребёнку взрослом лежит ответственность за то, с какими мировоззренческим багажом маленький человек подойдёт к очередному возрастному периоду, а во многом даже и войдёт во взрослую жизнь. Не будем забывать расхожую, но психологически точную фразу: «Все мы родом из детства».

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ В МНОГОНАЦИОНАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ

Россия - многонациональное государство, поэтому мир в нашей стране во многом зависит от коммуникаций представителей разных культур, традиций и религий. Негативное отношение взрослых к людям другой национальности, одно неаккуратно брошенное слово, характеристика, надолго, а может и навсегда отпечатается в сознании их собственных чад, порождая страхи, нетерпимость, а в ряде случаев, и агрессию.

Кандидат психологических наук, президент Некоммерческого фонда «Международных интеграционных технологий» Эмма Ларина. Фото: Предоставлено ФАДН России

Кандидат психологических наук, президент Некоммерческого фонда «Международных интеграционных технологий» Эмма Ларина. Фото: Предоставлено ФАДН России

ДОШКОЛЬНИКИ

Поэтому крайне важно еще в дошкольный период, начинать формирование гражданского (национального) самосознания, позитивного отношения к представителям разных народов, проживающих в России, первичных представлений об этнокультурном многообразии страны. Именно этот возраст, с точки зрения психического развития, наиболее благоприятен для усвоения детьми базовых норм морали, культуры поведения и общения. Какой воспитательный и образовательный инструментарий может быть при этом задействован? Весь арсенал аудиовизуальных и подвижных развивающих игр, всевозможные книжки-раскраски, книги для совместного с родителями чтения, то есть все то, что поможет ребенку адаптироваться к жизни в многонациональном обществе.

МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ

В младшем школьном возрасте закладывается база для осознания своей этнической идентичности. Поэтому необходимо включать в основные общеобразовательные программы начального общего образования информацию, направленную на формирование системы представлений и знаний о национальном многообразии. В учебной деятельности за пару уроков, которые сейчас отводятся на эту тему, невозможно получить представление, а уж тем более знания о 193 народах нашей страны. Такая работа должна носить системный характер, а этнокультурный компонент прочно войти и в учебную, и во внеурочную деятельность. И здесь помогут специальные пособия, дидактические материалы, методические рекомендации для учителей, адаптированные книги для чтения. Примером такой книги может служить «Азбука национальностей» для детей, которая содержит азы знаний о самых многочисленных народах нашей страны, их традициях, праздниках, национальных костюмах, промыслах и ремеслах.

ДЕТИ МИГРАНТОВ

Нельзя обойти вниманием еще одну важную тему - детей мигрантов, которые приходя в образовательное учреждение оказываются в крайне сложной ситуации: непривычная, а порой и открыто враждебная среда, отсутствие элементарных представлений о правилах поведения и общения в принимающем коллективе, серьезные языковые барьеры. Очень часто такие дети оказываются изгоями, что ведет к психологическому надлому личности, озлобленности, агрессивности и, как следствие, к формированию предпосылок обострения межнациональных отношений и столкновений на этнической и религиозной почве в будущем. А ведь многие из детей сегодняшних мигрантов в дальнейшем могут стать гражданами России, которым предстоит жить и работать в нашей стране. Надо четко понимать, что от противостояния ребенка - представителя принимающего общества и ребенка – мигранта страдают, к сожалению, и одни, и другие. От того, как ребенок будет ощущать себя в коллективе, как воспринимать окружающих его сверстников, в том числе, с точки зрения отношений по национальным признакам, зависит дальнейшее формирование его личности и возможности самореализации.

Роль взрослых

В предотвращении возможных негативных последствий и их профилактики ведущая роль принадлежит взрослым. Работа с детьми требует огромного терпения и не рассчитана на мгновенный результат, но ее важность сложно переоценить. Тут мы сталкиваемся с еще одной проблемой: необходимостью повышения этноконфессиональной грамотности родителей, потому что неприятие национального многообразия у них, как правило, также основано на отсутствии знаний о культуре, традициях, нашем общем историческом прошлом. Конечно, ребёнок, получивший позитивную информацию в образовательном учреждении, может оказать положительное воздействие на родителей, стать для них проводником знаний. Но не будем забывать, что далеко не каждый родитель готов воспринимать информацию от ребенка. Немало примеров этнологической безграмотности и в среде учителей, которые могут сами быть источником негативной информации, что сказывается на отношениях между детьми. Конечно, поиск путей адаптации детей из семей мигрантов и детей принимающего многонационального общества с целью создания оптимальных условий для организации образовательного процесса, формирования положительного психологического климата в коллективе сверстников, является сегодня одной из насущных проблем. И здесь без системной и согласованной работы семьи, общества и государства достичь позитивных результатов практически невозможно.

Но кропотливая ежедневная деятельность неизбежно принесёт свои плоды, ведь наша главная задача – воспитать человека способного жить и реализовываться в нашем многонациональном обществе.