Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+3°
Boom metrics
Звезды2 ноября 2017 14:50

Правда Маканина

Автор лучшего романа о чеченской войне ушёл на 81 году жизни
Математик по образованию, Маканин был голосом технической интеллигенции

Математик по образованию, Маканин был голосом технической интеллигенции

Фото: Аца КОШТЭ

Ушел из жизни Владимир Маканин. Мудрец. Философ. Один из последних классиков современной литературы.

- Он тяжело болел, но несмотря на это, уход Маканина - огромная потеря. Это был автор, которого мы принимали как носителя картины жизни, - сказал КП главред журналов «Вопросы литературы» Игорь Шайтанов.

Ему было 80. Высокий щуплый старик с пронзительно светлыми глазами, с иконописным лицом в обрамлении седых волос.

Математик по образованию, Маканин был голосом технической интеллигенции. В 1980-е годы его читали все научно-исследовательские институты.

По произведениям Маканина снимали фильмы Данелия и Учитель. Но наибольшую известность писателю принёс роман «Асан», написанный в 2008 году и получивший премию «Большая книга». Писатель говорил так: в нашей литературе заметны лишь два отношения к войне — либо геройское понимание участия в ней, либо наплевательское — моя хата с краю.

Хата Маканина не была с краю. В своей книге он рассказал о нефти как о крови войны и о России как о пленнице Кавказа. Майор Жилин, бог войны, названный чеченцами «Асаном» делает свой бизнес. Продает горючее и вашим и нашим и обменивает солдат за мзду.

Маканин не воевал в Чечне и многие критики бранили его за большое количество допущений. Однако художественная сила романа такова, что «Асан» считается лучшим произведением о чеченской войне.

«Он не был похож ни на кого из своих современников: и по стилю, и теме всегда шел своей дорогой», - говорит редактор Маканина, глава отдела русской современной прозы «Эксмо» Ольга Аминова.

Критик Игорь Шайтанов рассуждает об удивительном универсализме Маканина. Речь не только о том, что писателю был подвластен любой жанр: от рассказа и повести до большого романа.

- Это был человек исторического сознания, способный решать глобальные проблемы. На вызовы времени он реагировал романами. Редким сегодня романным дыханием он, безусловно, обладал.

Он не решал какую-то одну проблему. Но чутко улавливал проблемы целых поколений и в этом смысле был больше пророком чем кто-либо из живущих ныне. Он говорил о войне, о сексуально озабоченной старости. Одним из первых на заре перестройки поднял проблему вымывания человеческой души, которая кроется за вещизмом.

И тем более примечательно и знаково, что последний роман Маканина «Две сестры и Кандинский» (М.: Эксмо, 2011 был посвящён стукачеству.

Маканин говорил: тем для будущих книг - как листьев под ногами. Нагнись и возьми. Однако никогда не строчил книги одну за другой. «Мне это скучно. Я лучше поиграю в шахматы, позанимаюсь деревьями в саду».

Он считал своё поколение виноватым в том, что нынешний мир оказался непривлекательным для молодых. А однажды на вопрос боится ли он смерти, ответил: нет. Мне кажется, что в минуту смерти приходит главное. Она открывает правду о тебе. Ты понимаешь, зачем был на этой Земле.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Под Ростовом-на-Дону ушел из жизни лауреат «Русского Букера» Владимир Маканин

В среду, 1 ноября, в своем доме в поселке Красный под Ростовом-на-Дону ушел из жизни писатель Владимир Маканин. Ему было 80 лет. Газета «Комсомольская правда-Ростов» дозвонилась коллеге и земляку Владимира Семеновича ростовчанину и обладателю премии «Русский Буккер» Денису Гуцко. (подробности)