Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Общество7 апреля 2018 10:26

В канун Пасхи булгаковский Воланд сбежал из Москвы со всей бесовской свитой

Нечисть испугалась воскрешения Христа
Самый мистический писатель России ушел из жизни в марте 1940 года.

Самый мистический писатель России ушел из жизни в марте 1940 года.

Фото: РИА Новости

Замысел этого мистического романа родился у Михаила Булгакова 90 лет назад. «Мастер и Маргарита» по-прежнему полны тайн. Любопытную расшифровку сделал историк Борис Соколов. Все страсти романа, утверждает он, кипят в Первопрестольной на Страстной неделе в мае 1929 года. Перед Пасхой.

Соколов первым в СССР и России защитил докторскую диссертацию по булгаковскому творчеству. Написал ряд книг о Михаиле Афанасьевиче. В том числе - «Расшифрованный Булгаков: тайны «Мастера и Маргариты».

МЕСЯЦЫ МАЙ И НИСАНА

- Борис Вадимович, впервые я прочитал роман еще студентом в начале 70-х. В журнале «Москва», с цензурными сокращениями. Признаюсь, он потряс, как никакая другая книга в моей жизни. Готовясь к беседе с вами, я внимательно перечитал «Мастера и Маргариту». С карандашом в руках. Упоминание о пасхе встретил лишь в знаменитой главе о Понтии Пилате. Прокуратор заявил первосвященнику, цитирую: «Согласно закону, согласно обычаю, одного из преступников нужно будет отпустить на свободу в честь наступающего сегодня великого праздника пасхи.»

- Напомню, с чего начинается та глава. Эту фразу, думаю, многие знают наизусть. «В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат.»

Эта дата очень важна. Из чрезвычайно популярной во второй половине XIX и в начале XX в. книги французского историка религии Эрнста Ренана «Жизнь Иисуса», выписки из которой сохранились в подготовительных материалах к роману, Булгаков знал: казнь Иисуса была приурочена к иудейской Пасхе, отмечавшейся 14 нисана и падавшей на пятницу. Допрос Пилатом Иешуа и казнь происходят именно в этот день, гибель Иуды из Кириафа – в ночь на субботу, 15 нисана, встреча же Пилата с Левием Матвеем приходится на утро субботы. Кроме того, как вспоминает Левий Матвей, в среду, 12 нисана, Иешуа покинул его у огородника в Вифании. Затем последовали арест Га-Ноцри и его допрос в Синедрионе. Таким образом, все ершалаимские события укладываются в четыре дня Страстной недели, со среды до субботы. В эти же конкретные четыре дня православной Страстной недели Булгаков уложил все московские события романа.

Кроме конкретных дней, идет параллель годов и веков. Э. Ренан отмечал, что пятница 14 нисана приходилась на 29, 33 и 36 годы. Не буду заморачивать вас подробностями исследований историков, но 29 год - наиболее вероятное время казни и действия в ершалаимских сценах «Мастера и Маргариты». 1-4 мая 1929 года – московские сцены.

- Откуда такой вывод? Потому что именно в этом году Булгаков начал сочинять роман о дьяволе?

- В редакции романа, писавшейся в 1929 году, срок, прошедший с момента суда над Иешуа Га-Ноцри и его казни до появления в Москве Воланда со свитой и извлечения из лечебницы Мастера, был определен точно. Иешуа говорил Пилату, что «тысяча девятьсот лет пройдет, прежде чем выяснится, насколько они наврали, записывая за мной». Появление в Москве Воланда, рассказывающего свой вариант Евангелия, и Мастера, создающего роман о Понтии Пилате, совпадающий с рассказом сатаны, как раз и означает выяснение истины, открытой Иешуа, но искаженной переписчиками. Между 29 и 1929 годами как раз 1900 лет. В окончательном тексте период между древней и современной частями романа указан менее точно, чтобы избежать прямого обозначения времени действия. Воланд в финале говорит Мастеру и Маргарите, что Понтий Пилат несет свое наказание уже «около двух тысяч лет».

Фотография писателя Булгакова в его доме-музее.

Фотография писателя Булгакова в его доме-музее.

Фото: Евгения ГУСЕВА

ЖАРКИЙ ЗАКАТ

- Вот-вот, менее точно! Скажу больше, нигде в окончательном тексте не указан ни 1929 год, ни Страстная неделя, ни ее конкретные даты! «Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве на Патриарших прудах, появились два гражданина…» - цитирую начало романа. Спустя два абзаца отмечается первая «странность этого страшного майского вечера.» Был месяц май, и все…

- Согласен, в последней редакции прямо точное время действия нигде не названо. Хотя сохранился ряд косвенных указаний на 29 год как на дату ершалаимских сцен, а следовательно, и на 1900-летний промежуток, отделяющий от них московские сцены. Нет и точного указания, когда именно происходит встреча Воланда с литераторами на Патриарших прудах. Но эту дату несложно вычислить. Главное, есть зацепка – майский вечер. Жаркий. Когда под трамваем погиб глава МАССОЛИТА Берлиоз. Следующая зацепка – «Никанор Иванович Босой, председатель жилищного товарищества дома №302-бис по Садовой улице в Москве, где проживал покойный Берлиоз, находился в страшнейших хлопотах, начиная с предыдущей ночи со среды на четверг.» В полночь приехала в дом комиссия и сообщила Босому о гибели Берлиоза. Выходит, он погиб в среду.

Если исходить из предположения, что московские сцены «Мастера и Маргариты», как и ершалаимские, происходят на Страстной неделе (православной – как большинство верующих в Москве), то надо всего лишь определить, когда Страстная среда при советской жизни Булгакова выпадала на май. По григорианскому календарю, так называемому новому стилю, принятому большевиками с 14 февраля 1918 года. Оказывается, только в 1918 и 1929 годах. Причем, на 1 мая.

- В официальный коммунистический праздник Первомай! Символично…

- Еще более символично, что ночь на 1 мая называют Вальпургиевой. Это самый великий шабаш ведьм на горе Брокен, восходящий еще к языческому древнегерманскому весеннему празднику плодородия. Прямо с этого шабаша Воланд, получается, и прибывает в Москву.

- Жуть!

- Однако 1918 год как время действия московской части «Мастера и Маргариты» отпадает. Гражданская война, эпоха военного коммунизма, не было даже червонцев, которыми так щедро одаривают спутники Воланда публику в Театре Варьете. Очевидно, визит сатаны и его свиты в Москву состоялся в эпоху нэпа. В 1929 году, когда Пасха приходилась на 5 мая (22 апреля по ст. ст.).

- В роковом 29-м. Сталин объявил его годом «великого перелома». Чтобы покончить с нэпом, перейти к сплошной коллективизации, индустриализации.

- Тогда же переломилась и судьба самого Булгакова. Все его пьесы попали под запрет. Если 1918 год оказался годом Гражданской войны и временем действия первого романа Михаила Афанасьевича «Белая гвардия», то другой год столь же рокового совпадения социалистического праздника и Страстной среды стал хронологическим стержнем его «последнего закатного» романа.

Одно из косвенных доказательств, что действие «Мастера и Маргариты» в московской части происходит не позднее начала мая: Степан Богданович Лиходеев, испуганный исчезновением соседа Берлиоза и печатью на его двери, сразу думает о своем разговоре с председателем МАССОЛИТа, происходившем, «как помнится, двадцать четвертого апреля вечером». Разговор этот явно состоялся с неделю назад, иначе Степа вряд бы мог помнить точную дату.

Отметим еще одно обстоятельство. 1 мая 1929 года, судя по газетным сообщениям, в Москве наблюдалось резкое потепление, необычное для этого времени года. Булгаков трансформировал это явление природы в небывало жаркий вечер первого дня визита Воланда. Сатану традиционно связывали с адским пламенем, и поэтому его приближение вызывает сильную жару.

Музей Михаила Булгакова, в знаменитой «нехорошей» квартире под номером 50.

Музей Михаила Булгакова, в знаменитой «нехорошей» квартире под номером 50.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

КАНТА - НА СОЛОВКИ!

- В «Мастере и Маргарите» отразилась также антирелигиозная кампания, развернутая в советских газетах на Страстную неделю 1929 года, - продолжает рассказ историк Борис Соколов. - Например, в «Вечерней Москве» 29 апреля была опубликована статья М. Шеина «Маскарад. Классовый враг под флагом религии». В булгаковском романе упоминается похожая по названию статья против романа Мастера о Понтии Пилате «Враг под крылом редактора» критика Аримана, чья фамилия (или псевдоним) заставляет вспомнить носителя злого начала в зороастрийской религии. В статье М. Шеина, в частности, сообщалось, что осенью 1928 года в Брянске «местный православный архиерей в качестве почетного гостя присутствовал на богослужении в еврейской синагоге в праздник «Судный день». В том же номере газеты в статье Э. Гарда «Зарисовки с натуры в бывшем божьем особняке» рассказывалось, как в здании церкви разместилась выставка Наркомздрава. Это вызвало недоумение у старушек, по привычке зашедших в храм, где «на стенах вместо постных святых – картины и музейные экспонаты на боевую тему: «Как быть всегда здоровым». Воланд и его свита, заняв Нехорошую квартиру, служат там «черную мессу». Азазелло говорит про Степана Богдановича Лиходеева, что «он такой же директор, как я архиерей!» Пришедший в квартиру буфетчик Театра Варьете Соков застает там как бы церковную атмосферу: свет из окон похож на тот, что бывает в церкви, стоит запах ладана, а стол покрыт церковной парчой. В редакции 1929 года буфетчик после неудачного визита к Воланду отправлялся в храм, который был превращен в аукционную камеру по продаже музейных экспонатов вроде шубы царя Александра III. При этом, как и в заметке Э. Гарда, «ни одного лика святого не было в храме. Вместо них, куда ни кинь взор, висели картины самого светского содержания».

В одном из вариантов последней редакции романа, написанном в 1937 году, на предложение поэта Ивана Бездомного отправить Иммануила Канта годика на три в Соловки Воланд ответствовал, что «водрузить его в Соловки невозможно по той причине, что он уже сто двадцать пять лет находится в местах, гораздо более отдаленных от Патриарших прудов, чем Соловки». Кант, как известно, скончался 12 февраля 1804 года, так что происходящее на Патриарших однозначно приурочено, принимая во внимание слова о майском вечере, к маю 1929 года. В окончательном тексте Булгаков заменил «сто двадцать пять лет» на «с лишком сто лет», чтобы избежать прямого указания на время действия, но косвенные указания на Страстную неделю 1929 года сохранил. Не случайно появление на балу у Воланда и детоубийцы Фриды. Свое преступление Фрида Келлер совершила на Пасхальную неделю 1904 года, да еще в мае, что соответствовало и пасхальной приуроченности действия «Мастера и Маргариты».

- Хватит доказательств, Борис Вадимович, верю-верю…

- Скрытая датировка действия содержится и в возрасте автобиографического героя – Мастера. Это – «человек примерно лет тридцати восьми». Именно столько Булгакову исполнилось 15 мая 1929 года, через неделю после сдачи в издательство «Недра» главы из романа и ровно через две недели после того, как Воланд и его компания очутились на Патриарших. Любопытно, что в 1939 году, читая рукопись, а затем машинопись «Мастера и Маргариты» близким друзьям, автор, как явствует из дневника Е. С. Булгаковой, вольно или невольно приурочил окончание чтений к 15 мая – собственному дню рождения. Возможно, тем самым писатель стремился подчеркнуть не только автобиографичность, но и время действия московских сцен романа.

Натворив немало бед в Страстные среду, четверг, пятницу, «в субботний вечер на закате Воланд покинул столицу, исчезнув вместе со своей свитой с Воробьевых гор.»

- А в воскресенье наступила Пасха!

- В финале романа в Пасхальную ночь на воскресенье московское и ершалаимское время сливаются воедино. Это одновременно и 5 мая (22 апреля) 1929 года, и 16 нисана 29 года (точнее, того года иудейского календаря, который приходится на этот год юлианского календаря). День, когда должен воскреснуть Иешуа Га-Ноцри. Становится единым пространство московского и ершалаимского миров, причем, происходит это в вечном потустороннем мире, где властвует «князь тьмы» Воланд. Ход современной жизни смыкается с романом Мастера о Понтии Пилате. Оба этих героя обретают жизнь в вечности, как это было предсказано Пилату – внутренним голосом, говорившим о бессмертии, а Мастеру – Воландом, после прочтения романа о прокураторе Иудеи. Временная дистанция в 19 столетий при этом как бы свертывается, дни недели и месяца в древнем Ершалаиме и современной Москве совпадают. Такое совпадение действительно происходит во временном промежутке в 1900 лет, включающем в себя целое число 76-летних лунно-солнечных циклов древнегреческого астронома и математика Калиппа – наименьших периодов времени, содержащих равное число лет по юлианскому и иудейскому календарям. День христианской Пасхи становится днем воскресения Иешуа в высшей надмирности и Мастера в потустороннем мире Воланда.

БУДЕМ ЖИТЬ!

Согласен с версией историка Соколова известный православный писатель Юрий ВОРОБЬЕВСКИЙ, автор книги «Неизвестный Булгаков».

- События в Москве действительно разворачиваются, как в Ершалаиме, в Страстную седмицу. Воланд и его бесовская свита объявляются в столице в Великую среду. В то время, когда в храмах читается евангельский текст о женщине, разбившей сосуд с миром (маслом), чтобы возлить его на голову Христа, Аннушка разбивает бутыль с маслом. Отрезана голова Берлиоза. Миро на главу Спасителя возлила ПАДШАЯ женщина. Разлившая масло Аннушка в переводе - «БЛАГОДАТЬ». Просматривается четкая аллюзия: голова Христа - голова безбожника Берлиоза. Похороны Берлиоза, вынос тела происходит в пятницу пополудни. Когда на богослужении совершается вынос Плащаницы, символизирующей тело Христово. В пятницу ночью начинается великий бал у Воланда. Это не случайно. Когда Христа нет на земле, сатана правит бал, обретающий в романе смысл антилитургии. Чаша с причастием - символ агнца Божьего Иисуса Христа. У Воланда будут пить вино (причащаться) из чаши - головы Берлиоза. Она прежде исчезнет из гроба и появится на балу. Аллюзия с обретением главы Иоанна Предтечи. Есть в романе и другие признаки черной мессы, аллюзии, сатанинские перевертыши. Но…

Помнишь, Азазелло забирает Маргариту из особняка. Увидев беса, кухарка решила перекреститься. Азазелло закричал: «Отрежу руку!» Грозная нечисть, а боится крестного знамения простой кухарки. Воланд и его демоническая свита покинут Москву в субботу на закате солнца. Ибо в полночь с субботы на воскресенье Иисус­ Христос воскреснет и будет Его торжество на земле. Потому и спешила нечисть исчезнуть перед Пасхой из Белокаменной в свой мрачный мир. А наутро люди приветствовали друга друга: «Христос Воскресе!» Так что будем жить!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Кто водил рукой Михаила Булгакова, когда он писал «Мастера и Маргариту»

Михаила Афанасьевича считают мистиком. Дескать, в его книгах многовато бесов и серы. В «Мастере и Маргарите», «Дьяволиаде», «Роковых яйцах». Ходят даже легенды о проклятии «Мастера» — романа, спектаклей, сериала… Хотя при ближайшем рассмотрении это проклятье на воде вилами писано. (подробности)

Михаил Булгаков: «Есть один приличный вид смерти — от огнестрельного оружия. Но у меня его, к сожалению, нет»

10 марта 1940 года ушел из жизни самый мистический писатель России. Мы собрали малоизвестные факты о нем и о его главной книге. (подробности)