В России никак не регулируется срок эксплуатации автобусов для перевозки пассажиров.
Фото: Иван ВИСЛОВ
Три человека погибли и шестеро пострадали в результате ДТП с микроавтобусом «Ситроен» в Боровском районе Калужской области. Авария, повлекшая человеческие жертвы, в очередной раз остро ставит вопрос к требованиям безопасности пассажирского автотранспорта.
Как пишут СМИ, в автобусе находились рабочие из Белоруссии, ехавшие в Москву на вахту. Водитель проехал без отдыха почти 400 километров и, как сообщается, мог уснуть за рулем и съехал в кювет. Причиной аварии скорее всего назовут человеческий фактор. Безусловно, от качества подготовки водителя в подобных случаях очень много зависит. Но степень защищенности пассажиров в случае ДТП - это в первую очередь вопрос безопасности транспорта.
Зачастую пассажиры в микроавтобусах во время дорожных аварий становятся фактически заложниками того, насколько безопасен сам автомобиль. Так, меньше месяца назад в страшном ДТП в Чувашии погибли больше 10 человек. Микроавтобус FiatDucato столкнулся с грузовиком. Несколькими днями ранее в Тверской области произошла авария, ставшая крупнейшей в России по числу погибших с начала года, и - снова с участием автобуса-иномарки. По данным следствия, микроавтобус FordTransit выехал на встречную полосу и на большой скорости врезался в автобус «ЛиАЗ». Погибли 13 пассажиров иномарки.
Такие трагедии вызывают закономерные вопросы у экспертов и общественности. Почему микроавтобусы именно иностранных производителей, таких как, условно, Ford или Fiat, так сильно сминаются при ударе, сиденья срываются с креплений, а кабина полностью деформируется? В итоге увеличивается количество жертв, которых можно было бы избежать.
Одна из причин кроется в том, что пассажирские микроавтобусы зарубежных марок в России зачастую переоборудуются из грузовых вариантов. Со всеми вытекающими последствиями. Очень часто, особенно в регионах, для экономии такие процедуры проводятся в самых обычных гаражах! Берется базовая грузовая модель фургона. И из него - вуа ля! - за несколько дней делают машину для перевозки пассажиров. Часть кузова иномарки, рассчитанного на определенное давление и определенные условия работы, вырезается - чтобы вставить окна. То есть, по сути конструкцию ослабляют. А сиденья для пассажиров очень часто привариваются буквально «на коленке».
Но ведь системы безопасности таких авто настроены на перевозку грузов, а никак не людей!
Естественно, ни о каких необходимых испытаниях переделанного вручную транспорта речь не идет. Компоновка сидений не рассчитана по нормам безопасности. Сиденья ставят лишь из соображений экономической выгоды - так, чтобы впихнуть в салон побольше людей. И этот «самодел» выезжает на маршруты, возить людей.
И что в результате? Количество жертв в авариях с пассажирскими иномарками неуклонно растет. Потому что конструкция «самоделок» не рассчитана на защиту пассажиров.
В России сегодня принято ругать отечественный автопром, но на деле получается, что иномарки становятся опаснее российских микроавтобусов. Ведь российские машины производят не в гаражах, а на конвейерах. А до этого тестируются и сертифицируются по всем нормам безопасности - именно как пассажирские автомобили, а не грузовые.
Еще одна распространенная причина тяжелых аварий с участием пассажирского транспорта - то, что перевозчики используют настолько старые автобусы, что иногда их кроме как рухлядью никак не назовешь. В России никак не регулируется срок эксплуатации автобусов для перевозки пассажиров. А в Европе пассажиров не возят на старых машинах, жестко ограничивая срок их службы. У нас же чиновники на словах активно рассуждают и отчитываются о выполнении мероприятий и планах по повышению безопасности транспорта, при этом в реальности о пассажирах не заботятся, разрешая возить людей на старом транспорте, да еще и переделанном в гаражах.
Что в сухом остатке? Пока государство, регуляторы, которые контролируют пассажирские перевозки, не наведут порядок в этих вопросах, люди на дорогах будут продолжать гибнуть.
Даже в тех случаях, когда трагедий можно было бы избежать.