2018-11-21T06:24:50+03:00

Старовера, уехавшего за платьем для невесты в город, депортировали в Америку

А он хочет в Россию в Туруханский край*...
Поделиться:
Комментарии: comments80
Григорий Касачев (на фото - слева) вместе со своим братом. Снимок сделан в США на берегу океана, но Григорий мечтает вернуться в сибирскую тайгу.Григорий Касачев (на фото - слева) вместе со своим братом. Снимок сделан в США на берегу океана, но Григорий мечтает вернуться в сибирскую тайгу.Фото: из личного архива
Изменить размер текста:

Разбираемся, законно ли депортировали Григория Касачева, который большую часть жизни провел в глухом сибирском селе.

Эта история один в один напоминает ту, что недавно случилась с бразильцем-старовером Ханофером ди Кейросом. Напомним, мужчину, жившего без российского паспорта в глухом поселке на севере Красноярского края, собирались депортировать в Бразилию, разлучив с семьей - женой и тремя детьми. Но после вмешательства журналистов и правозащитников его оставили в России.

Поселок староверов Кирсантьево. Фото: Борис БАРМИН

Поселок староверов Кирсантьево. Фото: Борис БАРМИН

И вот новый герой - 39-летний Григорий Касачев. Он из крохотного поселка старообрядцев Сандакчеса в Туруханском районе Красноярского края. Но уже год живет в Америке - в небольшом городке Вудберн (штат Орегон), куда его выслали из Красноярского края зимой 2018-го. С бразильцем Ханофером они друзья. Только вот финал их историй разный...

Бразилец-старовер Ханофер ди Кейрос Фото: Ася ЖУКОВА

Бразилец-старовер Ханофер ди КейросФото: Ася ЖУКОВА

Где при царе был в ссылке Сталин

Родители Григория Василий и Евгения Касачевы родились в Китае, туда их предки-староверы бежали в 20-х годах прошлого века. Потом переехали в США, где в 1979 году у них родился Гриша - младший сын в большой семье. У него двое старших братьев и три сестры. Когда Григорию было 16 лет, в 1996-м, родители решили: надо возвращаться в Россию. Старшие дети остались в Штатах, а Гришу взяли с собой. Ехали к единоверцам - в Туруханский район, где в начале прошлого века отбывал ссылку Сталин и где расположилась большая община староверов-беспоповцев часовенного согласия (кержаков - см. «Справку «КП»).

Староверы-беспоповцы молятся или в часовнях, или же чаще всего в обычных домах.

Староверы-беспоповцы молятся или в часовнях, или же чаще всего в обычных домах.

На месте документы выправлять не стали. Может, потому что к любой власти староверы издавна относятся с опаской, а может, просто не знали, нужно ли это. Рассудили так: поселочек на 80 человек, ни почты тебе, ни сельсовета. Живут одни единоверцы. Так и остались по паспортам американцами. Промышляли охотой, рыбалкой. В 2000-х родители умерли и были похоронены неподалеку от еще более крохотного староверческого села Чулково.

Поселок староверов Кирсантьево. Фото: Борис БАРМИН

Поселок староверов Кирсантьево. Фото: Борис БАРМИН

Так минуло уже 20 лет его беспаспортной жизни в России. И тут к Григорию пришла любовь.

В город за платьем

- С Ниной мы познакомились на Пасху в прошлом году, она в Никулине живет - это тоже небольшое поселение старообрядцев, - рассказал нам Григорий по скайпу. - Мы сразу друг другу понравились, она с родителями познакомила. Решили жениться. А что? Мне одному надоело, да и ей уже 30 лет - замуж пора. Стали к свадьбе готовиться, я и решил ехать в Красноярск: надо документы выправлять да ткань Нине на свадебное платье купить хотел.

- А раньше в краевом центре бывали?

- Был, но проездом. Я несколько лет на юге края работал, строителем подрядился. Деньги небольшие, но копить старался.

- Как получилось, что вас задержали?

- Я вышел вечером из гостиницы в магазин, - вздыхает Григорий. - Ну иду обратно, а тут сзади два полицейских - кто такой, откуда. В общем, так и попался.

Григорий Касачев Фото: Надежда ИЛЬЧЕНКО

Григорий КасачевФото: Надежда ИЛЬЧЕНКО

Григория определили в центр временного содержания для депортируемых и сразу сказали: если есть возможность уехать за свой счет в США - уезжай, иначе здесь будешь ждать месяца три, пока государство не даст денег на твою депортацию.

- Если бы мне объяснили, что можно как-то двойное гражданство сделать или просто помогли с документами, я бы даже и не думал уезжать. Как ехать-то, когда Нина там ждет меня, любовь у нас! Но мне никто не сказал, что есть такая возможность, - рассказывает Григорий. - Брат мне денег выслал из Америки примерно 2,5 тысячи долларов. И я уехал. На стройке здесь работаю. Но Америка мне не родная, я русский. Снятся мне дом, Россия и Нина. Хочу обратно, там родители похоронены.

Поселок староверов Кирсантьево. Фото: Борис БАРМИН

Поселок староверов Кирсантьево. Фото: Борис БАРМИН

С любимой Григорий общается по телефону, только созваниваться получается очень уж редко. Связи с удаленным староверским поселением Никулино нет (по этой причине у нас отсутствует ее фото, и показать избранницу Григория мы пока не можем. - Ред.). Чтобы поговорить с Григорием, Нине приходится на лодке выбираться куда-то по Енисею, где телефон ловит. А сейчас река встала - мороз, зимника до Никулина нет.

- Последний раз, когда разговаривали, она пообещала ждать... Мне здесь все говорят: странный ты, обычно из России в США все уехать хотят, а ты - в Россию. Да, в Россию! Никак мне здесь нельзя.

Согласны легализоваться

- После ЧП с Ханофером и Касачевым староверы испугались, - рассказал нам по телефону Николай Шляхов, глава Верхнеимбатского сельсовета (в него входит несколько старообрядческих поселений). - Поэтому поток желающих легализоваться увеличился.

Молодые начинают понимать: передвигаться без документов сложно. Сейчас даже при продаже билетов на теплоход нужен паспорт. Поэтому они стали более сговорчивыми.

Примечательно, что в Вороговском сельсовете (куда относится поселок Сандакчес) о том, что стряслось с Григорием, знать не знают.

- Я второй срок работаю, но, увы, - развел руками глава сельсовета Михаил Пшеничников. - Да и по данным переписи нет Касачевых в Сандакчесе, точно знаю. На моей памяти первый подобный случай депортации.

Поселок староверов Кирсантьево. Фото: Борис БАРМИН

Поселок староверов Кирсантьево. Фото: Борис БАРМИН

В сельсовете уверяют: приехавшие из Америки, Бразилии и других стран староверы вообще стараются себя не афишировать. Забираются подальше и живут себе тихо.

- В том же поселке Сандакчес жителей около 300. Но есть же еще заимки по 2 - 3 дома. Староверы забираются туда и живут своим укладом, нелегально. Были люди с таких вот заимок, что до 30 лет дожили, детей родили, а все без паспортов, - говорит Михаил Пшеничников.

ДОСЛОВНО

«Тогда и Лыкову можно отправить на скамью подсудимых»

Николай СЕДОВ, сын Ерофея Седова, геолога, соседа сибирской отшельницы-староверки Агафьи Лыковой:

- Это нонсенс, я считаю. Русского человека выслали, который стремится жить здесь, в России. Не в США, куда некоторые переезжают в погоне за американской мечтой, забыв о том, что здесь их предки поколениями жили. Он же по крови русский, наш! Хоть и родился в Америке. Да, все по закону. Но разве можно это назвать человечным?! Многие староверы и не оформляют документов только потому, что понимают: выйди они из тайги - вышлют. Закон есть закон, конечно, но зачем же до фанатизма доходить. У сибирской отшельницы Агафьи Лыковой, например, тоже нет документов. И, представьте, кому-нибудь может прийти в голову отправить сейчас за ней десант, вывезти из тайги, определить в спецприемник, судить?

Наш золотой генофонд

По решению суда мужчине нельзя прилетать в Россию еще четыре года. Сейчас ему помогает общественница из Красноярска Ольга Суворова. Собирает документы, чтобы опротестовать решение. И заявляет, что при необходимости дойдет и до Верховного суда.

Летом до поселений староверов обычно можно добраться на лодке, а зимой только на «Хивусе». Фото: Борис БАРМИН

Летом до поселений староверов обычно можно добраться на лодке, а зимой только на «Хивусе». Фото: Борис БАРМИН

- За последние 6 лет Григорий Касачев - уже четвертый старовер, которому я помогаю остаться и жить в России, - рассказывает Ольга Суворова. - За Касачева будем бороться вместе с адвокатом. Но знаете, тут ведь есть и другая проблема: староверы, когда приезжают в Россию, не селятся в мегаполисах, не претендуют на рабочие места. Они уходят к своим в тайгу на Север, чтобы жить своим укладом. Так почему мы их приравниваем к выходцам из стран бывшего СССР, которые стремятся поселиться в обжитых местах, претендуют на работу, обучение детей и медицинскую помощь. Старообрядцы вообще ни о чем не просят! При этом приезжают к нам люди с русскими корнями, детородного возраста, без каких-либо заболеваний, включая алкогольную и наркотическую зависимость, люди, которые согласно своим убеждениям имеют большие семьи (по 10 - 12 ребятишек) со здоровыми детьми. Ведь это же золотой генофонд России. При этом они готовы добровольно и даже хотят осваивать удаленные уголки, куда среднестатистического горожанина палкой не загонишь. Я думаю, наши законотворцы должны обратить внимание на этих людей и помочь им.

СПРАВКА «КП»

Староверы-беспоповцы часовенного согласия (кержаки) обходятся без священников, а обряды проводят в часовнях. Одно из направлений русского старообрядчества, возникшее в первой половине XIX века на территории современной Витебской области, а затем под давлением царской власти переселившееся на Урал и в Сибирь - в Красноярский край, на Алтай, в Хакасию и Тыву. Знаменитое семейство Лыковых из цикла очерков Василия Пескова «Таежный тупик», которые были опубликованы в «Комсомольской правде» в начале 80-х, принадлежит как раз к этой ветви старообрядцев. После революции, в 20-х и 30-х годах прошлого века, тысячи старообрядцев бежали от советской власти в Китай, а когда в КНР победили коммунисты, переехали в США, Бразилию, Канаду и Новую Зеландию.

В Красноярском крае основное место обитания кержаков - Туруханский район, где на месте впадения реки Дубчес в Енисей существуют Дубчесские скиты. В 1951 году их обнаружили с воздуха, и специально посланный отряд госбезопасности скиты разгромил, их обитатели были отправлены в лагеря. В 90-х годах сюда вновь потянулись староверы-беспоповцы из США, Бразилии и Канады.

Поселок староверов Сизим, Тува. Фото: Виктория ЛАЧУГИНА

Поселок староверов Сизим, Тува. Фото: Виктория ЛАЧУГИНА

КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА

Марс ТАРАСОВ, генеральный директор правового центра «Человек и закон»:

- По-человечески, конечно, история вызывает сочувствие, однако с правовой точки зрения могу сказать, что в действиях миграционной службы не усматривается никаких нарушений. Все сделано по закону. Более того, в России действует две специальные программы: программа переселения соотечественников и программа по признанию человека носителем русского языка (то есть, если человек является носителем языка, это уже служит основанием для применения процедуры упрощенного получения гражданства). У нас есть одно но: человек на территории России должен находиться легально. Касачев более 20 лет прожил в России, и нужно было просто встать на временный учет и подать документы на гражданство. Он давным-давно был бы уже гражданином России!

* Так вот сижу я в Туруханском крае,

Где конвоиры, словно псы, грубы,

Я это все, конечно, понимаю

Как обостренье классовой борьбы.

Юз Алешковский - Песня о Сталине

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Как отвадить соотечественников от Родины. Дорого

По словам старообрядческого митрополита Корнилия, сейчас за границами России живет более 1 миллиона старообрядцев, точнее подсчитать сложно. И незачем считать, потому что если лет десять назад Россия могла рассчитывать на возвращение этих работящих, непьющих, многодетных людей, то теперь, видимо, про них можно позабыть. Каждый приезд этих людей на историческую Родину превращался в подлый квест, устроенный нашим чиновничеством. (Подробности)

Старообрядцам с Донбасса дали право жить в России

Родина встретила своеобразно. Простые люди готовы были помочь - приютили семью у себя на время оформления необходимых документов. (Подробности)

Бразилец-старовер с семьей улетел в Москву за новым паспортом.

На его получение у него есть только сутки (подробнее)

«Россия же моя родина»: краевой суд отменил решение о депортации сибирского старовера в Бразилию. «Спецоперация» по высылке закончилась победой закона и здравого смысла.

С человеческой точки зрения историю, произошедшую в Красноярском крае, иначе как абсурдной не назовешь. Здесь развернули целую спецоперацию по депортации старовера, прожившего не один десяток лет в сибирской глухомани на родину... в Бразилию (подробнее).

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также