Кыргызстан
+21°
Boom metrics
Сегодня:
Общество13 февраля 2020 3:17

Решит ли «Безопасный город» проблему аварийности на дорогах Кыргызстана?

Правительство возлагает большие надежды на вторую фазу проекта, который будет запущен в 2020 году. Оправдаются ли они?
В правительстве рапортуют об улучшении ситуации на дорогах в Бишкеке. На перекрестках, где работают камеры, водители стараются не нарушать ПДД.

В правительстве рапортуют об улучшении ситуации на дорогах в Бишкеке. На перекрестках, где работают камеры, водители стараются не нарушать ПДД.

Фото: gov.kg

НЕРАДОСТНЫЕ ЦИФРЫ

Пока можно сказать, что Бишкеку, над которым провели своего рода эксперимент, «Безопасный город» принес позитивные перемены. Мухаммедкалый Абылгазиев называет этот проект «самой большой победой правительства».

Первые камеры видеонаблюдения были включены в тестовом режиме 12 февраля прошлого года. Полноценно проект начал работать с 4 марта. В течение нескольких месяцев аппаратно-программные комплексы установили на 38 перекрестках и четырех путепроводах столицы.

Цифры такие. С марта 2019-го по 31 января этого года вынесено 965 978 постановлений о нарушении ПДД. Из общего числа нарушителей больше половины водителей (57%) оплатили штрафы (это более 638,2 млн сомов). Но, как любят повторять в верхушке страны, деньги - это не главное. Главное - здоровье, которое сохраняют участники дорожного движения, избегая травм в ДТП. Количество аварий, утверждают в правительстве, уменьшилось в два раза (по крайней мере там, где работают камеры). Следящие за ситуацией на дорогах Бишкека АПК научили водителей более или менее культурному поведению: автовладельцы не выскакивают на встречку, останавливаются перед стоп-линией и пропускают пешеходов.

Чего не скажешь в целом о стране. В информационных лентах то и дело мелькают сводки об авариях на республиканских трассах. Едва ли не каждую неделю регистрируются дорожно-транспортные происшествия на объездной. Одна из последних страшных автокатастроф произошла в «Ак-Ордо» под Бишкеком. При столкновении «БМВ» и «Ниссана» погибло четыре человека...

Всего же с начала прошлого года, по данным ГУОБДД, аварийность на дорогах республики повысилась на 8,8%. На 6,8% выросла смертность в результате аварий, на 9,3% увеличилось число пострадавших.

О причинах такой печальной статистики и возможных решениях проблемы «Комсомолка» побеседовала с замначальника Главного управления обеспечения безопасности дорожного движения Ыманалы Саркуловым.

Ыманалы Саркулов рассказал, какие факторы влияют на общую картину аварийности.

Ыманалы Саркулов рассказал, какие факторы влияют на общую картину аварийности.

Фото: gov.kg

О НЕУЧАХ НА ДОРОГАХ

- Мы стали фиксировать рост количества дорожно-транспортных происшествий после принятия новых кодексов и правил учета ДТП. В прошлом году был запущен Единый реестр преступлений и проступков, и теперь люди, получившие даже незначительные травмы, регистрируются в системе, - напоминает Ыманалы Кадырбаевич.

Другие факторы, влияющие на общую картину аварийности, это неразвитость дорожной сети, увеличение транспортного парка и хромающее качество обучения в автошколах Кыргызстана - неопытные водители-новички со стажем вождения менее года чаще всего попадают в дорожные переделки. Более того. Проведенный инспекторами опрос среди автовладельцев показал, что свыше 80%(!) водителей, независимо от стажа вождения, неправильно «читают» знаки, не понимают значения разметки. Прибавьте сюда отсутствие культуры поведения (этим, бывает, грешат все участники дорожного движения), и станет понятно, почему на дорогах продолжают калечиться и гибнуть люди.

- Львиная доля ДТП совершается по вине водителей, пренебрегающих элементарными правилами дорожного движения. В 40% случаев это несоблюдение скоростного режима. Другая проблема - в стране в подавляющем большинстве ездят автомобили со сроком эксплуатации более 15-20 лет. А поскольку техосмотр в Кыргызстане отменен, государство не может контролировать техническое состояние транспорта. В этом вопросе остается уповать только на сознательность самих автолюбителей, а она есть не всегда... Наконец, количество машин в Бишкеке в несколько раз превышает норму, установленную для бесперебойного и безопасного проезда десятки лет назад. То же самое наблюдается по всей стране. Колоссальную нагрузку испытывают автотрассы Бишкек - Ош, Бишкек - Нарын - Торугарт, - перечисляет представитель ГУОБДД.

И констатирует. Дорожную инфраструктуру нужно развивать, строить многоуровневые развязки и скоростные дороги даже внутри города. Пока мы не будем идти в ногу со временем, от проблемы никуда не деться.

И что тогда? Вся надежда на «Безопасный город»? Но сможет ли сбить рост аварийности запуск второй фазы проекта, которая охватит семь областей, два города республиканского значения, 15 областных и районных городов и 73 населенных пункта?

КАПЛЯ В МОРЕ

А вот здесь заместитель начальника ГУОБДД делает оговорку, проясняя важный момент.

- Если один аппаратно-программный комплекс контролирует в общей сложности 1 километр участка дороги, то с учетом того, что камеры в Бишкеке установлены в 42 точках, мы охватили всего лишь 42 км (или 3,5%) от всей протяженности улично-дорожной сети столицы. В Чуйской области АПК, установленные в 48 местах, контролируют, соответственно, 48 км (полтора процента от всей протяженности дорог). Это мизер! Пока хотя бы 30% улично-дорожной сети не будет охвачено камерами видеонаблюдения, мы не получим желаемого результата. Значит, нужно увеличивать количество камер в Бишкеке и по всей стране, - поясняет Ыманалы Саркулов.

В общей сложности, в рамках второго этапа «Безопасного города» предусматривается установка 266 стационарных комплексов и 40 передвижных. До конца 2020 года они будут распределены и начнут работать по всему Кыргызстану, если, конечно, не произойдет никаких срывов.

А уже на третьем этапе, по мнению представителя ГУОБДД, к реализации аналогичного проекта нужно привлекать местные органы самоуправления. При этом установки на местах должны быть интегрированы в общую систему и иметь единые технические параметры. Возможно, тогда в масштабе всей страны мы и ощутим положительные результаты работы проекта «Безопасный город», как в вопросах снижения аварийности и ее последствий, так и в плане профилактики преступности.

КСТАТИ

Прокатимся с ветерком?

В 2019 году одна из инициатив МВД вызвала в обществе бурные обсуждения. Министерство предложило разрешить водителям разгоняться на некоторых участках трасс до 110 км/ч, аргументируя тем, что это позволит увеличить пропускную способность дорог международного значения. Кабмин предложение поддержал.

Между тем, общество заволновалось. Любителей погонять на дорогах и так хватает, количество ДТП зашкаливает. А самый главный аргумент - дороги страны попросту не предназначены для развития высоких скоростей. Нет в Кыргызстане автобанов!

- Сегодня в пилотном варианте мы рассматриваем только один вариант - это реабилитированный участок автодороги Бишкек - Нарын - Торугарт, от перевала Кувакы до города Балыкчи, общей протяженностью 23 км, - отмечает Ыманалы Саркулов, комментируя инициативу МВД. - Мы тщательно изучили экспериментальный участок, и теперь Минтранс должен выделить дополнительные средства на проведение мер по усилению безопасности на этом отрезке. Будут установлены знаки, по обочинам с обеих сторон - парапеты, исключающие выход людей и животных на дорогу, созданы отдельные полосы для торможения и разгона. Только после этого водителям разрешат ездить на этом участке со скоростью 110 км/ч. Безопасность остается в приоритете!

ЯЗЫКОМ ЦИФР

С начала 2020 года по 6 февраля в республике произошло 584 ДТП. В авариях погибли 63 человека, ранены 823.