Кыргызстан
+13°
Boom metrics
Сегодня:
Общество26 февраля 2020 6:47

Глава Фонда развития природы Улугбек Арстанбаев: Болеете за экологию? Предлагайте решения!

Природоохранный фонд, разговор о котором впервые подняли два года назад, выходит на финишную прямую. О приоритетных направлениях, процедуре отбора проектов и заслоне от коррупции «Комсомолка» побеседовала с его руководителем
Нынешний глава Фонда развития природы проработал в области охраны окружающей среды более 20 лет и с экологическими проблемами республики знаком не понаслышке.

Нынешний глава Фонда развития природы проработал в области охраны окружающей среды более 20 лет и с экологическими проблемами республики знаком не понаслышке.

Фото: Гульнура ДЖЕКШЕМБАЕВА

МИЛЛИОНЫ НА СПАСЕНИЕ ПРИРОДЫ

На столе председателя Фонда развития природы Улугбека Арстанбаева в прозрачных файлах накопилось уже около десяти заявок. Интерес к новому учреждению появился с образованием прошлой осенью конкурсной комиссии по отбору экопроектов. После почти полуторагодичной «паузы», на которую руководство страны поставило работу фонда, заинтересованные стороны, наконец, увидели движение вперед.

Режим ожидания, напомним, включился с возобновлением переговоров правительства с руководством золотодобывающей компании «Центерра» по соглашению от 2017 года. Именно в нем впервые был прописан пункт о финансировании инвестором нового фонда, который возьмется за решение глобальных в масштабах Кыргызстана экологических проблем.

По первоначальным договоренностям, золотодобытчик обязался предоставить кыргызскому партнеру единовременную выплату в 50 млн долларов и в последующем ежегодно перечислять по $2,7 млн вплоть до завершения срока работы рудника. Правительству Абылгазиева удалось поднять ежегодную сумму отчислений на миллион. По решению сторон эти деньги направят на природоохранные программы и проекты, призванные улучшить экологическую ситуацию в стране.

А ЧТО В ПРИОРИТЕТЕ?

Помимо единовременного платежа в $50 млн инвестор уже сделал выплаты за 2017-2019 годы. Таким образом сегодня на счету природоохранной организации - 61,1 млн долларов.

- Внушительная цифра, Улугбек Эсенбекович! И сразу два главных вопроса: на что пойдут деньги Фонда развития природы и как вы обеспечите их целевое использование? Можем ли мы быть уверены в том, что коррупция не доберется до кумторовских миллионов?

- У нас несколько приоритетных направлений в области охраны природы. Прежде всего это сохранение водных ресурсов. Речь идет о строительстве современных очистных сооружений, причем не только на Иссык-Куле, где они не обновлялись с 60-х годов прошлого века, но и по всей стране. Второе - борьба за чистоту атмосферного воздуха, для Бишкека сегодня это проблема №1. Здесь нам, к примеру, интересны проекты по установке солнечных панелей. Положительный опыт использования гелиоколлекторов в бишкекских котельных говорит о том, что в этом направлении нужно продолжать работу. Третий приоритет - ликвидация стихийных свалок и приведение в порядок мусорных полигонов. Ну, и четвертое - озеленение, в частности, посадка саженцев на селеопасных участках. Кроме того, мы готовы финансировать научные труды и информационные кампании, программы по сохранению биоразнообразия и даже открытие заповедных зон. Все зависит от грамотного обоснования и актуальности проекта.

Что касается исключения коррупционных рисков, здесь важна сама процедура отбора. Есть секретариат при Госагентстве охраны окружающей среды и лесного хозяйства, который занимается сбором и подготовкой документов. Потом эти документы будут изучать члены Конкурсной комиссии из 13 человек во главе с первым вице-премьер-министром Кубатбеком Бороновым. На заключительном этапе проект должен пройти согласования в Минфине и Аппарате правительства. За прозрачностью работы проследит Наблюдательный совет. Что еще важно, деньги будут распределяться через бюджет - ни общественный фонд, ни Конкурсная комиссия к ним не имеют доступа. Проекты рассматриваются на условиях анонимности - членам комиссии ничего не известно о конкурсантах. То есть решения будут приниматься максимально беспристрастно и прозрачно.

ИНВЕСТОРАМ БУДЕМ РАДЫ

- Об этом подробнее. Есть ли уже первые ласточки, чьи проекты были одобрены комиссией?

- В этом вопросе общественный фонд столкнулся с временными сложностями. Сейчас мы работаем над инструкцией по выделению средств (они хранятся в казначействе Минфина) на природоохранные мероприятия. Да, мы берем на себя безвозмездное финансирование (примерно 40% от бюджета фонда) некоммерческих экопрограмм. Это решение экологических вопросов госорганов и муниципалитетов, а также населенных пунктов в отдаленных дотационных районах.

Сегодня же идет отработка механизма беспроцентного финансирования. То есть, если проект в будущем будет приносить прибыль его разработчику, деньги будут выдаваться на определенный срок, допустим, на пять лет, без процентов, но с условием возврата. Для примера, это такие проекты, как: строительство мусороперерабатывающего завода, развитие пчеловодства, создание лесных и садовых плантаций. Выделять займы через коммерческие банки на реализацию подобных инициатив мы не можем - комбанки накручивают свой процент, возникают вопросы с залоговым обеспечением. Потому ищем приемлемые кратчайшие пути финансирования через госучреждения. Как только эта проблема решится, начнется полноценная работа.

- Сколько придется ждать человеку с момента подачи заявки и до выдачи денег в случае, если его проект получит поддержку?

- В среднем около месяца. При этом если сама идея отвечает нашим требованиям, но, допустим, представлена в сыром виде, мы можем провести консультацию, объяснить, какие еще документы необходимо собрать. Подавать заявки на конкурс могут все желающие: местные власти, простые кыргызстанцы и бизнесмены. Не исключаем и возможности привлечения к работе инвесторов. Это вариант софинансирования проектов. К слову, за их исполнением будет вестись жесткий контроль, а деньги - выдаваться поэтапно по мере освоения.

ТРИ КОМПОНЕНТА УСПЕШНОГО ПРОЕКТА

- После закрытия рудника, а оно неминуемо, «Кумтор» перестанет быть для вас источником финансирования. Думали над тем, как продлить фонду жизнь?

- Правительство прорабатывает вопрос привлечения других недропользователей. Горнодобытчики, которые уже работают, и компании, заключение соглашений с которыми пока в перспективе, тоже должны будут делать отчисления в фонд. Стратегическое соглашение с «Кумтором» - это первый шаг. С 2020 года разработчиков недр в Кыргызстане начнут обязывать вносить свой вклад в сохранение экологии и природных богатств.

- Какие стоят задачи на 2020 год?

- Сложно говорить о конкретном количестве проектов, которые будут профинансированы в наступившем году. Мы этого знать не можем. Первостепенная задача - объездить все даже самые отдаленные районы и презентовать основные направления фонда. Мы хотим донести до каждой заинтересованной стороны, от простых жителей до иностранных инвесторов, что экологическая, экономическая составляющие и инновационный подход - это те три ориентира, на которые будем опираться при изучении экопроектов для их успешной реализации и максимальной отдачи.

ДОСЬЕ «КП»

В области охраны окружающей среды Улугбек Арстанбаев работает 24-й год и с экологическими проблемами знаком не понаслышке. Начинал с должности рядового инспектора. С 2005 года работал директором Сары-Челекского государственного заповедника, с 2010-го - заместителем директора Республиканского фонда охраны природы. В 2012-м назначен директором Чуй-Бишкек-Таласского фонда охраны природы и развития лесной отрасли.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Стратегическое соглашение по «Кумтору»: Правительство поставило точку в экологическом вопросе [ПОДРОБНОСТИ]