Премия Рунета-2020
Челябинск
+2°
Boom metrics
Общество21 июня 2022 23:41

«На фронт взяли за два месяца до 18-летия»: ветеран из Челябинска рассказал о первых и последних днях войны

Степану Полетавкину пришлось вместо трактора осваивать танк
Степан Прохорович в 95 лет не потерял боевой настрой!

Степан Прохорович в 95 лет не потерял боевой настрой!

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

95-летний Степан Прохорович Полетавкин из Челябинска уже не посещает Парады Победы - здоровье не то. Но 22 июня 1945 года запомнил на всю жизнь. Уже тогда было понятно, что на страну надвигается что-то страшное. Только поначалу никто не думал, что война затянется на столько лет и призывать будут таких молодых мальчишек, каким был тогда Степан Полетавкин. Он рассказал КП-Челябинск о первой любви, мечте о танке и взятых в плен японцах.

В квартире на ЧМЗ нас встречает Степан Прохорович вместе с председателем ветеранской организации Анной Ивановной Любавиной. Мужчина к нашему приходу готовился – на пиджаке висят памятные награды, одет в костюм и рубашку. А дома порядок – убирается и готовит Степан Прохорович, несмотря на почтенный возраст, 95 лет, сам. Иногда выходит в магазин или просто прогуляться:

– Хотелось женщину увидеть хорошую, для этого тоже походить надо, – смеется ветеран.

О войне Степан Прохорович говорит легко, лишь иногда дрожит голос и стекает по щеке пара слезинок.

Родился и рос Степан Полетавкин в селе Буланово Челябинской области. Отец с детства рассказывал сыновьям и дочери о своей службе. Семья занималась сельским хозяйством. А Степан вместе с братом еще и соседу помогали валенки катать.

Два месяца оставалось Степану до совершеннолетия – на фронт забрали раньше: 6 ноября 1944 года. Из села призвали всего двоих: Степана и еще одного парня. Мужчин в то время в поселении почти не осталось: одна молодежь и женщины.

– Попал в 384 стрелковый полк. Дали мне винтовку, ползал с ней и стрелял по мишеням. Все было хорошо. Но меня все время тянуло к технике. Брат у меня пришел с фронта, был танкистом, маленько на ногу хромал, рассказывал, как чего там устроено. Он был на танке Т-25, самые слабенькие танки были еще. Когда нас распределяли, я говорю: «Танкистом хочу быть», – дрожащим голосом продолжает рассказ ветеран. – Сразу в учебный полк направили. Начал учиться. Руководство увидело, что я хорошо знаю танк, дали двоих курсантов.

Учились тогда быстро и всему сразу. За четыре месяца молодые мальчишки освоили как водить военную технику, стрелять по мишеням и запускать снаряды. Выбора как такового не было – нужно было Родину защищать.

Сохранились фото со службы.

Сохранились фото со службы.

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

Весну и лето 1945 года Степан Прохорович провел на Украинском фронте уже как танкист. А в августе началась война с Японией – Степана Прохоровича отправили на границу. Два года проходил службу в пятом запасном танковом полку и охранял границу с Японией. Еще четыре года служил механиком-водителем.

– С японцами больше всего я и побыл. Прибыли мы на остров Шумшу: 38 на 40 километров. Выйдешь на сопку: там пролив, там пролив, а тут Тихий океан. И японцы-пограничники ходят. На танке едешь, смотришь, голова торчит, надо найти его. Берег высокий был. Выглянул, с командованием туда идешь, смотришь – дыра. Значит, японец где-то здесь. по этой дыре метров пять-шесть пройдешь, она поворотами и везде можно ожидать черте что. В плен брали японцев экипажами. Рассказывать можно много. Видеть все это надо, – сетует Степан Прохорович.

– Что запомнилось с острова?

– Как только приехали, поставили танки. А внизу, у берега, была пушка, которая стреляла через море. Сначала она пугала нас. Танк накрывали брезентовым плащом и рядом ходили. Пушка как выстрелит, снаряд летит через нас к Японцам.

– А чем там занимались после окончания войны?

– Пять лет на этом острове был. Оружие свое чистил, границу охранял, японцев ловил. Весь остров изрыт ходами подземными. Где ходишь, увидишь этого японца. На берегу машины их стоят. Они как увидят русского, сразу бегут прятаться.

Семь лет Степан Прохорович защищал Родину: сначала в Великой Отечественной войне, затем в Японской и на границе служил. Домой вернулся только летом 1951 года.

– Когда демобилизовался, прибыл в Челябинск к родственнику. Был дом свободный в частном секторе, меня поселили туда. Рядом за забором военные контейнеры стояли здоровые. Племянник мой где-то в заборе доску оторвал, а там конфеты были, – вспоминает ветеран.

Почти сразу устроился работать на Челябинский металлургический комбинат. Так и трудился там до выхода на пенсию в 1999 году.

Степан Прохорович уже не участвует в парадах, митингах, не возлагает цветы к Вечному огню, а тихо, по-домашнему вспоминает всех, кто служил с ним и кто погиб, защищая Родину.

Живет Степан Прохорович один: сам готовит и убирает. Но помогают и дети с внуками, и соцработник.

Живет Степан Прохорович один: сам готовит и убирает. Но помогают и дети с внуками, и соцработник.

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

К ЧИТАТЕЛЯМ

Присылайте сообщения в соцсетях ВКонтакте, Одноклассники.

Viber/WhatsApp: +7-904-934-65-77

Также у нас есть канал на Яндекс.Дзен и Телеграм

Почта: kpchel@phkp.ru