Сквозь время

«Комсомольская правда» отправилась на прогулку по челябинскому циферблату
о проекте
Первые ассоциации, которые возникают в голове у большинства людей относительно Челябинска, заводы, смог, суровые уральские мужики… Мы привыкли к нашему городу, к такому «рабочему», «промышленному», немного серому.

Мы каждый день ездим по одному и тому же маршруту: дом - работа - дом, у большинства из нас вырабатывается «тоннельное зрение», и мы перестаем замечать многие детали. Но у такого привычного Челябинска есть другой вид - особенный по колориту, хранящий истории и архитектурные секреты. Просто мы о нем забываем. А нужно-то немного: просто остановиться и оценить красоту в том, к чему годами привык наш взгляд. Завернуть в переулок и отыскать ритм жизни в, казалось бы, забытом миром маленьком покосившемся домике с огромным, богатым и интересным прошлым. Или поднять голову и ощутить мощь современности с ее технологиями, особенным стилем и совсем иной внутренней энергетикой.

Конечно, в нашем Челябинске вы не найдете величественных площадей, усадьб или, например, современного моста Эразма за углом. Но на городской карте есть достаточно малых и крупных планов, достойных того, чтобы о них знали и ценили по достоинству.
Эксперты
Юрий Латышев
координатор
краеведческой группы "АрхиСтраж"
Сергей Якобюк
председатель правления
НП "СРО СПО Южного Урала"
Алексей Рудик
Партнеры
ПРИГОРОДНЫЙ ЛОКОМОТИВ
Свое путешествие мы начали с места, которое является значимым объектом для любого города — это вокзал.
История челябинского вокзала началась еще в конце XIX века, когда в город прибыл первый поезд. Но сейчас речь пойдет не о главном здании вокзала (хотя оно тоже достойно огромного внимания, поскольку имеет в своем багаже много интересных исторических и архитектурных тонкостей).

Мы бросили свой взор на пригородный вокзал на станции Челябинск-Главный.

Точную дату первой постройки, к сожалению, найти не удалось.

Известно, что предыдущее одноэтажное здание пригородного вокзала было построено из кирпича и сдано в эксплуатацию в 1966 году. Это было совершенно уютное местечко, немногим более 600 квадратных метров, работало здесь шесть касс. И все бы ничего, если бы не увеличивающийся с каждым годом поток пассажиров. Помещение уже не могло обеспечить должным комфортом горожан и гостей города.

И вот 24 июля 2004 года на эскизе генерального плана развития пригородной зоны станции Челябинск-Главный, Президент ОАО «РЖД» Г.М. Фадеев оставляет надпись: «Быть пригородному вокзалу…». С этого момента и началась история строительства нового пригородного объекта.

Подробнее >>>

Кстати, решение господина Фадеева получило поддержку у губернатора Челябинской области П.И. Сумина, главы города Челябинска В.М. Тарасова и начальника ЮУЖД ОАО «РЖД» А.С. Левченко. А право на выполнение проектных работ получил институт «Челябжелдорпроект».

Вообще пригородный вокзал получился достаточно необычной формы. В темное время суток, при работающем дополнительном освещении, он похож на большой локомотив, пронзающий пространство и стремящийся вперед к новым горизонтам.

Ощущение внешней мощности и надежности здания дает в большей степени смешение материалов, которое использовалось при строительстве и отделке: здесь и металл, и тонированное в массе стекло, натуральный и искусственный камень, композитные материалы. Особое внимание уделялось, конечно, антивандальным свойствам материалов.

Что касается внутреннего пространства, то оно достаточно удачно продумано. Вокзал оборудован в соответствии с современными стандартами: это пандусы, эскалаторы, лестницы, а также турникетные системы контроля.

Плюс в том, что пассажиры с городского транспорта и автовокзала через подземный переход сразу попадают в просторный зал здания вокзала. Он расположен на одном уровне с тоннелем, на 4,5 м ниже уровня земли. Здесь можно приобрести билеты и через турникеты пройти по тоннелю на платформы.

Второй и третий этажи сформированы вокруг атриумного пространства и имеют естественное верхнее освещение. Здесь и кафе, и залы ожидания с панорамными окнами, из них открываются красивые виды на город и железнодорожные пути. Третий этаж отдан под служебные помещения пригородной компании.

На самом деле, рассуждая об оригинальности и определенной степени инновационности этого здания, не стоит упускать из виду его энергетическую составляющую. Конечно, речь не идет о «чудесах, здесь кто-то бродит…».

Как бы это странно не звучало, но именно энергетика объекта во многом определяет его место на карте города. Бывают места настолько красивые и комфортные, что, когда заходишь в них, хочется остаться там надолго, а бывают такие, которые хочется обходить стороной.

Лично нам удалось найти в здании челябинского пригородного вокзала тот симбиоз внешней монументально-неожиданной формы и внутреннего содержания со своими секретами, историями и особенностями.

Мы же, в поисках интересных подробностей об этом здании, не стали заказывать экскурсионную программу, а обратились за комментариями к человеку, который имеет прямое отношение к проектированию пригородного вокзала, к главному архитектору института «Челябжелдорпроект» Алексею Рудику.
«Новая» история челябинского пригородного вокзала началась более 10 лет назад, когда руководство «Южно-Уральской железной дороги» объявило архитектурный конкурс, решив, что город просто обязать иметь достойное здание подобного функционального назначения.

Причиной тому стал тот факт, что старое здание уже не справлялось с потоком пассажиров, а организовывать пригородную зону на вокзале дальнего следования было совершенно нецелесообразно. Пригородный вокзал - это другой ритм, другие пассажиры и другие объемы.

Всеми проектными работами было поручено заниматься институту «Челябжелдорпроект».

По задумкам архитекторов, здание пригородного вокзала должно было быть неким композиционным центром всей пригородной зоны. Сама комплексная застройка представляла собой сплошной фронт длиной 300 метров, который брал свое начало от сквера у вокзала дальнего следования и заканчивался у виадука в Ленинский район.

Подробнее >>>

Если обратить внимание на эскизы проекта, то перед нами стилистически выдержанная концепция, включающаяся в себя дополнительные сооружения разного размера, которые лаконично дополняют друг друга.

Но поскольку город, в первую очередь, нуждался в комфортном, отдельно стоящем здании пригородного вокзала, то все силы были брошены именно на его детальную проработку.

Просчитывалось все: место положения, емкость, возможная пропускная система, запас прочности, качество отделочных материалов. Ведь нельзя построить здание, которое будет существовать отдельно от среды и не учитывать ее потребности.

Одной из основных задач, которая была поставлена перед архитекторами, - это грамотная и удобная организация пассажиропотока, соединяющая все остановки транспорта, переходы на железнодорожные перроны и т.д. Прорабатывались три технологии передвижения пассажиров. Остановились на варианте подземных переходов, поскольку он оказался выгодным и с экономической, и функциональной точки зрения.

Движение пассажиров начинается на городской территории, проходит транзитом через пригородный вокзал и заканчивается выходами на перроны пригородных поездов. Доступными для инвалидов и маломобильных групп населения (МГН) переходы оборудованы пандусами. Одним из ноу-хау для того времени стало введение в эксплуатацию турникетной системы контроля, которая показала свою эффективность во многих крупных городах России.

С точки зрения архитектуры, этот объект принадлежит к зданиям атриумного типа. Здесь нужно отметить, что для Челябинска, который, в основном, мыслил масштабами панельной застройки, такое решение было нестандартным и достаточно рисковым, поскольку в строительстве зданий с подобным функционалом принято было идти по рациональному пути, по давно отработанной схеме: сетка колон 6х6 метров, плюс балки, плюс перекрытия…

Во время проектирования пригородного вокзала все прекрасно понимали: чтобы положить несущую балку, которая удержит все верхние этажи, по размеру, она должна составить 1/10 часть пролета, т.е. 2 метра высотой, а это перечеркнет всю концептуальную идею. Однако решение было найдено благодаря специалистам по металлоконструкциям, которые, проделав огромный пласт работы, смогли уменьшить балку до 80 см и тем самым исключили присутствие больших опор во внутреннем пространстве пригородного вокзала.

Нужно отметит, что новый павильон построили достаточно быстро. В 2007 году здание было запущено в эксплуатацию, и как обычно это бывает, вызвало много противоречивых мнений. Кто-то считал его слишком пафосным и большим для челябинского пригородного сообщения, кто-то рассуждал о его странных формах, не вдаваясь в подробности идейной составляющей, кто-то хлопал в ладоши со словами «ну, наконец-то». Сколько людей, столько и мнений. Но факт остается фактом - здание пригородного вокзала является частью архитектурной карты нашего города и навсегда останется в истории Челябинска.
Значимые выполненные проекты в г.Челябинске:
1. Реконструкция физкультурно-спортивного комплекса
«Локомотив» (2014 г.)
2. Капитальный ремонт Челябинского государственного
цирка (2014 г.)
3. Реконструкция учебного корпуса №1 Челябинского института путей сообщения (2014 г.)
4. Путепровод №2 в районе поста «4-й километр станции
"Челябинск-Главный» (2013 г.)
5. Реконструкция дорожной клинической больницы по ул. Цвиллинга, г.Челябинск (2010 г.)
6. Строительство единого диспетчерского центра управления перевозками ЮУЖД, ст.Челябинск (2007 г.)
7. Строительство пригородного вокзала
ст.Челябинск-Главный (2007 г.)
8. Строительство путепроводной развязки через ул.Рождественского, г. Челябинск (2007 г.)
9. Строительство комплекса храма Смоленской Божией Матери Одигитрии с фонтаном на ст.Челябинск-Главный (2005 г.)

СПРАВКА
Институт «Челябжелдорпроект» - филиал АО «Росжелдорпроект» был образован в 1938 году. Сейчас это динамично развивающееся предприятие.
Институт выполняет в полном объем объеме:
-все виды инженерных изысканий;
-проектирование железных дорог и подъездных путей;
- проектирование объектов промышленного, гражданского, жилищного строительства;
- проекты реконструкции и капитального ремонта, в том числе объектов культурного наследия;
-кадастровые работы.
Институт обладает всеми необходимыми производственными ресурсами, располагая высококвалифицированными специалистами (270 человек), мощной материально-технической базой, полным комплектом лицензированного программного обеспечения, современным геологическим и геодезическим оборудованием, аттестованной геологической лабораторией.
Неприметный итальянский дворец в центре южноуральской столицы
На пересечении улиц Пушкина и Карла Маркса сейчас стоят солидные офисные здания и элитные жилые дома. А на одной из сторон перекрестка красуется 121-летний двухэтажный особняк. Принадлежал он когда-то отставному поручику Апполону Жемчужникову. Историки так и прозвали здание по имени прежнего хозяина.
Комсомолка собрала всю известную информацию об одном из самых загадочных особняков Челябинска

По сей день о строении известно немного. Он скорее остается черным пятном на карте достопримечательностей Челябинска. Беда в том, что документов о его исторической значимости не сохранилось. Чтобы подтвердить его важный статус необходима экспертиза. Впрочем, заключение специалистов может быть и отрицательным.

- Здание красиво отделано, все признаки исторического наследия налицо, - рассказывает краевед Юрий Латышев. - Однако внутри, вероятно, интерьеры не сохранились. У нас вообще в Челябинске мало где сохранилось первозданное убранство помещений. Особняк облицован гранитными плитами. Второй такой дом есть только на Кировке ("Цыплята табака" - прим.ред.). вероятно, интерьеры не сохранились. У нас вообще в Челябинске мало где сохранилось первозданное убранство помещений.
По словам историка, облицовка означает, что хозяин был не бедный. Подобные проекты делали состоятельные вельможи Петербурга. Однако личность Жемчужникова как и его дом - загадка. Здесь тоже требуется экспертиза.

- Скорее всего, к отставке скопил денег, да вложил их в особняк, - продолжает Латышев.

Подробнее >>>

Однако в ближайшие годы челябинцам вряд ли раскроют тайну этого дома. Работу экспертов оценивают в сто тысяч рублей. Ее может оплатить любой желающий или местные власти. Но вот чиновников средств пока выделяют крайне мало.

Двухэтажный дом выстроен в стиле итальянского палаццо - это роскошный городской особняк. Строили их с эпохи Возрождения и до конца XVIII века. Знаменитые постройки-дворцы и по сей день украшают крупные итальянские города, особенно славится ими Флоренция. Только вот европейцы возводили свои палаццо в три этажа и куда выше. Но в целом, во внешнем облике действительно есть нечто схожее.

В начале XX века здесь была челябинская торговая школа. Современным языком - экономический колледж. Образование не высшее, но довольно хорошее. Торговцев обучали не только принципам рынка, но и естественным наукам. В советские годы здесь был госбанк, а после распада Союза - уже частный. Последние 14 лет здесь находится промышленная картель.
Хованов строил особняк в центре для большой семьи
Купеческий особняк Дорофея Хованова – ныне объект культурного наследия Челябинской области, в начале прошлого века был едва ли не самым красивым зданием города. Первый заложенный кирпичный жилой дом!
Цоколь из серого гранита, фундамент из бутового камня, неоштукатуренный полнотелый красный кирпич, богато декорированная кирпичная кладка, резные двери и ворота...

Кованные решетки с изящным рисунком. Балкон с тремя выходящими окнами. Аттик, известный еще со времен древнегреческих времен, фигурные столбики с вазонами. Дом с мезонином. С тремя ризалитами (секциями). Редкая по красоте архитектура в стиле поздней эклектики. Специалисты определяют такой стиль, как использование элементов «исторических» архитектурных стилей, начиная с античности. Такое направление было особенно популярно в 1830-1890 годах.

Историки приоткрывают тайну строительства этого архитектурного шедевра на улице Васенко, 25, - в те годы - Оренбургской. В 1908 году уволенный в запас рядовой Дорофей Хованов берет крупную ссуду в банке и начинает строительство большого особняка. Горожанин не скрывает - строю родовой дом для своей семьи.

Подробнее >>>

Хованов сам участвует в строительстве дома. Не чурается никакой работы. Через два года после начала грандиозной по тем временам стройки случается оказия - Дорофей падает со строительных лесов почти со второго этажа.

Да крайне неудачно. Повреждено легкое. Травмированы другие органы. Через некоторое время Хованов умирает в больнице.

Долги покрывает известный челябинский купец Гавриил Башкиров. Дом на 25 комнат достраивается и переходит в его владение. Предприимчивый купец решает не заселяться в такие хоромы, а приспособить роскошное здание под гостиницу и ресторан. Часть площадей сдавал в аренду. Дом приносит Башкирову стабильный доход. Однако через несколько лет, как свидетельствуют архивные документы, Башкиров продает особняк за 60 тысяч рублей товариществу «Лаптевы и Манаев». По каким-то причинам уже в 1916-м дом передается в дар городу, о чем свидетельствует заметка в городской газете «Челябинский листок».

После революции богатый особняк, понятное дело, «приватизирует» государство. В разные годы здесь располагался универмаг, потом его комнаты даже приспосабливали под музей. Позже здесь «прописали» хранители правопорядка. Поочередно в доме Хованова «хозяйничали» сотрудники НКВД, УВД. Ныне здание находится в ведении областного управления ФСБ (располагается в одном из подразделений ведомства).

По словам координатора проекта «Архистраж» Юрия Латышева за более, чем вековую историю, дом практически не изменился (были укреплены лишь несущие конструкции). Почти полностью сохранилась планировка комнат…
«Запасной рядовой» Дорофей Хованов так и не успел обжиться в особняке, который он заложил на заемные деньги и начал возводить в центре города. Несмотря на это, дом и сегодня носит его имя.
Как выглядели торговые комплексы в начале ХХ века
Предвоенный 1913-й был одним из самых успешных в царской России. Ах, если бы не Первая мировая война и не последующая революция, которая разрушила все - и производство, и государственный уклад, и семьи, и судьбы людей…
Многим иностранным дипломатам и экономистам Россия образца 1913 года представлялась весьма развитой страной, а для полного расцвета ей не хватало каких-нибудь десятилетий. Увеличивалось производство, экспорт сельхозпродукции, росло благосостояние всех сословий.

Именно в 1913 году в уездном Челябинске появляется большой магазин с витринами - пассаж братьев Яушевых. Естественно, на главной улице, коей в то время была улица Симбирская, ныне ул. Труда. Так же, как и сейчас, открытию предшествовала рекламная кампания. Газета «Голос Приуралья» выделила для этого целую полосу.

Выглядел пассаж Яушевых несколько иначе, чем сейчас. У него были полноценные витрины - аналогичные тем, что мы видим в современных магазинах. Однако двумя годами позже, вследствие так называемого бабьего бунта, шикарное стекло было побито. Ему на смену пришел более частый оконный переплет, который стоит и поныне. Кроме того, центральный вход в пассаж был по центру, какой и должен быть в крупном магазине.

Подробнее >>>

Посетителей того времени здание поражало своими масштабами. Оно было самым большим по сути торговым комплексом. Тогда практически впервые в Челябинске были использованы большепролетные конструкции, обеспечив необходимый простор анфиладам торговых залов. У здания было автономное электроснабжение за счет нефтяного двигателя и паровое отопление. Были оборудованы и подъемные механизмы, аналог современным грузовым лифтам.

Архитектором здания является Аркадий Андреевич Федоров. Правда, в бумагах того времени он подписывался «инженер». И, согласно своему образованию, являлся именно технарем. Помогал проектировать городской водопровод. Оттого удивительно, что именно инженер смог создать столько уникальных зданий того времени. Его проектами также являются магазины Валеева («Молодежная мода». - Прим. Ред.) и Стахеевых, гостиницы Башкирова в Троицке, особняк Данцигера на ул. Пушкина 1. Все эти здания выполнены в характерном для того времени стиле модерн. Он весьма изящный и эстетичный, декоративный. Впрочем, модерн славится и тем, что стремился к новым материалам и технологиями. На фасаде здания пассажа использована керамическая плитка, усиливая декоративный эффект здания, вход венчает аттик, а из украшений использованы колонны с пилястрами, вазоны.

На снимках 1913 года видны красиво оформленные витрины. А продавались в пассаже в большом количестве ткани, всевозможная галантерея - перчатки, ридикюли, шляпки, кружева. Из «бытовой техники» присутствовали патефоны, фотографические товары. Для интерьера предлагались пальмы, зеркала.

После революции в этом здании поселились пехотные командирские курсы, а картинная галерея, что переехала сюда только в 1952 году. «Дворец торговли» стал «Дворцом искусства».

Последующее соседство с филармонией затронуло и знаменитое здание пассажа. Часть помещений ушла к Концертному залу, над левой стороной теперь возвышается верхнее пространство сцены, что вносит некоторую дисгармонию в это великолепное здание.
-- Пассаж Яушевых - это одно из лучших зданий старого Челябинска, - убежден руководитель Союза проектных организаций Южного Урала Сергей Якобюк. - С Венеции были привезены зеркальные витражи с крупной разрезкой. Внутри - два больших зала. Посредине - трехмаршевая лестница. Это одно из первых зданий, где были применены большепролетные монолитные перекрытия. Была медная разводка инженерных коммуникаций - водоснабжения, отопления. Все здание было с оформлением интерьеров, осветительной аппаратурной, инженерии в стиле модерн.

Еще в 80-е годы я делал проект восстановления этого здания. Там необходимо было убрать перегородки, которые нарушили пространство залов. Кстати, соседнее здание справа, которое сейчас, кажется, принадлежит СЭС, изначально предназначалось для проживания персонала магазина этого и целой сети торговых точек этих же владельцев. Конечно, сейчас мы обозреваем здание пассажа с двух сторон в том числе и с дворовой части ( с моста через реку Миасс – Прим. Ред). Поэтому может быть стоит обновить существующее здание, повторить фасад.

Комплекс, который складывается из зданий пассажа Яушевых, магазинов Валеева («Молодежная мода» - прим. Ред.) и Стахеева («Табачная фабрика» - прим. ред.), неплохо было бы восстановить в историческом контексте. Это бы украсило площадь Ярославского, и, в целом, городскую среду исторической части города.

Сергей Якобюк
председатель правления
НП "СРО СПО Южного Урала"
В центре Челябинска стоят казармы, в которых бывали Блюхер, Цвиллинг и Жуков
За кирпичные здания в центре города сто лет назад боролись красные и белые
9 декабря этому архитектурному памятнику исполнится 102 года. Более века назад знаменитому архитектору Челябинска Аркадию Федорову поручили построить комплекс зданий для Инсарского полка. Роты этого подразделения были расквартированы по всей области.

Место дали стратегически важное - Семионовскую горку, высота которой, между прочим, 245,5 метра. Рядом перекресток улиц Северной и Западной. Неподалеку - пара избушек и больше ничего. Обзор местности прекрасный. Сегодня "наивные" названия улиц по сторонам света отошли в прошлое. На их месте - важная артерия города, Свердловский проспект и улица Калинина. А стоят красные казармы на территории бывшего автомобильного училища. По назначению их используют до сих пор.

Подробнее >>>

Но вернемся в прошлое. Архитектор Федоров, когда работал над зданиями, о грядущей смене политической обстановки помыслить не мог. Просто выбрал материал понадежнее - красный кирпич. А известен зодчий был тем, что в Челябинске по его проектам к тому времени уже возвели дом купца Валеева, который сейчас все знают как "Молодежную моду", водонапорную башню на Воровского и пассаж Яушевых, в котором сейчас выставляется картинная галерея.

Во времена Первой мировой Инсарский полк бросили на передовую Восточного фронта. Там, в отличие от Западного, где все было без перемен, шли самые масштабные бои. Однако многим уральцам удалось выжить.

Офицеры потом даже привезли в Челябинск знамя своего полка. Правда, к тому времени они уже были демобилизованы. В стране пылала Гражданская война. Здания из красного кирпича занял отряд гвардейцев того же цвета. Они в то время активно насаждали советскую власть в Челябинске.

В красных полках в Челябинске тогда служил бойкий оружейный мастер Самуил Цвиллинг, который нашел себя в революционной пропаганде и стал одной из знаковых фигур партии большевиков. Спустя год здания контролировал красногвардейский командир Василий Блюхер, который позже одним из первых получил маршала Союза.

Во время Гражданской войны зданием ненадолго завладевали белочехи. Как-то отряд из сотни практически безоружных чехославаков молниеносно взял эти казармы. А в них тогда было около трех тысяч человек. Историки говорят, что красные в вечер штурма хорошо отдыхали. Позвали дам, закатили гулянку. А чехи под покровом ночи взяли оружейный склад и, не потеряв ни единого бойца, вынудили красноармейцев сдаться. Однако потом казармы снова отбили красные.

Перед Великой Отечественной на базе казарм успели выстроить небольшой военный городок. А непосредственно на войну отсюда отправляли лыжные батальоны. Попутно здесь размещалась школа авиамехаников, затем автотракторных техников. Уже после войны маршала Жукова поставили руководить Уральским военным округом. Герой несколько раз навещал Челябинск с визитом.

Фото предоставлены Евгением Клавдиенко. //ssgen.livejournal.com/402143.html
После того, как в 2010 году по приказу Сердюкова автомобильное училище закрыли, Красные казармы стояли нетронутыми пару лет. Год назад здесь открыли учебный центр. Рядом с монументальными кирпичными стенами снова чеканят шаг и громогласно приказывают командиры. Судя по тому что казармы выглядят получше серых корпусов, что возводили в советское время, они воспитают еще не одно поколение офицеров.
Как первая теплоэлектростанция Челябинска стала «Храмом солнца»
Источник электроэнергии на улице Труда – плоды цивилизации самого начала прошлого века. По уровню «продвинутости» для тех лет нынче станцию вполне можно сравнить с открытием в городе первого 3D-кинозала или "Макдоналдса".
Богатый известный челябинский купец Василий Колбин задумал этот энергетический проект в 1902 году. Подал в городскую думу прошение «об организации электрического освещения». Без лишней бюрократической волокиты оно было одобрено.

И уже в 1905 году станция (ныне по улице Труда, 66а), работающая на двух импортных дизель-генераторах общей мощностью 50 кВт, была запущена. Под аплодисменты восторженных горожан электрический свет врубили на трех центральных улицах Челябинска: Сибирской (ныне - улица Труда), Уфимской (Кирова) и Большой (Цвилинга). С тех пор «дом электричества» некоторые стали называть «Храмом солнца». В архивных документах указывается, что Колбин подписал с думой договор на уличное освещение – 40 ламп по 25 ампер. За каждую лампу город платил купцу по 110 рублей в год…

Подробнее >>>

Северный модерн с восточным колоритом.
К слову, Василий Михайлович Колбин отстроил в городе несколько крупных зданий, имеющих общественное значение, открыл в Челябинске первую телефонную станцию, начал организацию трамвайного движения. Такому размаху можно и сегодня от души позавидовать. На улице Труда нынче размещена памятная доска с его барельефом и надписью: «Личный почетный гражданин Челябинска, меценат, общественный деятель».

В 1911 году после смерти Колбина его семья решает продать эту недвижимость с землей и надворными постройками. Через пару лет все это хозяйство выкупает муниципалитет, сразу же проводит капитальный ремонт здания и «заселяет» сюда депутатов городской думы (электростанция располагалась позади в примыкающем строении).

Парламентарии заседали здесь вплоть до революции 1917 года. А до этого городские власти сделали еще одно доброе дело - снесли здание старой небольшой теплоэлектростанции, построили новое (оно сохранилось до нашего времени) и в 1916 году запустили электростанцию с паровой машиной и двумя немецкими генераторами общей мощностью уже 250 кВт.

Топливом, как и прежде, служили дрова и местный бурый уголь. Кстати, переоборудованием и строительством станции в годы Первой мировой войны занималось российское представительство компании «Сименс-Шуккер», вложившее в этот проект, по архивным данным, 47 тысяч рублей.

Специалисты определяют архитектурный стиль здания как национальный вариант элегантного изящного северного модерна. Такие веяния пришли к нам из Скандинавии и прижились в основном в Санкт-Петербурге. Здания такого «романтического модерна» массивны и свободны от мелкого декора, оконные проемы выполняются в различных стилях и напоминают и северные скальные ландшафты, и масштабные средневековые сооружения. Такой стиль несет в себе готические и восточные черты. Египетские обелиски, - сужающиеся к верху монументы - взяты из архитектуры Древнего Египта, где они служили символами Солнца. Вероятно, этот факт также подтолкнул некоторых горожан к мысли окрестить станцию «Храмом солнца».

Любопытен и стилизованный символ на фасаде - диск с отходящими контурами, похожими на крылья. Архитекторы видят в них индустриальный образ - изображение рессор. Кстати, подобные памятники в европейских странах капитально реставрируют, превращая их в культурные объекты с сохранением исторических особенностей.
Что происходит здесь сейчас?
До конца 20-х годов прошлого века станция оставалась единственным в городе источником электричества. Уже позже, с начала 30-х годов, в Челябинске одну за другой запускают турбины ЧГРЭС. Мощность станции по тем временам более чем высокая - целых 150 МВт. Разумеется, старую электростанцию за ненадобностью закрыли.

Однако идеи Колбина запустить в городе электрический трамвай воплотились в жизнь в 1932 году. Именно в здании электростанции расположили тяговую подстанцию для обслуживания трамвайного движения и здесь же оборудуют временное трамвайное депо на шесть вагономест. Позже достраивают второй этаж, делают новый фронтон… В 1938 году было построено трамвайное депо по улице Первой Пятилетки и все трамвайное хозяйство переехало по этому адресу…

Однако здание бывшей электростанции так и осталось у трамвайщиков - оно и сегодня принадлежит "Челябгортрансу". Как и прежде, здесь тяговая подстанция, цех по перемотке электродвигателей буфет для водителей междугородных автобусов, а площадка перед зданием используется как стоянка для автобусов.

Такие исторические памятники принято относить к промышленной архитектуре, сохранившей свою подлинность, аутентичность и самобытность.
Партнеры
Как в Челябинске появился первый на Урале небоскреб
«Челябинск-Сити» простоит минимум сотню лет
О прообразе «Челябинск-Сити» впервые заговорили почти 20 лет назад. Тогда родилась идея строительства административного комплекса, соответствующего международным требованиям.

Современный офис должен был «проложить дорогу» крупным транснациональным корпорациям в наш региона. Расчет был прост: зарубежные компании привыкли работать при определенном уровне комфорта. Землю под строительство дали в 2002 году. Конкурс архитекторов выиграл Николай Семейкин. Он же проектировал Дворец пионеров и школьников, а также драмтеатр. Стиль южноуральского небоскреба называется - неоконструктивизм. Работать над конструкцией небоскреба помогали архитекторы ЮУрГУ и другие местные специалисты. За помощью пришлось обратиться и за рубеж: систему лифтов разработали в Финляндии, а систему безопасности - в Германии. Всего же на стройке трудилось более 300 рабочих.

Подробнее >>>

«Челябинск-СИТИ» стал своеобразной точкой отсчета для высотного строительства на Урале. По факту это первое офисное здание, преодолевшее стометровую высоту в нашем регионе. К примеру, проектировочные работы небоскреба "Высоцкий" в Екатеринбурге начались только в 2006 году, когда в "Челябинск-СИТИ" уже шли отделочные работы.

По технологическим особенностям фундамент здания нужно было заливать в кратчайшие сроки. Бетон для этого срочно делала вся стройиндустрия региона. Никаких ЧП за время строительства не допустили. Поскольку "Челябинск-Сити" был пионером высотного строительства на Урале, каждый шаг его возведения был тщательно выверен и так же тщательно контролировался.

Высокие запросы клиентов требовали использования дорогостоящих отделочных материалов. Так для внутренней отделки здания использовались такие дорогие элементы декора, как натуральный гранит, черный и белый итальянский мрамор, керамогранит.

Внутри здания нет несущих стен. Вся конструкция держится на колоннах. Благодаря этому арендаторы могут спокойно изменять планировку площадей. За синим стеклом кроется мини-город: рестораны, фитнес-центры, типографии, салоны красоты, бутики и конечно офисы.

По оценкам специалистов, небоскреб построен настолько хорошо, что простоит он не менее века. Возможно, до сих пор не все горожане приветствуют синий бриллиант в сердце города. Однако, как ни крути, "Челябинск-сити" уже стал частью истории всего Урала.

- Визитная карточкой южноуральской столицы, без которой уже немыслим архитектурный ландшафт города, - резюмируют в дирекции небоскреба.
ТТХ здания
Высота 111 метров
Общая площадь - 32 553,97 кв. метров (4,5 футбольного поля)
Количество этажей - 23
С 1-го по 3-й этаж помещения торговой галереи
4-ый этаж - ресторанная группа
С 5-го по 22-й этаж - офисные помещения
23-й этаж - смотровая площадка и технические помещения
«Сити» - это форма организации пространства. Под ним понимаются высотные административные здания, являющиеся средоточием финансовых деловых связей города, а не архитектурный ансамбль. Аналоги есть во многих городах: Москве, Самаре, Лондоне, Брюсселе и других.
Ни одна челябинская фирма сейчас не сможет повторить Торговый центр
Как советские строители подарили миру уникальную технологию
Строился первый челябинский ТРК около пятнадцати лет.

Проектировать его начали еще до возведения ДС «Юность». А когда последний кирпичик занял свое место, здание почти год не использовалось. Открыли его в 1975 году.
Правда, изначально градостроители планировали заложить Торговый центр на перекрестке проспекта Ленина и Российской. Там сейчас стоит бежевая четырнадцатиэтажка.

Объект знаменательный. Здесь впервые в мире возвели купол из сборных плит. Конструкцию потом презентовали в США и Германии. Размерами Торговый центр - 102х102 метра, а внутри нет ни одной опоры. Притом весит здание около 5 000 тонн. Размерами Торговый центр - 102х102 метра, а внутри нет ни одной опоры. Притом весит здание около 5 000 тонн.

Работали на объекте строители-промышленники. Это единственные люди, кто мог создать такое сооружение. Когда делали купол, по периметру прокладывали канаты. Потом тросы натягивали и отпускали. Плиты сжимались между собой в единую оболочку. Скептики говорили, что крыша долго не протянет.

Подробнее >>>

- Опыт промышленного строительства исключает такие вещи, - рассказывал как-то "Комсомолке" ныне покойный профессор ЮУрГУ Станислав Георгиевич Головнев. - Не буду кривить душой, но сейчас в Челябинске не найдется фирмы, которая смогла бы повторить Торговый центр.

Воспоминаниям строителей посвящены несколько исторических книг. От слов "отцов" Торгового центра веет доброй ностальгией. Документалист Китаев в своей книге "На строительных высотах" приводит слова главного механика: "Стали гадать, как нам заделывать стыки. Узнали, что есть в Москве изобретатель Анатолий Семенович Марчуков. Он сконструировал специальную насадку к растворонасосу - она увеличила его мощность, позволила гнать по трубам тяжелые растворы и бетоны. Связались с Марчуковым, пригласили в Челябинск. Он привез с собой две насадки. Но, когда осмотрел стройку, участвовать категорически отказался - слишком велик купол, на подобную высоту его установка бетон еще не подавала".

Но челябинцы настояли и изобретатель сдался. Но поставил условие: руководить процессом он будет лично. Ученый накинул спецовку и выбрал себе команду спецов. «Хобот» на куполе держали трое крепких плечистых мужчин, да и то с трудом. Зато щели между плитами забивались намертво. Так одними из первых в стране мы освоили приставку Марчукова».

Уникальная конструкция умеет "дышать", т.е. подниматься и опускаться в зависимости от перепадов температур. Это, кстати, первое в мире здание с такой технологией. Советские специалисты с гордостью возили технологию на международные выставки в Нью-Йорк и Лондон.

Пусть сейчас Торговый и проигрывает новым ТРК в посетителях, зато после открытия его каждый день посещали десятки тысяч человек. Администрация комплекса уверяет, что количество гостей доходило до ста тысяч.
В Минске есть рынок, который построен по схожей технологии. Белорусам также пришлось закупить часть материалов в Челябинске, чтобы повторить конструкцию. А наш Торговый центр давно уже стал добрым символом города. Таким же известным, как восточный верблюд, трактор и заводские трубы.
- Торговый центр - это достаточно интересное инженерное сооружение, по типологии - это пологая оболочка, сборная железобетонная конструкция. Она собирается из сборных ребристых плит. Их можно было собрать любых размеров.
Очень хорошо, что применили такое решение.
Но для того времени не было интересных решения для оформления покрытия. Сейчас они есть и , наверное, их можно было применить при реконструкции. Не исключено, что в будущем, когда будут менять «пирог», они будут использованы.
— Сергей Якобюк
Партнеры
Фрагмент колонны с каннелюрами на площади Революции
Театр драмы отражает образ античного искусства
Сегодня сложно представить здание Театра драмы где-нибудь в другом месте. Оно стоит на возвышении, перед ним - авансцена, по бокам - два офисных здания, словно театральные кулисы. А через сквер открывается отличная перспектива к проспекту Ленина.

Между тем, как рассказывают архитекторы, первая сложность, связанная с этим проектом, была как раз в поиске подходящего места, соответствующего статусу сооружения. И, тем не менее, им удалось гармонично вписать его в архитектурную ткань площади и города. Театр драмы завершил архитектурный ансамбль площади Революции, закрепив одну из композиционных осей центра города. Лучшего места для здания найти сложно.
Над проектом трудилась целая группа челябинских архитекторов: В.Л. Глазырин, Б.А. Баранов, Д.О. Олтаржевский, Ю.П. Перчаткин, А.Н. Слонимский, Н.Н. Семейкин, А.И. Рудик, инженеры А.А. Аверина, В.П. Туркин.
- После окончания вуза в 1974 году я пришел на работу в "Челябинскгражданпроект", - рассказывает архитектор Алексей Иванович Рудик. - Мы тогда параллельно проектировали театр драмы и киноконцертный зал, который должен был расположиться неподалеку от цирка, на берегу Миасса. Работы по строительству драмтеатра были начаты в 1973 году, и к моему приходу уже казалось, что этот проект заморозили до лучших времен. Но неожиданно все поменялось. Киноконцертный зал так и не построили, а драмтеатр был торжественно открыт уже в 1982 году.

Подробнее >>>

Образ здания напоминает фрагмент колонны с каннелюрами. Со стороны фасада можно увидеть 24 полуовала - слегка вогнутых прямоугольника-простенка, между которыми расположены оконные вертикали. Массивные входные порталы украшает ажурное каслинское литье, сделанное по рисункам московского художника Юрия Александрова.

- Мы объездили почти весь СССР, посетили все крупные концертные залы, пролазили их от подвала до крыши, - рассказывает Алексей Иванович Рудик. - В нашем проекте применили множество интересных решений. К примеру, вращающуюся сцену, подъемные механизмы, эстакаду, которая позволяет доставлять крупногабаритные грузы прямо к планшету сцены. Кстати, одна из художественных мастерских расположена прямо над ней. Так что, после изготовления декорации, к примеру задника, его можно просто спускать вниз, на сцену через специально устроенные для этого отверстия. Кроме этого был предусмотрен и так называемый малый зал на 200 мест. Мы его задумывали как экспериментальный театр. То есть зрители могут сидеть не только вокруг сцены, но и непосредственно на ней, а театральное действие - вокруг.

Тогда в 70-х годах сложно было поставить мощные кондиционеры, но инженеры применили систему вентиляции, которая подавала в зал свежий воздух с парка, с подогревом и увлажнением.

Несмотря на кажущуюся простоту, лаконичные формы самого здания, проектировщикам пришлось немало потрудиться. Так, в плане здание выполнено в виде эллипсов, образующих множество центров, из которых описываются линии построения наружных стен, ограждающих конструкций зрительного зала, галерей, балконов и т.д. Это создавало сложности для строителей, но позволяло выполнить объект необычной, запоминающейся архитектуры. Для зрительного зала были заказаны ряды кресел. Поскольку они тоже повторяют линии эллипса, то у каждого ряда свой радиус установки. Проектировщикам надо было детально все просчитать, чтобы реализовать замысел.

- В последний год перед сдачей в эксплуатацию здания я даже не ходил в родной институт «Челябинскгражданпроект». С утра надевал сапоги, спецовку и на стройку, где мы вели авторский надзор и решали возникающие в процессе строительства вопросы - продолжает Алексей Рудик. - У нас на объекте тогда был большой толстый гроссбух, где мы с Борисом Барановым, Николаем Семейкиным отрабатывали возникающие по ходу строительства вопросы и давали задания на их выполнение строителям.
Борисом Барановым, Николаем Семейкиным отрабатывали возникающие по ходу строительства вопросы и давали задания на их выполнение строителям.

К концу строительства было использовано три таких книги. Такой метод упрощал взаимодействие между проектировщиками и строителями и сокращал сроки реагирования на возникающие проблемы.

Такой метод упрощал взаимодействие между проектировщиками и строителями и сокращал сроки реагирования на возникающие проблемы.

Отдельные командировки в страны имели своей целью поиск отделочных материалов. К примеру, помимо белого коелгинского мрамора, который очень напоминает легендарный каррарский, еще использовали красный камень из Грузии, черный везли из Карелии, а золотистый, из Узбекистана. Полы вестибюля отделаны серым и черным гранитом. Причем оттенки каменных плит подбирали друг к другу, чтобы получился некий рисунок или орнамент. Интересно, что цветовое решение было выбрано в стиле греческого театра - пурпурный, золотой и белый. Все они должны были создавать парадную торжественность.
- Помню, как к нам доставили откуда-то из Африки огромный ствол редкого красного дерева, - продолжает Алексей Рудик. - Наша мебельная фабрика его распускала на шпон и делала панели, которыми облицованы стены зрительного зала, фойе и других помещений театра. Из массива красного дерева выполнены двери, декоративный орнамент, перила ограждений, барьер гардероба и т.д. А на месте, прежде чем все смонтировать, мы эти детали тщательно подбирали по рисунку и фактуре. Большую проблему, из-за сложной геометрии, доставило изготовление гипсового потолка основного зрительного зала, особенно той его части, которая примыкает к порталу сцены. Но благодаря изобретательности и находчивости строителей все эти сложные в техническом отношении вопросы были успешно решены.

Строительство шло в эпоху тотального дефицита. И, чтобы реализовать задуманное, авторам проекта пришлось применять смекалку и изобретательность.

Как вспоминает архитектор Борис Алексеевич Баранов, в интерьере фойе полированные латунные стойки перил лестниц и балконов выточены из металлических деталей на Челябинском тракторном заводе, сверкающие люстры фойе и бра собраны по эскизам Николая Семейкина трестом «Электромонтаж» из хрустальных элементов Саранского завода. Резные украшения из красного дерева на балконах в зале точили учащиеся ГПТУ г. Копейска. Ближе к окончанию строительства возникла проблема с креслами в большом зрительном зале. Те, что делали советские фабрики, не подходили по эстетике, импортные были недоступны по цене. Случайно нашлись подходящие кресла в Ленинграде, в Смольном дворце. На этих креслах сменили дубовую облицовку на красное дерево, обшивку из красного сукна, на «коврик-люкс» золотистого цвета, и кресла великолепно вписались в интерьер зала (цитата приводится по сборнику материалов научно-практической конференции "Огни большого города". - Прим. ред).

Втиснуться в запланированную смету строителям театра не удалось. Денег потратили больше, за что руководство получило даже выговор. А спустя без малого 10 лет, в 1991 году, проектировщикам присудили Государственную премию РСФСР.

- Авторский коллектив на вручение премии был приглашен в Москву, в "Белый дом", - вспоминает Алексей Рудик. - Оказалось, что это был большой прием и согласно протоколу нас ждали с супругами. Очень жаль, что мы не взяли с собой фотоаппарат. Вместе с нами на вручении премии были многие звезды искусства: Михаил Ульянов, Дмитрий Хворостовский, Нонна Мордюкова и др. Премию вручал Борис Николаевич Ельцин.
Сейчас, спустя тридцать три года, уже произошли некоторые небольшие перемены - появилась новая обивка у кресел, а в целом надо выразить большую признательность руководству театра, артистам, обслуживающему персоналу за то, с какой любовью они все эти годы следят за уникальным зданием, сохраняя его практически в том же состоянии, которое было на момент сдачи объекта в эксплуатацию в далеком 1982 году. Но когда в очередной раз пойдете в театр, присмотритесь внимательнее к его фасаду и интерьерам. Ведь это результат многолетнего труда многих людей, которым челябинцы вправе гордиться.
«Маленькая Германия» в большом Челябинске
Уникальный квартал на ЧМЗ глазами проекта «Сквозь время»
Уютные малоэтажные домики с щелевидными окнами, характерная кирпичная кладка бурого цвета, большие заросли кустов около домов, тишина и спокойствие…

Если отбросить из внимания все современные застройки, которые окружают этот маленький квартал, то и вправду создаётся впечатление, что ты прогуливаешься по Баварии. Немного сказочности, немного старины, немного особенного колорита. Вот такая «Маленькая Германия», как в простонародье называют этот квартал, расположена на территории района ЧМЗ. Его история неразрывно связана с историей строительства Челябинского Металлургического Завода.

Тогда, в те далекие годы начала ВОВ, руководством страны было принято решение о строительстве Бакалстроя - завода высококачественных сталей в районе Челябинска. Именно Бакалстрой и стал началом Челябинского металлургического завода. Со всей страны весь 1941 год туда свозили оборудование. Руководить «стройкой века» поручили генералу Александру Комаровскому. Начав строительство, Комаровский силами нескольких тысяч пленных немцев добился того, что в апреле 1943 года на Челябинском металлургическом заводе прошла первая плавка.

Подробнее >>>

Параллельно со строительством завода шло строительство домов для рабочих. Потому что все прекрасно понимали, что жить в глиняных времянках и, при этом, показывать высокую продуктивность практически невозможно. Так, кирпичик к кирпичику, с педантичным немецким подходом, с особой геометрией и был возведен этот квартал, который стоит до сих пор и в котором продолжают жить потомки первых строителей.

По словам многих специалистов, в 40 - 50 - е годы в строительстве жилья преобладала некая функциональность. Но, тем не менее, при рассмотрении данных объектов виден отпечаток неоклассического или ренессансного декора, пусть даже несколько упрощенного. Четко выверенные линии, пропорциональность, ордерная система, ритмичность в расположении окон, карнизов.

Рассматривая сохранившиеся архитектурные детали этих домов, ощущаешь некую нереальность современного времени. Представляешь вдруг - какая жизнь кипела в тенистых дворах этих домов, какие истории тут рассказывались, какие интересные люди здесь жили…
Печально одно, что такая красота и самобытность, без должного ухода, постепенно погибает. Ветшают балконы, разваливаются лестничные проемы, колоритных пространств внутри дворов практически не осталось. И, тем не менее, ближайшие «панельки», построенные гораздо позже, смотрятся с ним как некий скучный фон, без своей истории, без колорита и без архитектуры.
Партнеры
Гляжу в тебя, как в зеркало
История создания и строительства краеведческого музея
История создания областного краеведческого музея началась в далеком 1913 году, когда группа энтузиастов под руководством ученого географа И.М. Крашенинникова начала сбор музейных коллекций.

Официальной датой открытия музея считается июль 1923 г. С этого момента началась его жизнь и его скитания. Дело в том, что за свое более 80-летнее существования музей не имел собственных помещений, специально построенных для его нужд. Он располагался и в частных помещениях, и в Свято-Троицкой церкви. Только в 2006 году в Челябинске было открыто здание, специально построенное для областного краеведческого музея. Именно этот факт поставил наш город в пятерку городов России, имеющих необходимые технологические возможности для хранения и экспонирования сокровищ мирового уровня.

О том, как создавался проект, и строилось здание музея, мы беседуем с его автором - известным челябинским архитектором, председателем правления Челябинского регионального отделения Союза архитекторов России Сергеем Якобюком.

Подробнее >>>

- Генплан 1967 года и последующие его редакции определяют основным композиционным стержнем города Челябинска пойму реки Миасс, - рассказывает архитектор краеведческого музея Сергей Якобюк. - С градостроительной точки зрения это привлекательное, интересное место, естественная природная ось. Один из основополагающих принципов в градостроительстве - это преемственность. И наши предшественники тоже формировали центр города у зеркала реки. У нас многие общественные события, к примеру, ежегодные салюты на 9 Мая, День города проходят у Миасса. Неподалеку от него располагается уникальный сосновый городской бор. Это отличная природная компонента. Эти данные и послужили основой формирования центра города. Здесь и должны строиться интересные градостроительные комплексы, архитектурные ансамбли, крупные общественные здания. Это своеобразная культурная зона в городе, рядом театр оперы и балета, филармония, Дворец спорта, цирк, кинотеатр «Родина». Конечно, не все реализовано. Система площадей, перетекающих пространств, пешеходного движения не только вдоль улиц, но и вдоль набережной - все это должно быть учтено при дальнейшем проектировании набережной Челябинска.

- Размещение краеведческого музея мы видели в центре, у зеркала воды. Тем более исторически почти в этом месте, но чуть ближе к площади Ярославского, и располагалась Челябинская крепость. Я видел здание музея именно в этом месте. Безусловно, оно вызывало споры. Но мы убедили и коллег, и власти города и области. Проект реализовывался при поддержке губернатора Челябинской области Петра Сумина.

Был объявлен конкурс проекта краеведческого музея, было очень много вариантов, но они очень «плавали». Сложность вызвана тем, что с улицы Елькина шли два больших коллектора с ливневой канализацией. И никто не мог «посадить» здание, вписать его. И когда уже наступило время «Ч», пришлось брать ответственность на себя. Я сориентировал здание по двум осям. Первая - это центральный вход, который открывается на улицу Елькина, таким образом, мы обошли проблему ливневки. И второй осью стала липовая аллея, которая шла через Сад камней. К сожалению, этот сквер потом снесли. Там образовался вход, параллельно с улицей Труда. В итоге сложилась и площадка перед памятником композитору Прокофьеву. Соавтором проекта стала архитектор Елена Ракульцева.

Естественно, вся основная пластика северного фасада была ориентирована на зеркало воды. Конечно, основной идеей здания Краеведческого музея стали образы Урала, камней, крепости. Разумеется, современная интерпретация скальных выходов.

Цвет фасаду задали окружающие здания: филармония и театр оперы и балета, которые выполнены в светлых охристых тонах. Здание музея должно тоже поддерживать эту колористку, респондироваться с зеркалом воды. К сожалению, здание строилось в не самые лучшие для области годы, на многом экономили. К примеру, мне не удалось убедить заказчика облицевать пилоны в интерьере камнем. Тем не менее для лестниц и цоколя был использован полированный гранит Султаевского месторождения. На фасаде были установлены витражи с золотистым напылением. Но с течением времени цвет немного поблек. Все отделочные материалы обсуждали очень строго, долго спорили, какие-то вещи стали результатом компромисса.

- Надо сказать, что прямых норм на музейные сооружения нет, - продолжает Сергей Якобюк. - Поэтому мы были вольны предлагать свои решения. Во внутренних планировках анфилады залов - светлых, освещенных, глухих, переходных. Сделали тематико-экспозиционный план, без этого музей не сделать. Мы запланировали одну небольшую экспозицию, остальное - залы для выставок, симпозиумов. Мечтал, чтобы там экспонировались и коллекции из Эрмитажа, уникальные редкие коллекции.

Кроме того, планировочные решения заключались в том, что есть два входа, которые могут работать раздельно. Поток посетителей можно пустить через один вход и вывести с другого, а можно с одной закольцевать, не повторяя маршрут.

Мастерские для реставрации, административный и лабораторный блоки выходили на ул. Труда.

Запроектировано было и кафе, которое могло работать и на музей, и на Набережную. Но потом от этого отказались, я убежден, что это ошибка. К примеру, в соседнем Екатеринбурге один из самых престижных ресторанов находится с выходом на городской канал. Сюда привозят всех важных гостей, чтобы продемонстрировать респектабельность и красоту города.

Кроме того, ошибкой считаю и строительство забора вокруг музея. Это градостроительный нонсенс. Не закончен, к сожалению, и сквер. То есть сейчас набережная пока плохо организована. Она еще ждет своего развития.

В музее была сделана серьезная инженерная система: кондиционирование, вентиляция. Там стоят психрометры - приборы, анализирующие влажность воздуха, это важно для коллекций работ по живописи, графики. В цокольном этаже были предусмотрены большие залы с библиотекой, чтобы можно было проводить мероприятия.

Кроме этого там есть видовые площадки с эксплуатируемой кровлей, то есть по замыслу люди могли сидеть на этих террасах в кафе и любоваться на панораму города. Присутствуют террасы у набережной и со стороны улицы Труда для открытых экспозиций.

Завершая беседу, отмечаем, что не все идеи авторов проекта удалось воплотить в жизнь в процессе строительства. И тем не менее сегодня мы признаем: Краеведческий музей стал самым масштабным культурным проектом в регионе начала XXI века.
Размещение Краеведческого музея мы видели в центре, у зеркала воды. Тем более исторически почти в этом месте, но чуть ближе к площади Ярославского, и располагалась челябинская крепость. Я видел здание музея именно в этом месте. Безусловно, оно вызывало споры. Но мы убедили и коллег, и власти города и области. Проект реализовывался при поддержке губернатора Челябинской области Петра Сумина.
- Сергей Якобюк

Нужна соответствующая идеология

Сергей Якобюк
председатель правления
НП "СРО СПО Южного Урала"
К сожалению, объемно-пространственная композиция дореволюционного Челябинска была нарушена. Некоторые объекты, к примеру, храмы, Одигитриевский монастырь - были утрачены. Многие улицы потеряли свое значение. Сибирский тракт – ныне улица Труда уже не является центральной, которой она была в старом Челябинске.

Проблема в том, что у нас сохранились отдельные, зачастую эклектичные объекты. Я не скажу, что они выдающиеся произведения архитектуры, но памятники истории – это точно. И хотелось бы иметь в городе какой-то средовой подход. Не с точки зрения, например, сохранения одного-двух-трех объектов, а нескольких кварталов. Мы в свое время предлагали, когда разрабатывался историко-архитектурный опорный план, историко-архитектурный анализ, режимы регулирования застройки, охранные зоны, визуальные коридоры в центральной части. Тогда еще было не поздно, не были снесены некоторые объекты. И не новоделы «под старину», а типологию той старой застройки особняков в кварталах, к примеру, улиц Цвиллинга, Советская, Карла Маркса и Труда. Эти три квартала были целы. Их можно было восстанавливать полностью, сделать там магазины, как, к примеру, в Оксфорде. На вторых этажах могли бы размещаться какие-то мастерские, ремесла. Это было бы интересно для туристов. Но возможность реализовать это была упущена, поскольку не было соответствующей идеологии. Просто брать и проектировать какие-то коммерческие объекты в исторических кварталах на основе памятников архитектуры без определенной идеологии нельзя. А с точки зрения архитектуры прошлого века, исторических памятников многое было утеряно.

Подробнее >>>

Ядро центра города формирует главная площадь, Театры – драматический и оперный, филармония. Центр города в Челябинске – небольшой. И хотелось, чтобы он был прибран. Были градостроительные решения. Так, у нас – прекрасная площадь с аванс-площадью. Весь этот комплекс держит Дом Кухтенкова, который проектировали московские архитекторы из мастерской Жолтовского (в просторечье «Центральный гастроном» - прим. Ред.). Это неоклассика с элементами конструктивизма.

Жаль, что дворовое пространство испорчено, потому что перепутали главный портал с входом в предполагаемый пассаж торговый центр. Таких жилых домов мало. И он формирует всю площадь. Второй дом, который важен, это дом Александрова на стрелке улицы Цвиллинга. Там срезали верхнюю часть в период борьбы с «архитектурными излишествами». Это здание очень удачно «сидит», подчеркивает излом улицы Цвиллинга, керамическая плитка с розовато-кремовым оттенком и гранит снизу – создают интересный образ сталинского ампира с элементами классики.

У нас много объектов, построенных в дохрущевский период. Продолжение этой идеологии – это завершение реконструкции главного корпуса ЮУрГУ – она создает какой-то образ. Это элементы сталинского ампира.

У нас неплохо выглядит проспект Ленина. По нему приятно пройтись Конечно, есть отдельные здания, как к примеру, странное здание магазин «Алое поле». Но в целом, архитекторы продолжили идеи, развитые той же мастерской Жолтовского. Если проехать проспект Ленина и заглянуть в Тракторозаводский район, до Комсомольской площади то можно встретить элементы раннего послереволюционного конструктивизма. Там работал известный архитектор-конструктивист Буров. Есть и жилые дома, и общественные постройки. Даже в современной архитектуре используются элементы конструктивизма. В Ленинском районе, на улице Гагарина, частично продолжает. Есть несколько кварталов с правильными, гармоничными пропорциями, фасады с эркерами. Это архитектура начала советского периода, которая сочетала архитектуру прошлого века и современного стиля, - все это есть в Челябинске.

Архитектура ЧМЗ проектировалась как отдельный Соцгород. Если взять улицу Богдана Хмельницкого – это центр с главной площадью, главным дворцом. Она выполнена как единое целое, а в облике зданий использованы элементы досталинской и послесталинской архитектуры.

Если смотреть уже современные сооружения, то надо сказать, что были подходы, была идеология. Основной градостроительной осью является пойма реки Миасс, ее поворот к ЧГРЭС. Наши архитекторы, которые работали в прошлом 20 веке и начале этого формировали террасную застройку вдоль зеркала воды. Основным акцентом и градостроительной доминантой планировалась высокая свечка с киноконцертным залом. Это была главная композиционная часть центра города.

Вообще ни у кого нет такого уникального природного комплекса – река, несколько озер в черте города, сосновый бор.
СПРАВКА
Некоммерческое партнерство
«Саморегулируемая организация Союз проектных организаций Южного Урала»

является саморегулируемой организацией, осуществляющей подготовку проектной документации, объединяющей субъекты предпринимательской деятельности в области архитектурно - строительного проектирования и разработки проектной документации объектов капитального строительства. Приобретен статус СРО: 25 января 2010 года. Объединяет более 250 проектных организаций, в которых работает более 4 200 профессионалов в области архитектурно-строительного проектирования.
Челябинский филиал АО «Издательский Дом «Комсомольская правда»
Текст: Андрей Абрамов, Елена Кунгина, Елена Маркова, Алексей Микушин, Наталья Орлова
Фото: Андрей Абрамов, Валерий Звонарёв
За предоставленные фото редакция благодарит Евгения Клавдиенко, институт «Челябжелдорпроект» - филиал АО «Росжелдорпроект», сайт Государственного научно-производственного центра охраны культурного наследия Челябинской области gnpc74.ru, администрацию «Челябинск-Сити», администрацию Театра драмы.
Дизайн и верстка: Валерий Звонарёв.
© 2015
Made on
Tilda