Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
В мире9 октября 2014 22:00

Голливуд на майданах: как пишутся и осуществляются сценарии мирового переустройства

Директор Центра политической конъюнктуры, политолог Сергей Михеев в эфире радио «Комсомольская правда» рассказал, что на самом деле стоит за событиями в Гонконге и «революциями» в других уголках планеты [видео] [аудио]
Гонконг - Киев - Каракас - Тбилиси - Бишкек... Этот список может быть бесконечным. Меняются только язык и массовка: сценарий, декорации и постановщики те же самые. Гонконг. Октябрь-2014

Гонконг - Киев - Каракас - Тбилиси - Бишкек... Этот список может быть бесконечным. Меняются только язык и массовка: сценарий, декорации и постановщики те же самые. Гонконг. Октябрь-2014

Фото: REUTERS

Как скучно жить! Ну, выходит в какой-нибудь точке мира на площадь молодежь – а ты уже знаешь, что будет дальше: нацепят ленточки, сочинят себе какой-нибудь символ и начнут махать розами, тюльпанами или зонтиками. Потом перекроют дороги, запишут видеоролики и попробуют штурмом взять здание…

Странно это все: целые институты в Америке работают на то, чтобы развеселить мир. А креатива в последнее время что-то не видно…

- Неужели, Сергей Александрович, из гонконгских зонтиков опять торчат американские уши?

- События в Гонконге несомненно инспирированы извне, я это увязываю с выступлением замминистра обороны США Роберта Уорка, который сказал, что Россия и Китай стали слишком опасны, и США должны как-то определиться по этому вопросу. Американцы нервничают. Им не нравится, что они теряют то лидерство, которое приобрели после распада советского блока в 90-х годах прошлого века. И вместо того, чтобы подумать над более гибкой схемой управления миром, начинают устраивать проблемы другим.

- Может быть, это примитивная месть Китаю за то, что тот не поддержал антироссийские санкции?

- То, что американцев позиция Китая несколько тревожит, это точно. Гонконг важен, в первую очередь, своими финансовыми функциями – там огромное количество банков. Именно поэтому, видимо, и возникли проблемы, потому что американцы понимают, на какие мозоли надо жать в первую очередь.

- Но Гонконг – это вам не материковый Китай. Еще одну площадь Тяньаньмэнь больше не устроишь.

-Никакого Тяньаньмэня не будет, Китай с тех пор изменился очень серьезно. Я думаю, китайцы решение найдут, и оно будет технологичным. Тем более, что неразрешимых противоречий там нет. Это все-таки не борьба за независимость, за идеологию или за религию.

Чем больше гаджетов – тем хуже с головой

- Скажите, пожалуйста – а почему все так предсказуемо? Студентки в Киеве и Гонконге записывают совершенно одинаковые видеообращения к миру – только разрез глаз отличается. Ленточки и символы разве что меняют цвет. Все это давно описано в книжке Джина Шарпа: «От диктатуры к демократии». Сочинили бы уже нам чего-нибудь новенькое!

- Американцам, может быть, и скучно. А нам всем периодически становится весело. Вообще, мир серьезно устал от американцев, потому что они не готовы гибко реагировать на вызовы, считая, что всем надо создавать проблемы по известной кальке. В этом смысле меня даже больше интересуют не американцы, а человечество. На мой взгляд, оно глупеет. И это парадоксальный процесс! Чем больше гаджетов - тем больше проблем с мозгами. Вроде бы по логике научно-технического прогресса должно быть наоборот. А на самом деле получилось следующее: люди окружили себя огромным количеством приспособлений, а мозги отключили. И в результате им на разных континентах можно стало впаривать одну и ту же ерунду.

Киев. Февраль-2014. Фото: Максим ЛЮКОВ/«КП» - Киев

Киев. Февраль-2014. Фото: Максим ЛЮКОВ/«КП» - Киев

- А почему все ее безропотно съедают?

-Американцы делают то, что умеют делать лучше всего: Голливуд. Они перемещают массовую культуру в реальную жизнь. Пока вы воспринимаете это как развлечение, смотрите фильмы, заполняя досуг – это одно. Но благодаря проникновению технических средств в жизнь, они сделали качественный рывок вперед и перенесли фабрику иллюзий из зала кинотеатров в реальную жизнь. Там понимают, что кинотеатр у каждого человека теперь дома, на ноутбуке. Что ты покажешь по этому кинотеатру, в то он и поверит. Это уникальная технология, не имеющая аналогов в прошлом – управление мозгами юдей, на которых ты прямых рычагов влияния не имеешь, на дистанции в тысячу километров. Думать сами люди отказываются - они получают готовый контент прямо в голову. Было ли это умышленным проектом американцев? Или в этом есть дьявольская закономерность движения по пути прогресса? Я не могу сказать. Но то, что это эффективно и умело используется - это точно.

Материал в лабораторной работе

- А можем ли мы просчитать, где этот «Голливуд» случится в следующий раз? Гонконг, например, был предсказуем?

- Интересно, как все лучи сходятся в одной точке: буквально на прошлой неделе прошла информация, что китайскую экономику вот-вот объявят экономикой номер один, а американцы будут отодвинуты на второе место. По правде говоря, по производству реальной продукции Китай давно является первой экономикой планеты. В экономике же США все меньше реального продукта и все больше фейсбука, твиттера и финансовых махинаций. По мере того, как Китай становился реальным соперником, не желая при этом подстраиваться под Штаты, тем больше была вероятность, что им будут заниматься плотнее. В национальных окраинах стимулируется сепаратизм, а в центре через либерально настроенную интеллигенцию и молодежь внушается мысль о том, что в стране слишком мало свободы и слишком жесткий режим. Набор тезисов совершенно одинаков: «Вы живете в несвободной стране, в ней все не так, включая прошлое и настоящее. Но у вас есть шанс: эту страну стоит разрушить, и тогда вы получите прекрасное будущее». Этот набор тезисов просто переводится на разные языки.

- И какой язык будет следующим?

- Пока России с Китаем хватает. Мне кажется, четких рецептов нет, потому что реальные намерения американцев остаются в тени. То ли они в тупике и не могут переступить через свою раздраженность - то ли готовы весь мир ввергнуть в хаос, потому что этим хаосом легче будет управлять. То, что этот хаос ударит рано или поздно по самому золотому миллиарду, в расчет не принимается.

Вот что самое главное: американцы выносят решение конфликтов за пределы собственной территории. Пока все это происходит где-то далеко, американского обывателя это не волнует. Поэтому было бы неплохо донести до тамошнего обывателя речи замминистра обороны господина Уорка, который говорит о том, что с американской стороны возможен военный ответ России и Китаю. Впервые после Карибского кризиса и после распада СССР жизнь американского обывателя может оказаться в опасности. Третья мировая война – это неизбежный ядерный конфликт, в котором сгорят все, в том числе и очень комфортная американская и европейская жизнь.

Буквально на днях, кстати, был опубликован аналитический отчет одного из американских исследовательских центров, Стратфорского, где американские аналитики на голубом глазу предлагают объединить проблемы борьбы с Исламским государством на Ближнем Востоке с ситуацией на Украине, завязав в эту зону и Черное, и Каспийское моря.

- Это как, простите?

- Вот вам непонятно, а американцам все совершенно ясно! Это мы с вами говорим, что это разные миры. А у них все просто, потому что для них что тот мир, что этот – одинаково мир второго сорта. Это, между прочим, иллюзия украинцев: они считают, что американцы к ним относятся как-то по-особому. Они мне говорили в личных беседах: ну, что там разные афганцы и иракцы? Это все чурки. Другое дело мы, украинцы! Нас на Западе любят. Я всегда им говорю: не обольщайтесь. Что они, что вы для американцев – только материал в лабораторной работе.

Директор Центра политической конъюнктуры, политолог Сергей Михеев.

Директор Центра политической конъюнктуры, политолог Сергей Михеев.

Фото: Евгения ГУСЕВА

Почему евробюрократия боится Америки?

- Как-то не ко времени украинцы засобирались на Запад. То Шотландия с Каталонией пытаются отделиться, то Британия – выйти из ЕС…

- А не все так все прекрасно в Евросоюзе, в который, якобы, все хотят войти. На самом деле все не так. Это, скорее, маниакальное желание ряда постсоветских республик, наследие советского прошлого. В Европе пытаются соединить государства, имеющие многовековую традицию национального суверенитета, и это плохо получается.

Есть две основные проблемы. Первая: более экономически успешные территории вынуждены датировать менее экономические, и им никто не может объяснить, зачем? Говорят: потому что теперь мы все европейцы. Нет больше итальянцев, французов и чехов - есть единая нация, и мы идем общим путем! И тут люди понимают, что они вовсе не хотят быть европейцами, Вы хотите сказать, говорят они еврочиновникам, что мы свои деньги должны отдавать этим оборванцам, потому что надо узаконить однополые браки? И это то будущее, которое вы нам предлагаете? Это серьезная концептуальная проблема. А внятного ответа - почему люди должны отказываться от своей идентичности - европейская бюрократия не дает, потому что итак неплохо живет, окопавшись в Брюсселе.

- Крах Евросоюза, если таковой случится, будет окончательной победой США?

- Давайте не будем друг друга обманывать: никакого краха мы не увидим, не надо тут никаких конфетных иллюзий. Но теоретически ослабление Европы выгодно американцам, потому что это будет означать тотальный американский контроль над золотым миллиардом. Именно этого сейчас на фоне кризиса американцы и добиваются. Они заставляют Европу демонстрировать неспособность к суверенной политике.

Многие спрашивают: почему европейская элита действует себе в ущерб? Есть масса предположений, начиная от того, что кто-то мог бы быть завербован в ЦРУ с юности, а на кого-то есть компромат. Но есть и причина системная. На самом деле европейская элита понимает опасность американских планов. Но не может вступить с Америкой в конфликт, потому что в ее нынешнем состоянии не способна на то, чтобы стать действительно суверенным полюсом.

В случае, если Евросоюз скажет: «нет» Америке - американцы стимулируют внутри него такое количество проблем, что он затрещит по швам. Поэтому, скрипя зубами, евробюрократия делает выбор в пользу Вашингтона. Конфликта с США они боятся больше, чем потери своих денег.

- Кому, как вы думаете, первой придет в голову идея объединиться всем миром против США?

- Будет ли это на нашей жизни или нет, я не знаю. Но, конечно, эта ситуация с миром по-американски не продлится вечно. Попытка глобального доминирования обречена на провал. Попытка удерживать мир под своим контролем приведет к тому, что количество конфликтов и напряжений будет только множиться и рано или поздно будет перейден некий критический предел.

- И что тогда будет? Изменится весь мировой порядок?

- Он должен будет измениться, потому что порядок нынешний, на верхушке которого стоят США и их союзники, уже не соответствует действительности. Американцы не являются безусловными лидерами, как это было в 90-е. И у них не хватает ресурсов на то, чтобы такими лидерами быть. Более того, их лидерство не привело к более гармоничному и устраивающему всех миру, чего многие от них ждали. Жизнь вопиет к тому, чтобы порядок менялся, в том числе и для того, чтобы компенсировать несистемные угрозы, типа Исламского государства. Американцы пока к этому не готовы. Вот когда проблемы начнутся непосредственно у американского обывателя на месте его ПМЖ, тогда Америка начнет себя переосмысливать.

- Может, с цветной революцией им помочь? Шутка.

- Бороться с дьяволом дьявольскими методами? Какие-то технологические приемы, конечно, перенять можно, но быть такими же, как они, создавая фальшивый мир под прикрытием псевдоценностей, по моему глубокому убеждению, не стоит. Наше преимущество не в этом. В том, что мы другие. И от этого преимущества вряд ли стоит отказываться.

Программу "Занимательная геополитика" с обозревателем "КП" Галиной Сапожниковой и директором Центра политической конъюнктуры, политологом Сергеем Михеевым слушайте на Радио "Комсомольская правда":