Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Звезды13 февраля 2015 15:34

В Москве появилось изваяние Мастера и Маргариты

Мистические персонажи главного произведения Булгакова установлены в символичную пятницу 13-го
Вся мистика в перекрестье, - объясняет свое решение Григорий Потоцкий

Вся мистика в перекрестье, - объясняет свое решение Григорий Потоцкий

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Похоже, теперь к Дому-музею писателя на Большой Садовой увеличится паломничество любителей творчества Михаила Афанасьевича. Российский скульптор Григорий Потоцкий, автор 120 памятников в 35 городах по всему миру, воплотил в бронзе, пожалуй, самых мистических персонажей российской литературы. Его 170-сантиметровые и 200-килограммовые Мастер и Маргарита нашли свое воплощение в перекрестье - так художник увидел эти таинственные фигуры, придуманные Булгаковым.

- Вся мистика в перекрестье, - объясняет свое решение Григорий Потоцкий. - Это перекресток, момент отсчета. Это и есть сама жизнь. Это и есть главное графическое отражение романа. Мы христиане. И каждый несет свой крест.

По словам автора, скульптура удивительным образом нашла свое место именно в Москве, причем, в его день рождения и одновременно в мистическую дату - пятницу 13-е. Ведь изначально Мастер и Маргарита были изготовлены для Санкт-Петербурга к выходу одноименного мюзикла с Анастасией Макеевой и Глебом Матвейчуком в главной роли. Но сценическая постановка главного произведения Булгакова начала двигаться дальше северной столицы и теперь будет показана в Москве. А вместе с мюзиклом в Первопрестольную прибыл и памятник. Руководство одного из самых знаменитых булгаковских музеев в стране решило, что эта скульптура должна стоять именно в нем.

Между тем, образ героев романа много лет назад уже был отлит в бронзе другим известным скульптором Александром Рукавишниковым. Его скульптура составляет часть большой композиции, что много лет назад наделала много шума и была запрещена к установке на Патриарших прудах из-за протестов местных жителей и церкви. С тех пор изваяние продолжает искать место в столице.

Как сообщил «КП» Александр Иулианович, его Мастер и Маргарита в скором времени может появиться на Земляном валу у ресторана, которым владеет семья Рукавишникова.

Если говорить подробнее, то тот самый скандальный проект памятника, а точнее целого ансамбля скульптур, посвященного памяти Михаила Афанасьевича Булгакова, задумали 18 лет назад. Бронзовые Мастер и Маргарита — лишь одна из почти десятка фигур композиции.

Минкульт провел конкурс, а столичная мэрия отвела победившему проекту вроде бы резонное место - у Патриарших прудов. Речь шла о целом ансамбле: над архитектурной его частью колдовали Андрей Шаров и Александр Кузьмин, над скульптурной - команда Рукавишникова. Но… возбудились тогдашние депутаты Мосгордумы, мобилизовали «общественность», подключили авторитетных деятелей культуры: кто ж не поднимется под лозунгом сохранения девственности «старых уголков Москвы»? Те же депутаты прежде протестовали против бюстов Виктора Гюго, Данте Алигьери и памятника Ивану Сурикову - но все они были установлены. А тут - сработало.

Сама задумка, впрочем, давала повод для кривотолков. Главным камнем преткновения стал 12-метровый примус, который по задумке должен был венчать композицию, - его признали сразу дьявольщиной. Распустили слухи, что пруд осушат, а если не осушат, то под ним все равно выроют парковку... В общем, скульптор Рукавишников попятился: не будет, мол, примуса.

Но и без примуса решили от греха подальше проект на Патриарших свернуть. Подумали-подумали и нашли место на Воробьевых горах: они тоже фигурируют в романе. Но рядом оказался Андреевский монастырь - и «оскорбленные чувства верующих» опять победили.

Короче говоря, с тех пор памятники Булгакову и его героям лежали у скульптора во дворе. Самого скульптора крикуны не очень-то пытались выслушать.

- Не могу, как автор, говорить о скульптуре, но архитектурный проект был шедевром, - вздыхает Рукавишников. - Например, пандус, по которому должны были съезжать инвалиды к нижнему уровню, представлял собой кухонный шкаф. Ограждение пруда разрывалось на месте, где по роману погиб Берлиоз, - кусок трамвайных рельсов и его голова..

Мастер и Маргарита были изготовлены для Санкт-Петербурга к выходу одноименного мюзикла с Анастасией Макеевой и Глебом Матвейчуком в главной роли

Мастер и Маргарита были изготовлены для Санкт-Петербурга к выходу одноименного мюзикла с Анастасией Макеевой и Глебом Матвейчуком в главной роли

Фото: Михаил ФРОЛОВ

- А зачем вам нужен был зло­счастный 12-метровый примус?

- Этот примус как символ эпохи был придуман, чтобы нечистая сила не влияла на психосферу Москвы, чтобы туда попрятать всех чертей, Азазелло и компанию. Вечером примус подсвечивался бы оранжевым светом изнутри… Но примус ушел, его нет и не будет. Вместо него попросили сделать машину с грачом. Потом отказались и от нее…

- У вас и без примуса с машиной хватало всевозможных штучек...

- Памятник, как и роман, состоит из трех основных линий. Это Иисус Христос (Иешуа), Понтий Пилат с собакой - библейская линия. Потусторонние силы в виде всей воландовской компании. И москвичи - в лице самого Булгакова. Иешуа должен был идти по воде в окружении руинированной колоннады. Круг диаметром около 10 метров не замерзал бы даже зимой, от пара деревья покрывались бы инеем - сказочная атмосфера. Искусственную луну имитировал прожектор, врезанный в газон…

- Макет вашего Булгакова стоит в музее на Большой Садовой. Почему под ним поломанная лавка?

- Булгаков был денди, но фигура хорошо одетого человека не передавала бы эпоху, поэтому лавку решили частично разломать - в парках такое случается. Булгаков на лавочке (под него даже подготовили место, которое сейчас пустует) смотрел в спину Иешуа: «Бог впереди, а я в пути».

Мистические персонажи главного произведения Булгакова установлены в символичную пятницу 13-го

Мистические персонажи главного произведения Булгакова установлены в символичную пятницу 13-го

Фото: Михаил ФРОЛОВ

- А все-таки где, по-вашему, должен был бы стоять памятник?

- Не мы же изначально выбирали Патриаршие. Наивные люди обвиняли нас, мне звонили многие артисты... Но мы всего лишь выиграли конкурс, объявленный на это место. По мне, так идеально, если бы он стоял на природе у какого-нибудь озера. Нужна вода и два уровня, чтобы соблюсти все, что было. И чтобы это была Москва, потому что в романе речь идет о ней.

- Ну и что, по-вашему, ждет памятник?

- Мне уже не раз предлагали приобрести памятник. Но продавать я права не имею... Другого памятника в Москве не будет, потому что мы выиграли конкурс на его установку. Да и нашего памятника полноценного уже не будет... Чиновники что-то обещают. Я за все эти годы устал от этого. Не знаю, мог бы кто-то отдать Булгакову больше сил, чем я?

За несколько последних лет часть скульптур из ансамбля, которые хранились и во дворе мастерской Рукавишникова на Большой Молчанковке, и в рабочих помещениях скульптора в Солнечногорске перекочевали все-таки на более доступные для горожан и гостей города места.

Изваяние Коровьева с Бегемотом пару лет назад работники булгаковского дома на Большой Садовой уговорили отдать на время, чтобы хоть что-то люди видели… Там они и стоят по сей день.

А бронзовые фигуры Мастера и Маргариты из заточения вырвались осенью 2013 года - были установлены у галереи «Дом Нащокина» в Воротниковском переулке недалеко от метро «Маяковская» на то время, пока у Рукавишникова там была открыта выставка. Теперь скульптура снова ждет своего часа, чтобы вновь появиться на улицах города...

МЕЖДУ ПРОЧИМ

Работы скульптора Александра Рукавишникова хорошо известны многим москвичам. Перед цирком на Цветном бульваре стоит его Юрий Никулин в автомобиле. На Ваганьковском кладбище - памятник Высоцкому. Около Ленинки - памятник Достоевскому… А после скандала с «примусом на Патриарших», по словам самого скульптора, его завалили заказами японцы, китайцы, корейцы: всем почему-то захотелось обзавестись своими бронзовыми примусами.