Фото: zd-rs.ru
Максим Коряко:
- Сегодня в программе «Свое дело» на Радио «Комсомольская Правда» мы в очередной раз будем беседовать на тему бизнеса, который может открыть каждый из нас. Хотя сегодня тот самый случай, когда речь пойет о бизнесе, который доступен не всем. Потому что уже на первый взгляд бизнес кажется реально серьезным и работа там ведется тоже серьезная. У нас в гостях председатель Совета директоров компании "ЖД Ретро-Сервис" Александр Березанский.
Александр Березанский:
- Здравствуйте. Мы занимаемся уникальным бизнесом - ремонтом и восстановлением паровозов. Параллельно мы занимаемся и вагонами историческими, занимаемся также узкоколейными тепловозами детских железных дорог. Базовым или якорным заказчиком является, безусловно, РЖД. Но при этом у нас есть и дополнительные заказы на открытом рынке. В том числе, на зарубежном.
М. Коряко:
- Большинство людей, которые слушают сейчас нашу программу, уверены, что время паровозов прошло и теперь есть только тепловозы, электровозы и какие-то еще виды железнодорожного транспорта.
А. Березанский:
- Это не так. Примерно 10 лет назад паровозы начали вторую жизнь. Сегодня в эксплуатируемом парке РЖД уже свыше 70 паровозов. Эти паровозы водят поезда, и не только маневровые или внутрихозяйственные, но и пассажирские. Причем, не только туристические, но с недавнего времени даже пригородные.
М. Коряко:
- Звучит, как минимум, красиво. Александр, давно ли существует компания и как она вообще появилась?
А. Березанский:
- В 2010 году была организована наша компания. В 2011-м были подписаны первые контракты с РЖД. На сегодняшний день у нас твердый договор на ремонт локомотивов - семилетний, заключенный до 2025 года.
М. Коряко:
- То есть, если в РЖД где-то ломается паровоз, тепловоз, электровоз, на авансцене появляетесь вы?
А. Березанский:
- Что касается паровозов, - точно мы. По тепловозам, - это если выходит из строя тепловоз на детской железной дороге. Их, между прочим, уже 25 по стране.
М. Коряко:
- А разве РЖД самостоятельно не ремонтирует свои тепловозы и паровозы?
А. Березанский:
- Здесь нужно сделать отсылку к политике РЖД в плане диверсификации бизнеса. Уже на протяжении, наверное, 15 лет компания постоянно ищет внутри себя непрофильные виды бизнеса и пытается выделить их, создавая конкурентную среду. В том числе, с 2014 года окончательно из структуры РЖД выведен в принципе ремонт всех локомотивов. А ремонтом паровозов, если вот к ним подходить, компания РЖД не занимается уже лет, наверное, 25.
М. Коряко:
- Сколько у РЖД паровозов и как часто они ломаются?
А. Березанский:
- Паровозов - больше 70 на сегодняшний день. Все они восстановлены нашей компанией. Например, в позапрошлом году мы восстановили паровоз 1897 года постройки, паровоз серии «Ь» (читается как «ерь» - так мягкий знак называли до реформы правописания русского языка 1917-18 годов, - Авт.), работает, радует. Он особенно нравится детям - маленький, зелененький, как в мультике. Как часто ломаются паровозы? Бывает. Но это, скорее, закономерность, чем какой-то необычный факт. Паровоз очень сложный механический агрегат, особенно в части ходовой части. Ходовая часть паровоза - сплошные подвижные элементы, все это на большой скорости движется очень быстро...
М. Коряко:
- Вот вы сказали, 70 паровозов у РЖД. Но, насколько я понимаю, РЖД является единственным владельцем паровозов. Или существуют какие-то другие собственники паровозов, которые могут к вам обращаться?
А. Березанский:
- Всего по стране сейчас порядка 1 тысячи паровозов. Большинство из них, примерно 800 штук, установлены на различного рода памятниках, постаментах, в музеях, на экспедиционных площадках. И у них у всех разные собственники. РЖД здесь не является абсолютным монополистом. В связи с этим у нас довольно много заказов на ремонт и приведение этих памятников в порядок.
М. Коряко:
- Эти паровозы-памятники заводятся и передвигаются? Или просто стоят на месте и выглядят так же красиво, как 100 лет назад?
А. Березанский:
- Скорее, второе. Помимо паровозов РЖД у нас был только один заказ, когда паровоз должен был снова двигаться. Клиентом был клуб любителей железнодорожного транспорта одного из городов-миллионников. И да, мы этот паровоз восстановили.
М. Коряко:
- Как представлена ваша компания по территории нашей страны?
А. Березанский:
- Если говорить о географии, у нас пять депо. А точек присутствия, более мелких пунктов, около двадцати пяти.
М. Коряко:
- Сколько человек у вас в компании работают?
А. Березанский:
- Порядка 200 человек. Плюс еще довольно большой пул подрядных организаций, индивидуальных предпринимателей.
М. Коряко:
- А сколько человек работало в первый месяц работы компании?
А. Березанский:
- Мы начинали с восьми человек в таких условиях, которые сейчас принято называть «на коленке». Дело в том, что в середине нулевых вымерли не только паровозы, вымерли целые профессии - ушли на пенсию те люди, кто когда-то этим занимался.
М. Коряко:
- С какого стартового капитала вы начинали и сколько денег вы вложили на начальном этапе этого бизнеса?
А. Березанский:
- Правильнее будет сравнивать результаты. Если говорить о росте выручки, то за 8 лет выручка выросла в 14 раз.
М. Коряко:
- Тогда я не могу не спросить у вас о ежегодной выручке.
А. Березанский:
- Порядка 400 миллионов рублей.
М. Коряко:
- И сколько из этого чистая прибыль компании?
А. Березанский:
- Где-то 7-8% чистой прибыли. Это около 30 миллионов, которые в настоящий момент все уже распланированы под инвестиции следующего года, под развитие…
М. Коряко:
- Многие наши слушатели знают, сколько стоит капитальный ремонт автомобиля. Но никогда даже не задумывались о том, сколько может стоить капитальный ремонт паровоза.
А. Березанский:
- В среднем где-то около 6 миллионов рублей.
М. Коряко:
- А сколько длится этот капитальный ремонт?
А. Березанский:
- В среднем около трех месяцев.
М. Коряко:
- За границей у вас есть конкуренция?
А. Березанский:
- Есть очень крупный паровозоремонтный завод в Германии. Разбросаны по Европе несколько мелких мастерских. Есть предприятия в Австралии, в Китае. Но при этом за счет достигнутого нами качества и уровня развития производства на сегодняшний день некоторые европейские клиенты уже приходят к нам.
М. Коряко:
- Насколько я знаю, вы сотрудничаете или сотрудничали с Департаментом предпринимательства и инновационного развития города Москвы и получали от них какую-то поддержку?
А. Березанский:
- Мы получали поддержку именно в тот момент, когда она была наиболее остро нужна. Весной этого года мы вошли в активную фазу сертификаций бизнеса и обратились в банк за кредитом. Тогда мы и узнали, что также можно получить государственную поддержку через Департамент предпринимательства. К нашей огромной радости эта поддержка была нам оказана без каких-либо дополнительных препон и вопросов. Очень вовремя. Она позволила нам сразу же, без длительных проволочек, получить достаточные средства для начала сертификации. Сейчас мы находимся в активной фазе реализации конкретных мероприятий и в начале следующего года выйдем уже на финишную прямую.
М. Коряко:
- Получается, вы запросили кредитную линию в банке. Банк вам эту кредитную линию одобрил с условием, что вы должны либо сами выступить поручителем, либо кого-то в качестве поручителя привлечь? То есть, Департамент стал поручителем за какую-то часть этой кредитной линии для вас?
А. Березанский:
- Да. Именно это было самым приятным в этой процедуре. Под собственное имущество мы получили определенную сумму. А Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы, узнав о нашем бизнесе, познакомившись с нашей отчетностью, с нашими планами на развитие, дал даже больше денег под собственное поручительство за очень небольшую стоимость. Я был приятно удивлен.
М. Коряко:
- О какой сумме была речь, если не секрет?
А. Березанский:
- Мы обращались за суммой в 25 миллионов рублей. Из них меньше половины нам дал банк под собственное имущество, а Фонд больше 13 миллионов рублей.
М. Коряко:
- Это была сложная процедура?
А. Березанский:
- Я был приятно удивлен. Это была абсолютно прозрачная, быстрая процедура, проводимая одновременно или параллельно с подписанием кредитных договоров. Никаких проволочек или серьезных временных лагов не было. На мой взгляд, это идеальный инструмент для поддержки малого бизнеса.
М. Коряко:
- Ваш самый главный совет молодому предпринимателю?
А. Березанский:
- Нужно просто правильно понимать значение слова «предприниматель». Предприниматель - это тот, кто что-то предпринимает, чтобы менять жизнь к лучшему. Свою жизнь, жизнь окружающих, мир вокруг себя. И зачастую для этого нужна только смелость. Все инструменты вокруг тебя. Не нужно бояться, нужно просто идти к своей цели, смело смотреть вперед. Ну и обращаться за господдержкой.