Премия Рунета-2020
Челябинск
+3°
Boom metrics
Досуг18 февраля 2015 9:20

В Челябинске режиссер Звягинцев расслабился в ночном клубе

Чем еще запомнится фестиваль «Полный артхаус» южноуральцам [афиша]
В Челябинске режиссер Звягинцев расслабился в ночном клубе

В Челябинске режиссер Звягинцев расслабился в ночном клубе

Фото: Анатолий МЕЛИХОВ

Ударным моментом нынешнего фестиваля стал приезд Андрея Звягинцева, который нашел «окно» между Лондоном и Лос-Анджелесом, чтобы приехать к нам.

— От организаторов требовалась даже некая решимость — сделать ему приглашение в непростой ситуации, сложившейся вокруг фильма «Левиафан», — признается гость радио «Комсомольская правда» (95.3 FM), художественный руководитель проекта «Полный артхаус» Вячеслав Шмыров.

— Режиссер сказал, что в Челябинске первый раз вышел на российскую аудиторию с разговором о «Левиафане».

— Это действительно так. Фильм вышел в прокат 5 февраля. До этого в Москве никаких показов не было: ждали выхода новой версии в связи с законом о запрете ненормативной лексики. Андрей был очень доволен, что приехал в Челябинск, хотя бурно прожил это короткое время. Несколько эфиров, в том числе на радио «КП», пресс-конференция, старт фестиваля, открытие ретроспективы его картин. Потом был внутренний банкет для участников проекта.

Как стало известно корреспондентам «КП», уже далеко за полночь, когда гости покинули банкетный зал и поехали по домам, Андрей Звягинцев и режиссер фильма «Как меня зовут» Нигина Сайфулаева отправились в ночной клуб отеля «Малахит». Там скромный и сдержанный в жизни Звягинцев позволил себе выпить и даже потанцевать.

— Для нас стало полной неожиданностью его желание отправиться в ночной клуб, — признается Вячеслав Шмыров. — Он впервые за многие месяцы решил расслабиться. Переживания, как будет принята картина, его очень напрягали.

Художественный руководитель проекта «Полный артхаус» Вячеслав Шмыров

Художественный руководитель проекта «Полный артхаус» Вячеслав Шмыров

Фото: Андрей АБРАМОВ

ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ ВМЕСТО СТА

— Из уст Звягинцев прозвучала такая цифра: в прокат ежегодно выпускается сто российских фильмов? Где же они?

— Вопрос резонный. О том, что к этой цифре нужно стремиться, говорили давно, даже была некая правительственная программа. Сейчас это стало фигурой речи. Но 60-80 фильмов в год выходило. Кризис заставил министерство культуры урезать бюджетное кино процентов на тридцать, а то и на шестьдесят. Ожидается, что на бюджетной основе будет снято порядка 25 картин.

Но есть и такие цифры: около 40 процентов населения России в городах с населением меньше 100 тысяч человек не охвачено современными формами кинопоказа. Это огромный минус из прокатного поля, которое было в те далекие годы, когда журнал «Советский экран» лежал в любом газетном киоске, и благодаря ему молоденькая Вера Глаголева была всем известна. Сейчас у нас нет единого поля киноинформации.

Почему стало так значимо выдвижение «Левиафана» Звягинцева на «Оскар»? Гигантское количество людей заинтересовалось картиной, как к ней не относись, только потому, что она была выдвинута на эту всем известную премию.

Фильм «Девять дней и одно утро» сняла наша землячка,режиссер Вера Сторожева

Фильм «Девять дней и одно утро» сняла наша землячка,режиссер Вера Сторожева

КИНОЗАЛ В КОМПЬЮТЕРЕ

— Телевидение и интернет отнимают зрителей у большого экрана.

— По сравнению с советским временем сфера досуга и коммуникаций расширилась. Наше кино развивается по разным направлением. Поколение молодых режиссеров, которое вышло из 90-х годов, целиком воспитано на голливудских лекалах. Это нужно осознавать. Даже по фильму «Сталинград» это все ощущают. Но есть авторское кино, оно не стремится к голливудским технологиям фэнтэзи, а существует в очень простых реалиях, что, кстати, опять же ближе к советскому прошлому. Это кино можно смотреть в интернете.

В эти дни я не вижу в кинозалах многих своих знакомых, которые не пропускали прошлых фестивалей. «Почему не приходите?», — спрашиваю. «А мы уже эти фильмы посмотрели в интернете». Но кино от этого не очень теряет. Это не то кино, которое требует большого экрана, большого замаха.

— А история с «Левиафаном», который был выброшен в сети? За первые же сутки — полтора миллиона скачиваний. Потери продюсеров огромные.

— Ну и что? Картина продана в 90 стран мира. А у нас в прокате она соберет немного. Кстати, кто-то мне объяснил, что это вполне голливудский способ. Когда какому-то фильму не хватает рекламного бюджета, продюсеры сами на сутки кидают его в сети, заставляя о нем говорить. Люди второй волной бегут к компьютеру смотреть фильм, а его там уже нет. Иди в кинотеатр и там смотри! Кстати, сборы от российского проката «Левиафана» по первому уикенду тоже были неплохие. Расчет себя вполне оправдал.

Чтобы ощутить эффект непосредственного общения зрителей со зрителями, люди идут в театр, филармонию или на выставку. То же самое должно происходить и с кино, хотя его, конечно, можно смотреть и на компьютерах. Если у людей нет потребности объединяться в кинозалах, — это вопрос не к кино, а к обществу, что объясняет многие провалы нашего прокатного кино. Люди вернутся в кинозалы, когда у них возникнет надобность в новой соборности. Но в узком, клубном общении, потребность есть. Очень важно отстраивать систему взаимоотношений через фестивали, киноклубы или даже через интернет-общение, что тоже возможно.

Кадр из фильма «Дар», режиссер Сергей Карандашов

Кадр из фильма «Дар», режиссер Сергей Карандашов

ВЕРБЛЮДЫ ДЛЯ ЛУЧШИХ

— Сейчас в прокатном отношении Челябинск достаточно благополучный город, — говорит Шмыров. — Но если российский мейнстрим вроде фильмов «Сталинград» или «Горько» не требует отдельно организованного внимания, то другое кино нуждается в поддержке. В прошлом году мы столкнулись с тем, что не артхаус даже, а просто хорошее фестивальное кино в Челябинск не доходит.

А вот свежая статистика: на самый успешный кинодебют 2014 года — фильм Ивана Твердовского «Класс коррекции» в челябинском прокате было продано около 150 билетов! Фильм Веры Глаголевой тоже вышел здесь в маленьком зале одного из мультиплексов, билетов продано мизер. Я предлагал: «Не выпускайте фильм в прокат, пока не приедет режиссер, она к тому же знаменитая актриса. Вам же лучше, соберете публику». Так нет. Кинотеатры сегодня, как фабрики. Они прокат зарядили и ничего слышать не хотят.

В фестивальном формате такое кино проходит лучше. Приезжают авторы, возникает контакт со зрителями. В этом году мы привезли фильмы, имевшие успех на кинофорумах в Венеции, в Канне, на «Кинотавре», на моем московском фестивале «Московская премьера». Первый раз показывается картина «Испытание» Александра Котта, получившая Гран-при «Кинотавра». Он на днях тоже приедет в Челябинск. Фестиваль оправданно имеет статус всероссийского.

В КИНО ЧЕРЕЗ «ЦИФРУ»

— Новые технологии позволяют, не оканчивая ВГИК, снять за небольшие деньги приличную короткометражку.

— Не знаю, насколько массовое это явление, но примеры есть даже в Челябинске. Для меня было неожиданностью, что в этом году появилась секция местных авторов. В кинотеатре Пушкина на двух сеансах демонстрируются их работы. Но это не значит, что если ты один раз снял на «цифру» недурной сюжет, ты станешь прославленным кинематографистом и обретешь будущее. В кинематографе сложно пробиться. Хотя у Звягинцева нет режиссерского образования, у его коллеги Михаила Кричмана, признанного одним из лучших операторов России, тоже нет профессионального образования. Они выросли из самообразования. За этим стояли залы московского музея кино, они там смотрели фильм за фильмом. В интернете выложен большой список фильмов, которые Звягинцев советует для просмотра. Снимаю перед ним шляпу. Я киновед, но не все из этого списка видел. Через эти названия выражена его творческая биография и рекомендации для молодых людей, мечтающих о кинематографе.

РЕЖИССЕР ШЕРЛОКА ХОМСА СТАЛ АНГЛОМАНОМ В ЧЕЛЯБИНСКЕ

— Дорожу тем, что я челябинец, — говорит Вячеслав Шмыров. — Не случайно в проекте «Полный артхаус» есть программа «Земляки». Нынче ее представляют троичанка по рождению, а ныне москвичка Вера Сторожева, с которой мы давно дружим. И живущий в Питере Сережа Карандашов, которого я тоже хорошо знаю. Недавно я познакомился с режиссером фильма «Жажда» Дмитрием Тюриным, уроженцем Аши. По первому образованию он горный инженер бурения. В этом году, к сожалению, не смог приехать на челябинский фестиваль.

Как-то на «Новом кино России» в Челябинске был Игорь Масленников, режиссер сериалов про Шерлока Холмса и «Зимняя вишня». Он когда-то с отцом жил в заводоуправлении ЧТЗ, куда в годы войны был эвакуирован из Ленинграда Кировский завод. Рядом с заводоуправлением была библиотека, где он прочитал полное собрание сочинений Диккенса. «Вся моя англомания вышла из Челябинска», — шутит Игорь Федорович. Масленников — не наш земляк, но согласитесь: такое признание дорогого стоит.

ДОСЬЕ «КП»

Вячеслав Юрьевич Шмыров

Родился в 1960 году в Челябинске. Окончил сценарно-киноведческий факультет ВГИКа имени С. А. Герасимова. Автор книги «Изъятое кино». Награжден премией Союза кинематографистов СССР в области киноведения и кинокритики. Инициатор и организатор российских кинофестивалей. Член Российской академии кинематографических искусств «Ника».

КСТАТИ

Какие еще фильмы можно увидеть на фестивале «Полный артхаус»

18 февраля, среда

16.50 — Конкурсная программа | Кинотеатр «ЗНАМЯ» |

«БРАТЬЯ Ч» Режиссер — Михаил Угаров, 2014 год, 90 мин.

Представляют Михаил Угаров и Елена Гремина, 16+

19.05 — Конкурсная программа | Кинотеатр «ЗНАМЯ» |

«СЫН» Режиссер — Арсений Гончуков, 2014 год, 93 мин.

Представляет киновед Александра Жукова, 16+

21.25 — Конкурсная программа | Кинотеатр «ЗНАМЯ» |

«БЕРЦЫ» Режиссер — Катя Шагалова, 2014 год, 90 мин.

Представляет Катя Шагалова, 16+

19 февраля, четверг

15.00 — Программа анимационных фильмов | ЧГАКИ |

Представляет Александра Жукова, 16+

16.30 — Конкурсная программа | Кинотеатр «ЗНАМЯ» |

«БЕРЦЫ»

Режиссер — Катя Шагалова, 2014 год, 90 мин.

Представляет Катя Шагалова, 16+

18.45 — Конкурсная программа | Кинотеатр «ЗНАМЯ» |

«ИСПЫТАНИЕ»

Режиссер — Александр Котт, 2014 год, 95 мин.

Представляет Александр Котт, 16+

19.00 — Программа «Земляки» | Кинотеатр им.Пушкина |

«9 ДНЕЙ И ОДНО УТРО» Режиссер — Вера Сторожева, 2014 год, 87 мин.

Представляет Вера Сторожева, 16+

20 февраля, суббота

14.00 — Программа «КИНО ПРО КИНО» | Киноцентр Л.Л. Оболенского |

«БЕРГМАН И МАНЬЯНИ. ВОЙНА ВУЛКАНОВ»

«ВАЛЬСИРУЮЩИЕ» КУЛЬТОВАЯ ИСТОРИЯ»

Представляет киновед Валентина Шемякина, 16+

16.20 — Конкурсная программа | Кинотеатр «ЗНАМЯ» |

«ИСПЫТАНИЕ»

Режиссер — Александр Котт, 2014 год, 95 мин.

Представляет Александр Котт, 16+

17.00 — Пресс-конференция | Кинотеатр им.Пушкина |

Участвуют: Вячеслав Шмыров, Вера Глаголева, Наталья Иванова, Александр Котт, Вера Сторожева, Катя Шагалова, Валентина Шемякина

19.00 — Церемония Закрытия | Кинотеатр им.Пушкина |

Участвуют: Вячеслав Шмыров, Вера Глаголева, Наталья Иванова, Александр Котт, Вера Сторожева, Катя Шагалова, Валентина Шемякина

«ДВЕ ЖЕНЩИНЫ»

Режиссер — Вера Глаголева, Россия-Латвия-Франция, 2014 год, 100 мин

Представляют: Вера Глаголева и Наталья Иванова, 12+