Премия Рунета-2020
Челябинск
+13°
Boom metrics
Общество2 декабря 2015 7:55

Фрагмент колонны с каннелюрами на Площади Революции

Театр Драмы отражает образ античного искусства
Театр Драмы отражает образ античного искусства

Театр Драмы отражает образ античного искусства

Фото: Андрей АБРАМОВ

Сегодня сложно представить здание Театра Драмы где-нибудь в другом месте. Оно стоит на возвышении, перед ним - авансцена, по бокам – два офисных здания, словно театральные кулисы. А через сквер открывается отличная перспектива к проспекту Ленина.

Фото с сайта cheldrama

Фото с сайта cheldrama

Между тем, как рассказывают архитекторы, первая сложность, связанная с этим проектом была как раз в поиске подходящего места, соответствующего статусу сооружения. И тем не менее им удалось гармонично вписать его в архитектурную ткань площади и города . Театр Драмы завершил архитектурный ансамбль площади Революции, закрепив одну из композиционных осей центра города …. Лучшего места для здания найти сложно.

Над проектом трудилась целая группа челябинских архитекторов:В. Л. Глазырин, Б. А. Баранов, Д. О. Олтаржевский, Ю. П. Перчаткин, А. Н. Слонимский, Н. Н. Семейкин, А. И. Рудик, инженеры А. А. Аверина, В. П. Туркин.

- После окончания вуза в 1974 году, я пришел на работу в Челябинскгражданпроект, - рассказывает архитектор Алексей Иванович Рудик. – Мы тогда параллельно проектировали театр драмы и киноконцертный зал, который должен был расположиться неподалеку от цирка, на берегу Миасса. Работы по строительству драмтеатра были начаты в 1973 году, и к моему приходу уже казалось, что этот проект заморозили до лучших времен. Но неожиданно все поменялось. Киноконцертный зал так и не построили, а драмтеатр был торжественно открыт уже в 1982 году.

Фото предоставлено администрацией Театра Драмы

Фото предоставлено администрацией Театра Драмы

Образ здания напоминает фрагмент колонны с каннелюрами. Со стороны фасада можно увидеть 24 полуовала - слегка вогнутых прямоугольника-простенка, между которыми расположены оконные вертикали. Массивные входные порталы украшает ажурное каслинское литье, сделанное по рисункам московского художника Юрия Александрова.

- Мы объездили почти весь СССР, посетили все крупные концертные залы, пролазили их от подвала до крыши, - рассказывает Алексей Иванович Рудик. – В нашем проекте применили множество интересных решений. К примеру, вращающуюся сцену, подъемные механизмы, эстакаду, которая позволяет доставлять крупногабаритные грузы прямо к планшету сцены. Кстати, одна из художественных мастерских расположена прямо над ней. Так что, после изготовления декорации, к примеру, задника, его можно просто спускать вниз, на сцену через специально устроенные для этого отверстия. Кроме этого был предусмотрен и так называемый малый зал на 200 мест. Мы его задумывали как экспериментальный театр. То есть зрители могут сидеть не только вокруг сцены, но и непосредственно на ней, а театральное действие - вокруг.

Фото предоставлено администрацией Театра-Драмы

Фото предоставлено администрацией Театра-Драмы

Тогда в 70-х годах сложно было поставить мощные кондиционеры, но инженеры применили систему вентиляции, которая подавала в зал свежий воздух с парка, с подогревом и увлажнением.

Несмотря на кажущуюся простоту, лаконичные формы самого здания, проектировщикам пришлось немало потрудиться. Так, в плане здание выполнено в виде эллипсов, образующих множество центров, из которых описываются линии построения наружных стен, ограждающих конструкций зрительного зала, галерей, балконов и т.д…. Это создавало сложности для строителей, но позволяло выполнить объект необычной, запоминающейся архитектуры.Для зрительного зала были заказаны ряды кресел. Поскольку они тоже повторяют линии эллипса, то у каждого ряда свой радиус установки. Проектировщикам надо было детально все просчитать, чтобы реализовать замысел.

Фото предоставлено администрацией Театра Драмы

Фото предоставлено администрацией Театра Драмы

- В последний год перед сдачей в эксплуатацию здания я даже не ходил в родной институт «Челябинскгражданпроект». С утра надевал сапоги, спецовку, и на стройку, где мы вели авторский надзор и решали возникающие в процессе строительства вопросы - продолжает Алексей Рудик. – У нас на объекте тогда был большой, толстый гроссбух, где мы с Борисом Барановым, Николаем Семейкиным отрабатывали возникающие по ходу строительства вопросы и давали задания на их выполнение строителям. К концу строительства было использовано три таких книги. Такой метод упрощал взаимодействие между проектировщиками и строителями и сокращал сроки реагирования на возникающие проблемы.

Фото предоставлено администрацией Театра Драмы

Фото предоставлено администрацией Театра Драмы

Отдельные командировки по страны имели своей целью поиск отделочных материалов. К примеру, помимо белого коелгинского мрамора, который очень напоминает легендарный каррарский, еще использовали красный камень из Грузии, черный везли из Карелии, а золотистый из Узбекистана. Полы вестибюля отделаны серым и черным гранитом. Причем, оттенки каменных плит подбирали друг к другу, чтобы получился некий рисунок или орнамент. Интересно, что цветовое решение было выбрано в стиле греческого театра – пурпурный, золотой и белый. Все они должны были создавать парадную торжественность.

- Помню, как к нам доставили откуда-то из Африки огромный ствол редкого красного дерева, - продолжает Алексей Рудик. - Наша мебельная фабрика его распускала на шпон, и делала панели, которыми облицованы стены зрительного зала, фойе и других помещений театра. Из массива красного дерева выполнены двери, декоративный орнамент, перила ограждений, барьер гардероба и т.д. А на месте, прежде, чем все смонтировать, мы эти детали тщательно подбирали по рисунку и фактуре. .Большую проблему, из-за сложной геометрии, доставило изготовление гипсового потолка основного зрительного зала, особенно той его части, которая примыкает к порталу сцены. Но благодаря изобретательности и находчивости строителей все эти сложные в техническом отношении вопросы были успешно решены.

Фото предоставлено администрацией Театра Драмы

Фото предоставлено администрацией Театра Драмы

Строительство шло в эпоху тотального дефицита. И чтобы реализовать задуманное, авторам проекта пришлось применять смекалку и изобретательность.

Как вспоминает архитектор Борис Алексеевич Баранов, в интерьере фойе полированные латунные стойки перил лестниц и балконов выточены из металлических деталей на Челябинском тракторном заводе, сверкающие люстры фойе и бра собраны по эскизам Николая Семейкина трестом «Электромонтаж» из хрустальных элементов Саранского завода. Резные украшения из красного дерева на балконах в зале точили учащиеся ГПТУ г. Копейска. Ближе к окончанию строительства возникла проблема с креслами в большом зрительном зале. Те, что делали советские фабрики, не подходили по эстетике, импортные были недоступны по цене. Случайно нашлись подходящие кресла в Ленинграде, в Смольном дворце. На этих креслах сменили дубовую облицовку на красное дерево, обшивку из красного сукна на «коврик-люкс» золотистого цвета, и кресла великолепно вписались в интерьер зала (цитата приводится по сборнику материалов научно-практической конференции "Огни большого города". – прим. ред).

Фото: Андрей АБРАМОВ

Втиснуться в запланированную смету строителям театра не удалось. Денег потратили больше, за что руководство получило даже выговор. А спустя без малого10 лет, в 1991 году, проектировщикам присудили Государственную премию РСФСР.

- Авторский коллектив на вручение премии был приглашен в Москву, в Белый дом, - вспоминает Алексей Рудик. – Оказалось, что это был большой прием и согласно протоколу нас ждали с супругами. Очень жаль, что мы не взяли с собой фотоаппарат. Вместе с нами на вручении премии были многие звезды искусства: Михаил Ульянов, Дмитрий Хворостовский, Нона Мордюкова и др… Премию вручал Борис Николаевич Ельцин.

Сейчас, спустя тридцать три года, уже произошли некоторые небольшие перемены –появилась новая обивка у кресел, а в целом надо выразить большую признательность руководству театра, артистам, обслуживающему персоналу за то, с какой любовью они все эти годы следят за уникальным зданием, сохраняя его практически в том же состоянии, которое было на момент сдачи объекта в эксплуатацию в далеком 1982 году. Но когда в очередной раз пойдете в театр, присмотритесь внимательнее к его фасаду и интерьерам. Ведь это результат многолетнего труда многих людей, которым челябинцы вправе гордиться.

Организатор проекта

Партнеры