Премия Рунета-2020
Челябинск
+9°
Boom metrics
Общество16 июля 2017 22:00

В Челябинском бору раньше водились косули, а возле Карабаша остался нетронутый природный уголок

О секретных и несекретных заповедниках на Южном Урале рассказал директор госучреждения «Особо охраняемые природные территории Челябинской области» Александр Лагунов
Река Сим. Фото: предоставлено ОГУ «Особо охраняемые территории».

Река Сим. Фото: предоставлено ОГУ «Особо охраняемые территории».

Почему челябинские защитники природы берегут каждого муравья, а финские ученые «охотятся» за южноуральскими бабочками?

Где на Южном Урале находятся самые древние на нашей планете горные породы?

Какие виды растений и животных, обитающих в нашем краю, попали в Красную книгу?

Об этом и многом другом на радио «Комсомольская правда» (95.3 FM) рассказал Александр Лагунов — директор госучреждения «Особо охраняемые природные территории Челябинской области», кандидат биологических наук, заслуженный эколог Российской Федерации, путешественник.

Свой рассказ защитник природы начал с темы Восточно-Уральского заповедника, о котором мало кто знает и куда войти можно только с охраной и по специальным разрешениям.

— Это секретный заповедник Урала, он был образован в 60-х годах в головной части Восточно-Уральского радиоактивного следа. Туда никто не допускается, периметр охраняют специальным подразделением МВД. Посещение тех мест без проводника опасно для жизни, — рассказал Александр Васильевич.

Директор госучреждения «Особо охраняемые природные территории Челябинской области» Александр Лагунов.

Директор госучреждения «Особо охраняемые природные территории Челябинской области» Александр Лагунов.

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

ОСЕТРЫ С ПРИВКУСОМ РАДИАЦИИ

— Там высокий уровень радиации, — продолжил Лагунов. — Поэтому для тамошних обитателей нет фактора беспокойства. Дикие звери и птицы безбоязненно подпускают человека. Я с изумлением наблюдал, как мои коллеги вблизи фотографировали орлана-белохвоста, сидящего на сухом дереве. Он огромный, один из самых крупных орлов нашего региона, занесен в Красную книгу России и Челябинской области.

Лебеди с выводком плавали у наших ног, словно в городском пруду, где их прикармливают люди. Жирный глухарь по весне пытался напасть на нашу машину — хозяин леса! Удивительное там место, но туристам путь заказан.

— Наверняка «сталкеры» туда проникали.

— Увы, да. И даже было совершено ужасное преступление. На этой территории находилась опытная научно-исследовательская станция. Группа ученых изучала последствия влияния радиации на живые экосистемы. Ставили эксперимент: гибрид белуги и стерляди был запущен в радиоактивные водоемы. Как все осетровые, этот гибрид кормился у самого дна. Позже станцию закрыли, а рыбы остались в водоемах. Гибрид не размножается, как их выпустили, так они там и жили. Некоторые вымахали весом под 60 кг.

Помните, до появления Никитинских рядов на площади Революции периодические частники продавали овощи, мясо. Однажды туда привезли машину этих осетров с поддельными документами — якобы с рыбзавода на Волге. Тогда уже рассекретили все данные по Восточно-Уральскому радиоактивному следу, многие южноуральцы обзавелись радиометрами. Какой-то пенсионер взял да померял наличие радиации в осетрах-великанах. Уровень был ужасающий! Возбудили уголовное дело, виновников наказали.

Но зато в той зоне животные и растения чувствуют себя вольготно. Радиация распределяется неравномерно. В благоприятных местах прекрасно сохраняются редкие виды красно-книжных растений, насекомых, птиц, зверей. Недавно нам сообщили, сапсан обжился и гнездится на развалинах населенных пунктов, которые жители покинули после ядерной аварии 1957 года. Прекрасно себя чувствуют лебеди двух видов — шипун и кликун. Несколько видов гагар красно-книжных. Из певчих птиц много редкостей. Там большое поле для деятельности. Московские и свердловские ученые, а также наши специалисты проводят там исследования.

Игнатьевская пещера. Фото: предоставлено ОГУ «Особо охраняемые территории».

Игнатьевская пещера. Фото: предоставлено ОГУ «Особо охраняемые территории».

САМЫЕ ИЗУЧЕННЫЕ БАБОЧКИ — НАШИ!

— Значит, природа нашего края интересна для ученых?

— Если говорить о научном туризме, то совсем недавно были ученые из Германии, ездили на юг области. В составе экспедиции был прямой потомок Альфреда Бреда, автора знаменитой «Жизни животных».

Сейчас проходит (уже 12-й год подряд) международная финско-российская экспедиция по изучению видового разнообразия чешуекрылых — то есть бабочек. Причем не только крупных, за какими дети с сачками охотятся. В основном изучают ночных бабочек. Отлов на свет — феерическое зрелище в теплую безлунную ночь.

— И каковы результаты работы?

— Мы теперь лучше знаем нашу фауну. Только в Ильменском заповеднике обитает 1800 видов бабочек. И это одно из самых изученных мест в России. Мы, кстати, широко раскинули сети: проводим экспедицию не только по нашей области, но захватываем часть Башкирии, Свердловской и Курганской области.

Река Юрюзань, Хваточный гребень. Фото: предоставлено ОГУ «Особо охраняемые территории».

Река Юрюзань, Хваточный гребень. Фото: предоставлено ОГУ «Особо охраняемые территории».

ТЕРМИНА ЕЩЕ НЕ БЫЛО, А СМОГ УЖЕ БЫЛ

— Южный Урал — природа особенная. А в чем ее уникальность?

— Нам очень повезло! Наша область располагается в трех природных зонах. Примерно в равных соотношениях лесная, лесостепная и степная зоны. Минус нашего края — мощно развитая промышленность.

— «Промышленная площадка России», — так про нас и говорят.

— Так исторически сложилось. Первые явления смога (еще термина такого не было) были отмечены в Златоусте приехавшими туда работать и жить немецкими мастерами в начале XIX века. Выбросы из заводских труб заполняли глубокую долину реки Ай. Поэтому немецкие мастера начали селиться на отдалении.

В воскресенье они устраивали семейные пикники (жены, дети, коляски с корзинами провизии) на городском пруду. Там у них было местечко под названием Фриденталь. А некоторые ездили в долину реки Сак-Елга, где город Карабаш. Кстати, первый природный заповедник возник именно в долине этой реки в самом начале XX века.

Нязепетровский заказник. Фото: предоставлено ОГУ «Особо охраняемые территории».

Нязепетровский заказник. Фото: предоставлено ОГУ «Особо охраняемые территории».

— Тогда это место не было самым грязным на планете.

— Первый завод в Карабаше построен в 1907 году. Заповедник учредило Уральское общество любителей естествознания. Государственную землю они арендовали для устройства там биологическо-климатической станции. К сожалению тот проект не состоялся…

…И СТАИ ДРОФ ИЗ-ПОД КОЛЯСКИ

— В нашей области есть нетронутые природные уголки?

— Есть, вне всякого сомнения. Из наиболее малоизвестных и интересных могу назвать Шигирские сопки — самый север Карабашского округа.

К сожалению большую часть целинных земель мы потеряли в конце 50-х, начале 60-х годов. За что область получила свой первый орден Ленина. Было распахано все, кроме каменистых степей. Зато в горах у нас сохранилось много нетронутых или почти нетронутых уголков. Хотя леса в той зоне вырубались. За 300 лет эти леса по всей лесной зоне пройдены рубками минимум шесть раз.

Дикие уголки остались, но «дикие» — в понимании современного человека. Если бы сейчас немецкий естествоиспытатель Петр Семен Паллас, который в 1771 году пересек Южный Урал и зимовал в Челябинске, увидел те же места, то сильно бы удивился изменениям. Паллас еще застал девственные леса и степи. Он писал в своей книге, что когда они подъезжали к Челябинску, из-под колес коляски вылетали стаи драхв — дрофа, как сегодня эти красивые птицы называются. Огарь — красная утка, журавль-красавка… Все они нынче в Красной книге.

Мы прошлой осенью в Чесменском районе спасали самку огаря, передали ее в зоопарк, где она и благоденствует. У них там есть два самца-огаря, надеюсь, будет потомство.

Река Куштумга. Фото: Д. Бусыгин.

Река Куштумга. Фото: Д. Бусыгин.

В БОРУ ВОДИЛИСЬ КОСУЛИ. А НЫНЕ И ЗАЙЦЫ ИСЧЕЗАЮТ

— Помню, туристы-уральцы рвались пройти путями Снежного человека…

— Есть и древняя мифология наших природных объектов, и современная. Пример Аркаима дает нам всплеск творчества народного в создании новых мифов. Там все горки переименовали на новый лад.

Человек находится в двух средах, естественная природная с одной стороны и большой город с другой. Как экосистемы они для нас, горожан, равнозначны. Но потребность общения с природой будет возрастать. Экологический туризм — безопасный для окружающей среды. Что для его развития надо?

Первое — любой объект нужно музеефицировать, подготовить для показа. Например, отчистить Сугомакскую пещеру от надписей вандалов. Снять их трудно. Изучаем опыт других заповедников. Шульган-Таш в Башкирии смог побороться с этим безобразием.

Второе — подготовить маршруты, чтобы защитить природу. И самое главное — наладить постоянный мониторинг тех участков, где находятся туристы. Чтобы, замечая признаки деградации, принимать срочные меры для реабилитации и переносить маршрут.

Река Сим. Фото: предоставлено ОГУ «Особо охраняемые территории».

Река Сим. Фото: предоставлено ОГУ «Особо охраняемые территории».

Это не так просто. Например, Челябинский бор. Спасибо управлению лесами — они каждый год проводят посадки, в них участвуют волонтеры, губернатор, мэр, чиновники. Но этого мало. Надо еще восстанавливать почвенный и травянистый покров, животный мир.

У нас в Челябинском бору когда-то жили косули. Теперь только зайцы остались, но их все меньше. Орлы гнездились прямо в пойме реки Миасс на крупных деревьях. Что мешает сегодня поставить гнездовые платформы? Второй год стали развешивать скворечники. Кто там только не гнездился!

— Вы автор и редактор Красной книги Челябинской области…

— Сейчас готовим второе издание. После первого выпуска мы проводили экспедиции по поискам редких видов и определению их состояния в природной среде. Некоторые виды мы с радостью исключили из Красной книги. Например, яркую «расписную» бабочку — махаона, потому что теперь ее можно видеть всюду. То же самое с некоторыми видами муравьев и шмелей. В процессе работы были выявлены виды, подвергающиеся опасности. Самым редким зверем у нас является европейская норка — за последние 20 лет всего две находки.

— «Подумаешь, какой-то муравей исчезает», — скажет кто-то…

— Не бывает природного сообщества, жизнеспособного без всех компонентов. Если в городе не будет пчел и шмелей, то наши растения, которые опыляются насекомыми перестанут давать семена. Это будет большая катастрофа.

— Как привить людям экологическую культуру?

— Рецепт простой. Когда в 70-х годах проспект Ленина расширили и посередине сделали аллею, ведущую к ЮУрГУ, в первый год там посадили пионы. В те годы в Челябинске был садоводческий бум. И все эти пионы сразу же выкопали. Посадили на второй год. Стащили уже гораздо меньше. Сегодня хоть одному жителю города придет в голову мысль выйти ночью с лопатой? Воспитывать надо примером.

Александр Лагунов и журналист "КП" Лидия Садчикова на радио "Комсомольская правда".

Александр Лагунов и журналист "КП" Лидия Садчикова на радио "Комсомольская правда".

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

МЕЖДУ ПРОЧИМ

Уральские горы ненамного младше самой Земли

На какой охраняемой природной территории Челябинской области находятся самые древние на нашей планете горные породы? Это вопрос был задан радиослушателям в качестве викторины с тремя вариантами ответа:

1. Аршинский заказник

2. Ильменский заповедник

3. Нязепетровский заказник.

Правильный ответ был назван с третьей попытки.

— На территории Аршинского заказника у подножия горы Карандаш в Кусинском районе находятся горные породы израндиты, наименованные по названию речки Изранда, протекающей в тех местах. Возраст их 4,2 млрд лет.

— Для сравнения: возраст планеты Земля — 4,5 млрд лет, — пояснил Александр Лагунов.

Памятник природы - река Юрюзань. Фото: Ю. Дыдыкин.

Памятник природы - река Юрюзань. Фото: Ю. Дыдыкин.

КСТАТИ

Что охраняют защитники природы?

В особо охраняемые природные территории Челябинской области входят Ильменский заводник, музей-заповедник «Аркаим», Восточно-Уральский государственный заповедник, часть Южно-Уральского государственного природного заповедника, а также национальные парки «Зюраткуль» и «Таганай».

Кроме того в области еще 153 объекта регионального значения: 20 заказников, 123 памятника природы и один курорт — Кисегач. Примерно это все занимает 7 процентов от всей области. Небольшой штат областного госучреждения «Особо охраняемые природные территории Челябинской области» делает все возможное, чтобы эти территории беречь.

К ЧИТАТЕЛЯМ

Сообщайте нам свои новости, присылайте фото и видео

Почта: kpravda@ya.ru

SMS 8-902-616-06-06