Премия Рунета-2020
Челябинск
+13°
Boom metrics
Экономика16 апреля 2024 6:22

Делаем лучше, чем за границей: каких успехов добились компании Южного Урала в импортозамещении

Челябинские компании локализовали производство основных комплектующих и промышленного оборудования
Елена Ружицкая, Сергей Кашигин, Ирина Сипкова, Владимир Кантор, Евгений Коченков (слева направо).

Елена Ружицкая, Сергей Кашигин, Ирина Сипкова, Владимир Кантор, Евгений Коченков (слева направо).

Фото: Антон ИВАНОВ

Уже несколько лет промышленники Челябинской области активно работают в условиях курса на импортозамещение и усиление технологического суверенитета. За это время им удалось практически полностью локализовать производство основных комплектующих и оборудования. Каких успехов достигли компании, что еще предстоит и как помогает государство - поговорили с экспертами на круглом столе в «Комсомольской правде - Челябинск».

Можем сами

На протяжении долгого времени развития промышленности в Челябинской области, да и в России в принципе, теме импортозамещения не уделяли должного внимания, предпочитая закупать детали и оборудование за рубежом. Но в один момент - с приходом санкций - стало понятно, что поставщики, казавшиеся надежными, такими не являются.

- За прошедшие два года наш регион добился хороших результатов в импортозамещении. По многим видам продукции мы приближаемся к локализации 100%. Есть компоненты, которые в стране в принципе не производятся, например, микроэлектроника, но этот вопрос стоит на перспективу. Сейчас элементы, которые, в том числе благодаря реинжинирингу, мы изготавливаем, закрываются нашими предприятиями. Нам это дает возможность развиваться шире и осваивать новые технологии, - рассказал руководитель аппарата челябинского регионального отделения «СоюзМаш России» Сергей Кашигин.

Сергей Кашигин рассказал, как себя чувствуют промышленники.

Сергей Кашигин рассказал, как себя чувствуют промышленники.

Фото: Антон ИВАНОВ

Он добавил, что есть определенные затруднения в частотности в станкостороении, эта отрасль требует развития. Пока оборудование, на котором производят импортозамещающую продукцию, все-таки в основном импортное.

- Но есть параллельный импорт и дружественные страны, которые помогают нам запускать проекты. При поддержке государства и помощи Фонда развития промышленности производители с задачами справляются, - считает Сергей Кашигин.

Эксперт привел несколько успешных примеров импортозамещения в Челябинской области. АЗ «Урал» наладил производство мостов на собственных мощностях, а ГК «ЛД» - шаровых кранов. И эта продукция серьезно конкурирует с китайской. Подвижки есть и в двигателестроении. Так, в ЮУрГУ запущена передовая инженерная школа, и с помощью программы по выстраиванию областной и межрегиональной кооперации с заводами перспективы замещения в этом направлении станут еще выше.

- Нужно понимать, что в один момент нарастить мощности, чтобы закрыть все потребности, непросто. Тем более с учетом роста этих потребностей. Поэтому остается место и для импортной составляющей, и для нашей, - сообщил Сергей Кашигин. - Учитывая, что в начале пути импортозамещения уровень локализации на предприятиях составлял 50-70%, показатель больше 90% сейчас - это очень хорошо.

Эксперты обсудили вопросы импортозамещения на Южном Урале.

Эксперты обсудили вопросы импортозамещения на Южном Урале.

Фото: Антон ИВАНОВ

По отдельным предприятиям уровень локализации даже выше. Так, компания «ИТеК ББМВ», которая занимается разработкой и производством контрольно-измерительных приборов и средств автоматизации предприятий промышленности, добилась локализации в 90-100% по разным категориям. По словам заместителя директора по маркетингу компании «ИТеК ББМВ» Елены Ружицкой, датчик давления сейчас самый локализованный:

-На нашем производстве есть и импортные, и российские станки. Что касается комплектующих, то импортная у нас только электроника - ее мы получаем через дружественные государства.

Генеральный директор компании «Челябкрансервис», которая выпускает широкий спектр комплектующих, агрегатов и запчастей грузоподъемного оборудования, Владимир Кантор заявил, что вся отрасль ждет, когда в России заработает станкостроение. Пока же предприятие также работает на разных станках - например, не так давно закупило тайваньский.

- Экспертиза 2021 года показала, что по кранам у нас 95% локализации, что даже превышает нормативы Минпромторга РФ. Сейчас процент еще выше. Мы нашли производителей комплектующих для кранов в России, которые делают не хуже зарубежных - в Зеленограде, Ростове-на-Дону, в Москве. Рынок большой и увеличивается. В 2022 году были опасения, но все быстро восстановилось, объем предложений даже выше, а качество - не хуже, - рассказал Владимир Кантор. - Сейчас у нас нет зависимости от импортных поставок, в отгрузках по параллельному импорту мы не нуждаемся.

Спасибо «Федору Михайловичу»: в Челябинске назвали кран в честь Достоевского

Компания «Челябкрансервис» не просто подстроилась под новые условия, ее руководители пошли дальше - они начали сами выпускать краны большой грузоподъемности, когда их немецкие коллеги вышли из проекта.

Изначально в 2005 году «Челябкрансервис» создавался как сервисное предприятие по ремонту железнодорожных кранов. Это довольно специфичная тема, так как даже в СССР краны большой грузоподъемности (100-150-200 тонн) не производились в принципе. 40-50 лет назад в страну завезли пять тысяч таких кранов из ГДР. Часть из них до сих пор эксплуатируется, но еще десяток лет - и потребуется замена.

Владимир Кантор поделился планами: "Челябкрансервис" разрабатывает кран, которого еще нет в мире.

Владимир Кантор поделился планами: "Челябкрансервис" разрабатывает кран, которого еще нет в мире.

Фото: Антон ИВАНОВ

- В 2012 году с немцами мы всерьез собирались запустить у нас на предприятии отверточное производство кранов. То есть они привозят комплектующие - мы собираем, - вспоминает Владимир Кантор. - Но в 2014 году из-за политической ситуации партнеры вышли из проекта. Тогда мы решили делать краны самостоятельно. Идея зрела, в 2015 году за помощью мы обратились в ЮУрГУ, которые разработали концепцию. К этому моменту проблема достигла самого высокого уровня, потому что в России компетенций в производстве мощных мобильных кранов не было. Тогда проект производства ж/д кранов грузоподъемностью 150 тонн и выше внесли в перечень приоритетных проектов по импортозамещению. Наш проект стал «пионером».

Компания получила субсидию на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). И уже в 2019 году презентовала первый образец крана. Его назвали ФМ-150 в честь Федора Михайловича Достоевского (это был как раз год его 200-летия, - прим. автора) и консультанта, «крестного отца» крана Федора Михайловича Корытко. Через несколько лет «Челябкрансервис» выпустила кран грузоподъемностью 200 тонн, а также линейку кранов малой грузоподъемности.

- Наши краны, технологию производства которых мы разработали с нуля, по современным меркам мало чем отличаются от зарубежных конкурентов из Германии и Китая. При этом китайцам, которые не знают специфику наших железных дорог, сложнее, они не справляются с требованиями наших заказчиок. И хотя их продукция дешевле, выбор идет в нашу пользу. А потребности в кранах огромные не только в России, но и во всем мире. У нас есть заявки из Египта, Нигерии, Пакистана, Монголии, Средней Азии. Сейчас прорабатываем возможность поставки кранов на всю Африку, - говорит Владимир Кантор.

Он поделился планами: совместно с центром «Иннопрактика» «Челябкрансервис» разрабатывает кран грузоподъемностью 250 тонн. Такого крана еще нет в мире!

Спасли запасы: как компания из Челябинска закрыла потребность в датчиках после санкций

Компания «ИТеК ББМВ» начинала свой путь 25 лет назад с производства блоков питания. Сейчас основные продукты - датчики давления и температуры «ЭнИ». Их приобретают крупные предприятия Южного Урала и других регионов, страны постсоветского пространства: Казахстан, Беларусь, Узбекистан, сейчас прорабатываются поставки в Таджикистан. Продукцию поставляли в Бахрейн и Эквадор, Латвию.

- В начале 2000-х годов на рынок российский средств автоматизации начали очень агрессивно заходить мировые лидеры приборостроения - американские, европейские, японские компании. Политику они вели очень агрессивную, довольно быстро завоевали наш рынок. Остались только небольшие предприятия, как мы, и основным конкурентным преимуществом была только цена, - вспоминает Елена Ружицкая. - Но ситуация изменилась, пришли санкции. Компании покинули рынок, и возник большой провал. Но нас научила пандемия - наше предприятие сделало страховые запасы. Так нам удалось обеспечить всех заказчиков в срок. Параллельно мы искали новых поставщиков той же электроники, которую в России не производят. Благодаря оптимизации процессов работу удалось наладить.

Елена Ружицкая: "Санкции дали толчок к развитию компании".

Елена Ружицкая: "Санкции дали толчок к развитию компании".

Фото: Антон ИВАНОВ

Как отмечает Елена Ружицкая, эта ситуация дала толчок к развитию - из-за увеличения объемов производства была проведена модернизация, конструкторские работы, запущены новые продукты.

- Очень востребованы датчики давления для работы в сероводородных средах, работающие в условиях Крайнего Севера при низких температурах. К ним мы разработали компоненты - систему выносных мембран. К датчикам температуры с индикацией изготавливаем гильзы с фторполимерным покрытием - материалом, которого у нас не было. Для этого также нашли нашего российского производителя, - говорит Елена Ружицкая.

В планах компании сделать новый датчик давления, более стабильный, добавить дополнительный функционал. Но, по словам эксперта, это небыстрый процесс, так как потребуется большая научно-исследовательская работа, необходим поиск и подбор производителей сенсоров и материалов. Такие разработки проходит в рамках НИОКРа.

- НИОКР - это всегда долго и трудозатратно. И не факт, что все получится с первого раза, - добавила Елена Ружицкая.

Деньги, консультации, сопровождение: как поддерживают предприятия в импортозамещении

Как правило, от задумки до реализации проекта по НИОКР проходит 10-15 лет. Это непростой путь, но без него никак не обойтись - промышленности России просто необходимы такие разработки, чтобы выходить на новые уровни. И в этом плане может прийти на помощь государство. Правда, как признались представители компаний, именно в плане НИОКР все непросто: чтобы получить помощь, проект уже должен быть реализован, а отчетность по тем же грантам огромная. Тем не менее, государство готово помогать по всем направлениям - льготными займами, грантами, консультациями, в том числе предприятиям малого и среднего бизнеса.

- Основной профиль работы регионального Фонда развития промышленности - льготное заемное финансирование. Есть девять собственных программ. В конце апреля - начале мая этого года мы запустим еще одну, десятую программу, - говорит руководитель службы привлечения и сопровождения проектов Фонда развития промышленности Челябинской области Евгений Коченков.

Евгений Коченков: "ФРП предлагает разные программы поддержки предприятий".

Евгений Коченков: "ФРП предлагает разные программы поддержки предприятий".

Фото: Антон ИВАНОВ

ФРП предлагает разные программы: на приобретение технологического оборудования, сырья, материалов и комплектующих, на проекты, связанные с энергоэффективностью и цифровизацией промышленности, а также на приобретение, строительство и реконструкцию недвижимости по «Промышленной ипотеке». Это если мы говорим о региональном отделении. Есть возможность взаимодействовать с федеральным ФРП на большие суммы. Например, по четырем совместным программам, у которых также широкий выбор направлений. Еще один вариант - программы непосредственно федерального фонда.

С начала 2022 года в рамках импортозамещения в Челябинской области по региональным, совместным и федеральным программам профинансировано 27 инвестиционных проектов на сумму 22,5 млрд рублей.

Еще одно направление работы ФРП Челябинской области - финансовая поддержка в форме грантов. В 2023 году получить ее смогло 21 предприятие. Общая сумма грантовой поддержки составила 100 млн рублей.

Помощь оказывается и предприятиям малого и среднего бизнеса. Региональный центр «Мой бизнес» предлагает разные программы при поддержке Министерства экономического развития. В режиме «одного окна» предприниматели - от самозанятых до юрлиц - могут получить как финансовую, так и нефинансовую поддержку.

Ирина Сипкова рассказала о мерах поддержки для предприятий малого и среднего бизнеса.

Ирина Сипкова рассказала о мерах поддержки для предприятий малого и среднего бизнеса.

Фото: Антон ИВАНОВ

Как рассказала коммерческий директор Центра «Мой бизнес» Ирина Сипкова, нефинансовые меры поддержки - это комплексные образовательные услуги на продвижение, услуги юриста, бухгалтера.

- Финансовые меры - это льготное финансирование, поручительство и инжиниринговые услуги для производственных компаний, - говорит Ирина Сипкова. - Есть 10 программ по льготному финансированию, микрофинансирование и займы. Ставки фиксированные и не привязаны к ключевой ставке Банка России. Для предприятий, которые занимаются импортозамещением, есть две специальные программы - микрозаем и заем. Главное условие - подтверждающее письмо от партнеров о том, что продукция является импортозамещающей.

Еще одна мера поддержки - программа поручительства, которой можно воспользоваться, если не хватает собственного залогового обеспечения. На сегодняшний день количество финансовых организаций-партнеров более 30. Для производственных компаний также работает центр инжиниринга, предоставляются услуги по сопровождению инвестпроектов.

Государство готово всесторонне поддерживать как малые предприятия, так и крупные. Ведь перед Россией сейчас стоит глобальная цель - вырастить новое поколение инженеров, которое будет разрабатывать свои технологии.

К ЧИТАТЕЛЯМ

Подписывайтесь на нас во «ВКонтакте» и «Одноклассниках».

Следите за важными событиями в «Яндекс.Дзен» и «Телеграме».

Присылайте новости на Viber и WhatsApp по номеру: 8 904 934-65-77 или на почту kpchel@phkp.ru.