Премия Рунета-2020
Челябинск
+4°
Boom metrics
Общество28 июня 2015 22:00

«У вас в доме нет ванной? Тогда отдавайте детей!»

В Челябинске защитники семейных традиций спорят со сторонниками ювенальных технологий
Ювенальная юстиция очень строга к тому, в каких условиях растет ваш ребенок.

Ювенальная юстиция очень строга к тому, в каких условиях растет ваш ребенок.

Фото: Станислав ШАХОВ

На пресс-конференции юрист по семейным спорам Светлана Пястолова рассказала о случае из ее практики. В одном челябинском селе по недосмотру сгорел частный дом. У хозяев двое детей, причем в трагический момент мать находилась в роддоме с третьим ребенком. В семье кормилец — только отец, они оба с женой непьющие и некурящие. Сняли жилье, пытаются пострадавший дом восстановить. К ним заявляются соцработники и угрожают: «Если через месяц дом не будет готов, детей у вас изымем». Родители в шоке, за месяц не управиться.

Юрист помогла составить нужные бумаги, дети остались с родителями. Но случай с посторонним вмешательством в семейную жизнь не единственный.

— Не раз сталкивалась с необоснованными претензиями по отношению к некоторым семьям со стороны органов опеки, — говорит Светлана. — Приходят к многодетным родителям, спрашивают: «А ванна у вас где?» Им отвечают: «Нету, но мы баню топим, дом-то частный». В ответ слышат: «Если через месяц не будет ванны, детей заберем. Ванна должна быть по правилам». А еще у женщины, муж которой пропал в неизвестном направлении, двух детей изъяли по той лишь причине, что у нее маловато средств для их содержания. Ужасные методы!

ГУМАНИЗАЦИЯ ИЛИ УГРОЗА?

Если дети обижены в семье, страдают от боли или унижений, если по недомыслию совершили правонарушение, закон должен обеспечить им защиту. Это и есть ювенальная юстиция

А что происходит в реальности? Россиян пугают случаи из западной практики применения этих технологий. Типичный пример. Ребенок плакал, потому что у него болел зуб. Соседи, не разобравшись, пожаловались в инстанцию. Ребенка забрали, поместили в приемную семью и не собираются отдавать «плохим» родителям. Теперь плачет не только он, но и родные мама с папой.

У общественников жесткая позиция по отношению к российским сторонникам ювенальных подходов. Они создали организацию «Родительское Всероссийское Сопротивление», чтобы обнародовать свою позицию. Рассказывают людям о пагубности ювенальной юстиции, ее подводных камнях.

Челябинские «антиювеналы» выходили на пикеты в защиту традиционных семейных ценностей. Они критикуют областные госструктуры и примыкающие к ним организации за бюрократизм, формальный подход. Но у их оппонентов своя правда.

— На рубеже XXI века глобально изменилось отношение к несовершеннолетним в нашем обществе. Идеи ювенологов касаются не только пострадавших деток или тех, у кого родители отбывают сроки, — говорит Жанна Кулькова, директор челябинского Областного центра диагностики и консультирования. — Ювенальная юстиция призвана защищать права несовершеннолетних правонарушителей. Наказывать их не так сурово, как взрослых преступников. Это направлено на гуманизацию общества и это общемировая тенденция, она никому не угрожает.

— Общечеловеческие тенденции? - говорит координатор регионального отделения общественного движения «Суть времени» Александр Забачев. — А как такая новость с Запада: право на эвтаназию в детском возрасте? Вот она, реальность европейской «гуманизации». Эти нормы Западом задаются и подхватываются российскими лоббистами ювенальных технологий.

Лишь бы дети не страдали от новых законов.

Лишь бы дети не страдали от новых законов.

Фото: Евгения ГУСЕВА

РОДИТЕЛЬ НА ПЛАТНОЙ ОСНОВЕ

У общественников особое беспокойство по поводу стимулирования так называемого платного родительства. На содержание приемного ребенка усыновитель, опекун или приемный родитель получает определенные средства от государства. В нашей области 12 тысяч рублей, а в Свердловской области эта сумма доходит до 42 тысяч.

— Приличные средства, чтобы в условиях экономического кризиса и возможной потери рабочих мест у людей возникал соблазн иметь этот вид заработка, — говорит председатель регионального отделения «Родительского Всероссийского Сопротивление» Екатерина Забачева. — Нужно отсеять категорию людей, которые берут приемных детей исключительно ради выгоды. Тем более навсегда лишить этого шанса тех, кто взял ребенка, а спустя время вернул его в детдом, наша организация предлагает узаконить эту меру. А людям сердобольным, искренне готовым нести крест ответственности за усыновленных детей, надо всячески помогать.

— Не только в России, в любом государстве есть люди, исполняющие родительские обязанности и не исполняющие, — подключилась к теме рисков платного родительства Жанна Кулькова. — Вспомните историю. У нас на Руси испокон веков было не только усыновление, но и другие формы устройства детей-сирот. Их отдавали в работники, в ученики, в услужение.

Жанна Кулькова предложила не забывать о кризисе семьи в целом:

— В обществе высококонфликтная ситуация. Как она может сказываться на детях? Конечно, неблагоприятно. Ювенальные технологии нацелены на то, чтобы выявить наилучшие возможности для развития и становления личности ребенка. Будь это семья биологических родителей, замещающая семья в любых ее формах или государственное учреждение. Надо внедрять те технологии, которые ложатся на наши российские реалии. Использовать те ресурсы, которые есть в стране. Но у нас недостаточно организаций, которые бы занимались воспитанием семьи и просвещением родителей.

СИРОТ МЕНЬШЕ НЕ СТАНОВИТСЯ

Общественники выступают и за то, чтобы остановить сокращение детдомов. По областной программе из 55 существующих четыре предполагается закрыть в связи с сокращением числа социальных сирот (сирот при живых родителях). Екатерина Забачева занялась арифметикой. Посчитала, сколько в регионе сирот устроены в замещающие семьи. Оказалось, что довольно большое количество детей по-прежнему ежегодно «оседает» в госучреждениях.

— Мы ставим задачу не сократить, а перепрофилировать детские дома в службы сопровождения раннего неблагополучия, выявления семей с проблемами, оказанием социальной и юридической помощи, — поясняет заместитель начальника отдела организации работы по опеке и попечительству минсоцотношений Челябинской области Татьяна Матвеева. — А дети будут устроены в семьи либо переведены в другие учреждения. Кстати, в Пласте и Чебаркуле планируется создать центры помощи семьи и детям.

— Нельзя пока закрывать детдома! — бьет в набат Екатерина Забачева. — Сирот еще очень много. Куда их девать?

Общественницу беспокоит, что Госдума приняла во втором чтении законопроект, отменяющий запрет на усыновление детей гражданами с судимостью за нетяжкие преступления. И хотя каждый такой случай будет рассматриваться индивидуально, получается, что чиновники спешат пристроить детей, чтобы отрапортовать о сокращении количества социальных сирот.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Усыновить российского ребенка иностранцам стало сложнее

Больше документов при оформлении и последующей отчетности, обязательна школа приемных родителей. Для россиян-усыновителей, наоборот, мороки с документами стало меньше: отменена справка о санитарно-гигиенических нормах жилых помещений, срок действия медсправки увеличен с трех до шести месяцев, а мама-домохозяйка теперь может представить доход мужа, так как доход семьи считается общим.