Премия Рунета-2020
Челябинск
+11°
Boom metrics
Происшествия25 марта 2008 19:30

Бабушка убитой девочки защищает «маньяка». Часть 1

В деле южноуральца Александра Демьянцева, что уже пять лет томится в тюрьме, нашлись новые доказательства его невиновности
Бабушка убитой девочки защищает «маньяка»

Бабушка убитой девочки защищает «маньяка»

Четыре года назад за спиной двадцатилетнего Саши Демьянцева с глухим стуком захлопнулись ворота колонии строгого режима. Его посадили на 25 лет за изнасилование и жестокое убийство двух подростков - Александры Гольневой и Кирилла Тетенькина. «Бакальский зверь», «маньяк» - припечатала Демьянцева пресса.

За эти годы прошли плечо к плечу десятки кабинетов больших начальников, пытаясь доказать, что Демьянцев невиновен, две женщины. Это его мама Ирина Борисовна Демьянцева и… бабушка убитой девочки Зоя Николаевна Слепенкова. Семьи «палача» и жертвы породнились, пытаясь докопаться до истины (об этом «КП» писала в номере за 19.10.2007).

- У нас есть новые доказательства невиновности Саши, мы подаем заявление в прокуратуру РФ о пересмотре дела! - на днях позвонила в «Комсомолку» Ирина Демьянцева.

«Мне угрожали, что изнасилуют любимую»

18 июля 2003 года на лесной поляне под городом Сатка Челябинской области нашли два худеньких тела, изрешеченных ножом. В них опознали местных школьников - 14-летнюю Александру Гольневу и 13-летнего Кирилла Тетенькина. Маленький, тихий городок вздрогнул. Милиция забыла о сне и перекурах. Через несколько дней прокуратура объявила главного подозреваемого. Им оказался Саша Демьянцев - парень, который обнаружил в лесу труп.

В тот вечер Демьянцев вместе с подругой Аней Антоновой поехал в лес погулять, собрать земляники. На поляне под охапкой сена они заметили неподвижную, будто восковую, человеческую руку.

- Давай просто уедем, - потянула Сашу напуганная Аня.

- Нет, надо заявить в милицию!

Позже обвинитель скажет, что Демьянцев приехал в отделение, чтобы отвести от себя подозрение. Александр вместе с подругой и двумя милиционерами вернулись на страшную поляну. Осмотрели место происшествия, тело девушки (позже в ней опознают Сашеньку Гольневу), заметили чью-то брошенную панаму, примятую траву… Больше ничего! Затем оба милиционера вместе с Демьянцевым и Аней поехали в отделение вызывать опергруппу. Когда приехали опера, рядом с первым трупом лежал еще один - Кирилла Тетенькина. Откуда он взялся?

- Его подбросили, пока Саша отвозил милиционеров. Значит, это железное доказательство невиновности моего сына! - уверена Ирина Демьянцева.

А вот следствие никак не учтет этого факта…

Через три дня Саше позвонили.

- Я должен ехать в милицию, подписать какие-то бумаги, - сказал он матери, но домой так и не вернулся.

- Меня в тот вечер тоже вызвали в отделение, - вспоминает Аня. - Мне говорили: признайся, что ты убила подростков вместе с Демьянцевым. Потом Саша мне рассказал, как у него выбивали показания: били, угрожали, что если он не сознается, то меня пустят по кругу...

Под утро сломленный Демьянцев подписал протокол, в котором «чистосердечно признался»: это он убил обоих подростков. Позже Саша откажется от этих показаний. Но будет уже поздно: они лягут в основу обвинительного заключения.

Убитые школьники даже не сопротивлялись?

«Около 18 часов Демьянцев двигался на своей автомашине по автодороге Сатка - Бакал… Он увидел на обочине ранее незнакомых ему Гольневу Александру и Тетенькина Кирилла, которые жестами пытались остановить машину. Демьянцев вместе с ними поехал на поляну… Около 20 часов он завязал тряпкой глаза Тетенькину, вывел его из автомашины… бросил на землю лицом вниз… и убил (далее перечисляется количество колото-резаных ран, нанесенных ножом).

…Вывел Гольневу из машины, изнасиловал и жестоко убил ее, нанеся несколько десятков ножевых ранений.

Демьянцев поднял тело Гольневой, бросил в кусты рядом с телом Тетенькина, сел в свой автомобиль и с места преступления скрылся… Поехал в дом своей бабушки, чтобы там отмыть руки от крови и оставить нож. Затем поехал в Западный микрорайон, где его ждала подруга Антонова» (из обвинительного заключения).

Как мог случиться этот ужас? Почему двое 14-летних подростков (не детсадовцы!) дали одному мужчине зарезать себя, как овцы на скотобойне? Почему за два часа, пока их якобы держал Демьянцев, не дали деру, ведь руки и ноги у них не были связаны? Почему не отбивались - позже на теле «убийцы» Демьянцева врач не найдет ни царапины, ни синяка. И даже ногти у трупов оказались чистыми: эксперты не обнаружили под ними ни травы, ни грязи. Хотя жертвы, которых молотили ножом, не могли не хвататься руками за землю - это рефлекс.

Зачем Демьянцев привез милиционеров на место убийства, автоматически включив себя в круг подозреваемых? Ведь мог просто затаиться: он не был знаком с убитыми подростками, и его вряд ли бы заподозрили. Почему оперативники, которые провели обыск в доме бабушки, так и не нашли орудие убийства, которое он там якобы оставил?

Демьянцев - маньяк?

И еще один важный вопрос. У Саши было все: семья, любимая девушка, друзья, машина, работа (он был токарем, а в свободное время таксовал). Что могло подвигнуть парня изнасиловать и убить двух школьников? Варианта два. Либо на него нашло временное затмение - то, что медики называют «состоянием аффекта». Либо Александр Демьянцев - патологический, опасный псих.

Над этой задачкой бились эксперты Научного центра психиатрии им. Сербского в Москве.

Они заставили Сашу вспомнить все: от детского энуреза и школьных драк до армейской «дедовщины», которой тот хапнул по самое не хочу. О преступлении с ним тоже говорили. «Виновным себя не признавал, активно защищался, утверждал, что признательные показания его вынудили дать сотрудники милиции.

В период, относящийся к инкриминируемым ему деяниям, А. А. Демьянцев не обнаруживал каких-либо признаков временного психического расстройства…Он не находился в состоянии аффекта… При обследовании выявляются облегченность и поверхностность суждений, личностная незрелость, низкое чувство эмпатии, переживания и сочувствия, стремление к разрядке напряжения в агрессивных действиях…» - написали в отчете эксперты.

В переводе с врачебного языка на общечеловеческий: Демьянцев инфантильный, не слишком умный, испытывает трудности в общении. Если разозлится, то может и садануть, как каждый второй мужик. Но ведь каждый второй не будет полосовать детей ножом, словно чокнутый мясник. Короче, экспертиза показала: Саша не маньяк! Продолжение в завтрашнем номере «КП».