Челябинцам предлагают стать миллионерами
Хотя аттестат зрелости я получила еще в прошлом веке, мне хочется верить в чудеса. В блюдечко с голубой каемочкой и в лампу Аладдина. Или, например, что когда-нибудь я выиграю в лотерею красивую сумму, куплю большую квартиру и платье от Шанель. Или слетаю в Австралию...
В общем, когда в своем почтовом ящике я нашла конверт с надписью «Вы выиграли главный приз», спящий в глубине души зверек по кличке «Хочу халяву» поднял голову и затрубил, как африканский слон.
«Мы подтверждаем: Татьяна Викторовна, Вы стали победителем Грандиозной национальной акции с вручением 1000 000 рублей и Вы получите Ваш приз в самое ближайшее время, - говорилось в красиво оформленном послании. В конце бумаги - печать и, для пущей солидности, подпись генерального директора. Правда, не оригинальная, а отпечатанная. – Не теряйте больше ни минуты! Единственный способ получить Ваш приз – это прислать нам запрос вместе с заказом не позднее 5 августа».
Вместо обратного адреса – абонентский ящик в Москве.
К письму прилагался каталог, в котором гордо значились: чайник со свистком («всего» за 600 руб.), мясорубка с присоской (1100 руб.), щипцы для резки помидоров (300 руб.), резиновые калоши (400 руб.), тряпочки для уборки (400 руб.) и тому подобные «уникальные товары». Ну кто в здравом уме выложит 400 рублей за уродливые резиновые чуни? Но в обмен на сказочную щедрость «джиннов из конверта» не пожалеешь денег и на целый калошный магазин…
Впрочем, когда я рассмотрела послание, обнаружила на внутренней стороне яркого послания «Условия проведения маркетинговой акции». Пока не разорвешь конверт – не заметишь! Буковки - маленькие, стиль – иезуитский:
«Термин «Победитель» означает, что данный клиент выбран фирмой среди других клиентов для отправки указанных документов, при получении которых ему предоставляется возможность участвовать в акции и претендовать на призы». В переводе на человеческий язык, «победитель» здесь – вовсе не тот, кто победил и получит приз, а один из тысяч «счастливчиков», которым выслали этот пухлый пакет. Вместо «победитель акции» надо читать «участник»!
С точки зрения закона никакого обмана нет: потребителю предоставили полную информацию, пусть и в сильно завуалированном виде. Кто-то, конечно, поверит в свою грандиозную удачу и понесется в банк оплачивать товары. А когда останется с ненужными ему дорогущими калошами и без миллиона, обвинять, по закону, ему будет некого. Разве что собственную наивность. Товар получен, делать заказ никто не принуждал, деньги не вымогал...
Кстати, в фирму, которая прислала мне это письмо, я никогда не обращалась. Откуда у нее мой адрес? Правда, в других компаниях я заказывала по почте книги и косметику. Оставляя, естественно, свою ФИО и адрес. И хотя, по закону, личные данные являются конфиденциальными, подобные фирмы, скорее всего, обмениваются клиентскими базами. Иначе чем объяснить, что моя подруга, которая один раз в жизни заказала по почте кофточку, теперь регулярно достает из почтового ящика каталоги всевозможных контор, агрессивно впаривающих косметику, одежду и «чудо-пояса» для похудения? Блузку, кстати, она так ни разу и не надела: та оказалась из жуткой синтетики и кожа под ней нестерпимо чесалось…
В общем, мое блюдечко с голубой каемочкой разом потускнело. А в голове замаячили персонажи из совсем другой сказки – Кот Базилио и Лиса Алиса с их «Полем чудес». Название страны, где это поле находится, все помнят...
КСТАТИ
На какие «крючки» ловят нас дистанционные продавцы
- Чтобы продать товар по почте, реклама "говорит" с клиентом особым языком – эмоциональным, настойчивыми и нередко агрессивным: «не упускайте ваш единственный шанс», «наслаждайтесь прекрасными товарами», «уникальные новинки», «очень выгодные цены», «срочно делайте заказ»…
- Создается искусственный ажиотаж. Например, сообщается, что количество товара ограничено, при немедленном заказе гарантируются подарки.
- Каталоги отпечатаны на качественной бумаге, фотографии красочные и яркие, чтобы представить товар в максимально выгодном свете.
В сопроводительном письме к вам обращаются по имени или имени-отчеству, часто значится печать и подпись генерального директора или президента компании – это вызывает доверие.
- В качестве стимуляции клиента может применяться агрессивный маркетинг – письма с извещением о крупном выигрыше, обещания грандиозных призов и т.п. Кстати, специалисты утверждают: крупные, легальные компании действительно проводят розыгрыши. Это обычная технология стимуляции продаж. Применение таких технологий легально и соответствует российскому закону "О рекламе".
- Если вы впервые пользуйтесь услугами компании, не вносите предоплату. Есть риск попасться на удочку мошенников. Надежнее получать товары наложенным платежом. - Согласно статье 26.1 Закона «О защите прав потребителей» при дистанционном способе покупки, даже если товар качественный, потребитель вправе отказаться от него в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней (способ возврата товара обязан указать сам продавец). И, конечно, потребитель имеет право потребовать свои деньги назад, если товар не качественный. Но практически сделать это не всегда легко. Вернуть качественный товар можно только если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки.
Иначе продавец имеет полное право вам отказать. Если же вас угораздило заказать товар в «серой» фирме, шансов вернуть свои деньги практически нет. Такие компании обычно не указывают даже обратный адрес – только абонентский ящик и банковский счет. Непонятно даже, на кого подавать в суд.
- Мы вовсе не утверждаем, что все фирмы, которые предлагают товары по каталогам – мошенники. Товары по каталогам заказывать МОЖНО. Часто они действительно качественные и полезные. Многие из этих вещей действительно не найти на полках обычных магазинов. Кроме того, дистанционная покупка – это удобно. Просто мы призываем внимательно читать то, что написано мелкими буквами. И, соглашаясь участвовать в акции, семь раз подумать, а так ли уж нужны ли вам эти резиновые галоши…
(Использованы материалы Интернет-сайтов о защите прав потребителей и газеты «Коммерсант»)